Общие положения. 1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее – учреждения) служат

1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее – учреждения) служат основой при:

составлении положений о структурных подразделениях, опре­деляющих их роль и место в учреждениях;

разработке должностных инструкций работников, закрепляю­щих их обязанности, права и ответственность;

подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за пра­вильностью их использования;

проведении аттестации работников учреждения.

2. Наименования должностей работников в штатном расписа­нии учреждения должны соответствовать наименованиям должно­стей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационны­ми характеристиками.

3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой дол­жности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оп­латы»:

раздел «Должностные обязанности» содержит основные функ­ции, которые могут быть поручены полностью или частично ра­ботнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, ут­верждающиеся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;

раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъяв­ляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, ко­торые работник должен уметь применять при выполнении долж­ностных обязанностей;

раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» пре­дусматривает:

уровень образования;

стаж работы (по специальности или педагогический);

квалификационные категории, присвоение которых осуществ­ляется аттестационными комиссиями в соответствии с требова­ниями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом уп­равления образованием.

4. По должностям главных специалистов (главного бухгалтера и главного инженера и др.) тарифно-квалификационные характе­ристики не приведены, так как их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных Поста­новлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 30, и тариф­но-квалификационных характеристик специалистов, предусмот­ренных в настоящем приложении.

5. Работникам учреждений, имеющим почетные звания «Заслу­женный учитель», «Народный учитель», «Заслуженный преподава­тель», «Заслуженный работник профтехобразования», «Заслужен­ный мастер профтехобразования» и другие почетные звания по про­филю работы, ученую степень кандидата наук по профилю работы, оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тариф­но-квалификационными характеристиками (требованиями).

Работникам учреждений, имеющим ученую степень доктора наук и работающим по профилю, оплата труда производится на два разряда выше по сравнению с разрядом, установленным им в со­ответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей и присвоения квалификационных категорий руко­водителям и специалистам устанавливается федеральным органом управления образованием.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа рабо­ты, установленных квалификационными требованиями, но обла­дающие достаточным практическим опытом и выполняющие ка­чественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреж­дения, в порядке исключения, могут быть назначены на соответ­ствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ETC.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

8—14 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, сома­тического и социального благополучия обучающихся (воспитан­ников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Содей­ствует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по ох­ране прав ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по про­филактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (вос­питанников), и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитацион­ной и консультативной). Оказывает помощь обучающимся (воспи­танникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическо­му коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психо­логическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в пробле­мах личностного и социального развития обучающихся (воспи­танников). Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. Участвует в планировании и разработ­ке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особен­ностей личности обучающихся (воспитанников), способствует раз­витию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жиз­ненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педаго­гическую коррекцию. Формирует психологическую культуру обуча­ющихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспита­ния. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического примене­ния психологии, ориентированной на повышение социально-пси­хологической компетентности обучающихся (воспитанников), пе­дагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Рос­сийской Федерации, решения Правительства Российской Федера­ции и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о пра­вах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охра­ны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, пе­дагогическую психологию и общую педагогику, психологию лично­сти и дифференциальную психологию, детскую и возрастную пси­хологию, социальную психологию, медицинскую психологию, дет­скую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профори­ентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагности­ки, психологического консультирования и психопрофилактики; ме­тоды активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой проф-консультации, диагностики и коррекции нормального и аномально­го развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безо­пасности и противопожарной защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: