Работа монополии в долгосрочном периоде

Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, то решение монополиста об изменении. масштабов производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска, позволяющий извлекать максимальную прибыль.

Так, при рыночном спросе D, оптимизируя выпуск при MR = LRMC, монополист достигает долгосрочного равновесия при объеме предложения QLR и цене PLR (см. слайд). Получаемая при этом прибыль (темноокрашенный прямоугольник) значительно больше той, которую он получал (светлоокрашенный прямоугольник) при данном спросе в краткосрочном периоде, где равновесный объем предложения QSR дает более высокую цену PSR, но и еще более высокие средние издержки АС1. Причем, хотя для оптимального, с точки зрения максимизации прибыли, долгосрочного объема предложения, выполняется условие МR = МС = LRMC, выпуск осуществляется со средними издержками выше минимальных их значений как для краткосрочного, так и долгосрочного периодов.

В случае увеличения спроса на свой продукт с D1 до D2 (слайд) монополист увеличит предложение с Q1 до Q2 В соответствии с принципом MR2 = МС3 = LRMC. Несмотря на то что при таком объеме выпуска средние кратко- и долгосрочные издержки возрастут, прибыль существенно увеличится (светлоокрашенный прямоугольник). Это - следствие реализации монопольной власти, так как монополист, не сталкиваясь с противодействием конкурентов, компенсирует прирост издержек приростом выручки.

Сталкиваясь с наклонной кривой спроса, монополист максимизирует прибыль при объеме выпуска, для которого средние издержки выше минимальных. Это свидетельствует о неполном использовании имеющегося эффекта масштаба, а значит, и о неэффективности в использовании ресурсов. Между тем вопрос об использовании всего положительного потенциала эффекта масштаба стоит и перед монополией. Дело здесь, конечно, не в том, чтобы остаться на рынке, как это было при совершенной конкуренции, а в том, чтобы повысить доходность, так как, при прочих равных условиях, производство с минимальными издержками позволит получить большую прибыль. В принципе, это возможно, но только в том случае, когда уровень спроса таков, что равенство MR = LRMC будет кратным выпуску, обеспечивающему минимальные долгосрочные средние издержки, то есть при выполнении равенства MR = LRMC = LRACmin×n. Полностью контролируя рынок, монополист может реализовать эту идею путем осуществления производства не на одном, а на нескольких заводах, каждый из которых является оптимальным по издержкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: