Личностный опросник ЛК(в)

(Локус контроля, взрослый вариант)

Опросник ЛК(в) позволяет выявить локус контроля личности, т.е. убеждения человека относительно того, где находятся или локализуются силы, подвергающие влиянию, управлению и контролю то, что происходит в его судьбе.

Инстpукция. Вам будут предложены высказывания людей о жизни. Вы можете согласиться с ними или не согласиться. Если вы считаете: «Да, я думаю примерно также»,- то поставьте на листке для ответов рядом с номером высказывания ответ «да» или плюс. Если вы считаете: «Нет, я думаю об этом иначе», то поставьте рядом с номером утверждения ответ «нет» или минус.

1. Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий человека, сколько от удачного стечения обстоятельств.

2. Большинство разводов происходит от того, что оба супруга недостаточно старались приспособиться друг к другу.

3. Ошибочно думать, что болезнь - это дело случая, и если уж суждено за болеть, то ничего не поделаешь.

4. Одинокими становятся именно те люди, которые сами не проявляют

интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.

6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.

7. Внешние обстоятельства, например, родители и благосостояние, влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.

9. Мои. отметки в учебе больше зависели от случайности, например, от настроения педагога, чем от меня самого.

10. Я строю планы на будущее и знаю. что могу осуществить их.

11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть следствие долгой целенаправленной деятельности

12. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить общение они все равно не смогут

13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими людьми.

14. Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.

15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся о6стоятельства.

16. В случае конфликта я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

17. Жизнь большинства людей в основном, зависит от стечения обстоятельств.

18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.

19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.

20. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле

21. В конечном счете, за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.

22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.

23. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.

24.На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей чаще оказываются бесполезными.

25. Практически все, 'что со мной случается, - это дело моих собственных рук.

26. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

27. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.

28. Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.

29. Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.

30. Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и растить.

31. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы разрешатся сами собой.

32. Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

33. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.

34. 3ачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям, и не нравлюсь другим.

35. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.

36. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

37. В общении с людьми часто бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

38. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

39. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существования моих друзей.

40. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего незнания, неумения или лени.

Обработка результатов. ЛК(в) включает в себя 17 шкал, 8 из которых являются основными, остальные 9 - вспомогательными. Мы воспользуемся основными и двумя вспомогательными шкалами.

Для получения количественных данных выполнения теста проверьте совпадение ответов по каждому утверждению с ключом к опроснику (табл. 3). Буквенными обозначениями в ключе зашифрованы названия шкал. Подсчитаете количество совпадений по каждой шкале. Оцените свои показатели как высокие, средние или низкие, соотнеся каждый из них с числом пунктов в соответствующей шкале. Чем ближе показатель к числу пунктов в шкале, тем он выше.


Таблица 3

Ключ к опроснику ЛК(в)

№ шка-лы Назв. шкалы Номера утверждений, Составляющих шкалу Тип показателя
Выс. Средн. Низк
  Ио –1,2,3,4, –5, –6, –7, –8, –9,10,11, –12, 13,14, –15, 16, –17,18, –19, –20,21, –22, 23, –24,25, –26, 27, 28, –29, 30, –31,32,33, –34,35,36, –37, 38, –39, 40 27–40 14–26 1–13
  Ид –1, –5,11,13,23,28,32,33 6–8 4–5 1–3
  Ин 4,16, –20,27–29, –36,38,40 6–8 4–5 1–3
  Псоб Псоб = Ин–Ид 8–0   0– (–8)
  Оа Дт –1, –6, –15, –17, –22, –24, –26, –37 Оа = 16 – (Дт+Дс) 12–16 6–11 1–5
Дс 10,11,14,25,32,35,38,40
  Ип –1, –9,13, –15,18,21, –26,27,28, –31,32,35, –36, –37,38,40 12–16 6–11 1–5
  Им 2,4, –6, –7, –12,13,16,21, –22,23, –24, –26, –29, 33, –34, –37 12–16 6–11 1–5
  Из 3, –8,14, –17, –19,25,30, –31 6–8 4–5 1–3

Интерпретация результатов. Все шкалы, кроме Оа и Псоб, являются прямыми, то есть чем выше балл, тем больше он говорит о склонности к интернальности. Шкала Оа обратная - у ярких интерналов баллы Оа очень низкие.

Показатель Псоб имеет 2 полюса (положительный и отрицательный) относительно центрального балла «0».

Проанализируйте полученные количественные результаты, сделайте выводы о своем локусе контроля, опираясь на нижеприведенные характеристики результатов, и запишите его в тетрадь.

1. Ио (40 пунктов) – Шкала общей интернальности, охватывает все пункты опросника. Высокие показатели по шкале характеризуют интернала, то есть человека с внутренним локусом контроля, проявляющимся в разнообразных жизненных ситуациях. Такие люди отличаются уверенностью в том, что силы, влияющие на судьбу человека, находятся внутри него самого; что то, что происходит с человеком, в значительной степени является результатом его активности, и, следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на самом человеке, а не на каких-либо других, внешних по отношению к нему, силах.

Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешены, общительны, доброжелательны и независимы. Чем выше показатели интернальности обследуемого, тем более вероятно, что он чувствует себя хозяином собственной судьбы и обладает более высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности.

Чем ниже показатели Ио, тем более выражен внешний локус контроля – экстернальность. Экстерналы не верят в то, что человек в состоянии реально влиять на происходящее в его жизни; они убеждены, что силы, управляющие человеческой судьбой, находятся где-то вовне. Это может быть и случай и «фатум», и какие-либо влиятельные люди, но в любом варианте, по мнению экстернала, от его активности мало что зависят, поэтому он чувствует себя страдающим, но не влияющим на собственную судьбу человеком.

Склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Чем ниже показатели интернальности, т.е. чем ближе они к полюсу внешнего локуса контроля или экстернальности, тем больше человек нуждается в психологической и любой другой помощи, являясь недостаточно самостоятельным в решении различного рода жизненных задач.

2. Ид (8 пунктов) – Шкала интернальности в сфере достижений, охватывает ситуации, связанные со свершившимися достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, выявляет веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокие показатели по шкале характеризует человека, считающего себя причиной собственных достижений и верящего в то, что человек может существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности. Низкие показатели свидетельствуют об обратном.

3. Ин (8 пунктов) – Шкала интернальности в сфере неудач, выявляет отношение к ситуациям свершившихся или возможных неуспехов. Высокие показатели по шкале не говорят о том, что у человека много неудач, они говорят лишь о том, что он большие чувствует свою ответственность за те неудачи, что уже произошли или еще могут произойти в его жизни. Низкие показатели характеризуют человека, не склонного видеть свою причинность ни в свершившихся, ни в возможных неудачах в его жизни; ответственность за свои неуспехи он возлагает на внешние силы, будь то какие ~ то люди, просто невезение или «не судьба».

4. Псоб – Показатель предрасположенности к самообвинению, определяется путем вычета из данных Ин данных Ид. Он может представлять собой как положительное, так и отрицательное число. Чем дальше показатель Псоб от нуля в положительную сторону (max +8 баллов), тем более выражена предрасположенность человека к тому, чтобы обвинять себя во всем плохом, что с ним случается или может случиться, то есть он считает, что причина его неудач он сам, а причина его достижений кто-то другой: «это случайно», «мне помогли» и т.д. Этот показатель может говорить о скрытой для самосознания неуверенности в себе. Чем дальше показатель Псоб от нуля в отрицательную сторону (max -8), тем менее вероятны у данного человека проявления самообвинительного поведения, так как при успехах он чаще видит их причины в себе, а при неудачах склонен считать, что «кто-то другой виноват, но не я». Большие отрицательные баллы Псоб могут свидетельствовать об отсутствии самокритичности. Оптимальным для этой шкалы является нулевой балл.

5. Оа (16 пунктов)Шкала отрицания активности или шкала фатализма, состоит из субшкал Дт (Готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей, 8 пунктов) и Дс (Готовность к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности и ответственности за нее, 8 пунктов) и характеризует убеждения человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на. достижение жизненных целей. Показатель по шкале рассчитывается по формуле 16 - (Дт+Дс). Высокие показатели по шкале (12-16) дают представление о мировоззренческих установках, соответствующих «убежденной экстернальности». Это не просто утверждение преимущественной роли внешних сил в жизни человека, но и исходящие из этого утверждения выводы (или убеждения) о неразумности, ненужности и бессмысленности осуществления активности, не способной ни в каком случае привести к положительному результату.. Важно отметить, что если большинство экстерналов нуждаются в психологической помощи, повышающей их веру в возможность собственного влияния на то, что происходит в их жизни и побуждающей их.к самостоятельному действию, то экстерналов с высоким баллом Оа убедить в этом оказывается значительно труднее, так как недостаточную эффективность собственной активности они объясняют законами мироустройства и не пытаются что-либо изменить в своей жизни, поскольку с их точки зрения это бессмысленно. Те, кто набирают высокие баллы по шкале Оа, не считают себя хозяевами собственной судьбы, не являются оптимистами, уверенными в себе, чувствуют недостаточный эмоциональный комфорт, отличаются низкой адаптивностью, низкой настойчивостью и высоким нейротизмом, не ориентированы на действие ни в случае неудач, ни при принятии решения.

Низкие показатели по шкале Оа в отличие от высоких в специальной интерпретации не нуждаются, подтверждая просто склонность испытуемого к интернальности, причем не только на уровне мировоззрения, но и готовности к деятельности.

6. Ип (16 пунктов) – Шкала интернальности в профессиональной деятельности, охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижение человеком конкретной цели. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, понимающего, что получаемые кем-либо результаты зависят от качества его собственных действий. В профессиональной деятельности такие работники чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Низкие показатели говорят о людях, часто затрудняющихся в объяснении причин и способов достижения того или иного результата; они реже бывают склонны к возложению на себя какой-либо ответственности.

7. Им (16 пунктов) – Шкала интернальности в межличностном общении, характеризует активность, не столько преследующую цель достижения определенного конечного результата, сколько направленную на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. Высокие показатели по шкале говорят о том, что респондент видит свою роль в тех отношениях, которые у него складываются с близкими и мало знакомыми окружающими. Низкие показатели по шкале рисуют портрет человека, зависимого от других и не способного изменить характер своего общения с ними.

8. Из (8 пунктов)Шкала интернальности в сфере здоровья, характерезует отношение человека к своему здоровью. Лица с высокими показателями по шкале понимают, что здоровье в большой мере зависит от их отношения к нему.


Способности личности

Цели занятия

1. Закрепление и углубление знаний по теории способностей.

2. Изучение индивидуальных особенностей интеллекта личности.

Формы работы на занятии

1. Ответы на вопросы, обсуждение основных терминов и понятий по теме.

2. Работа с тестом интеллекта Дж. Равена (Raven Progressive Matrices).

Ответьте на вопросы

1. Что такое способности?

2. Каковы основные виды способностей?

3. Чему равен IQ в популяции?

4. Одаренность, задатки, способности, гениальность – как различать и увязывать эти понятия?

5. Какова природа индивидуально-психологических различий людей и их способностей?

6. Какова роль задатков в развитии специальных способностей?

7. Каковы условия и предпосылки формирования человеческих способностей?

8. Развитие способностей: что для этого надо и есть ли пределы этому?

Обсудите и запомните основные термины и понятия по теме

Способности – индивидуально—психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Задатки – морфологические и функциональные особенности строения нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Общие способности – способности, необходимые для выполнения различных видов деятельности.

Интеллект – способность к научению и адаптации; совокупность общих умственных способностей

Специальные способности – способности, обеспечивающие выполнение какого-то одного вида деятельности.

Выполните диагностический тест

Тест Дж.Равена (черно-белый вариант)

Прогрессивные матрицы Равена предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Предложены П. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения интеллекта - задача на выявление отношений между абстрактными фигурами.

Материал теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий, обозначены буквами английского алфавита (А, Б, С, Д, Е). В каждой серии имеется 12 однотипных матриц, расположенных в порядке возрастания трудности. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии.

Каждая серия заданий составлена по определенным принципам:

А - установление взаимосвязи в структуре матрицы;

В - аналогии между парами;

С - принцип прогрессивных изменений в фигуре;

Д - принцип перегруппирования фигуры в матрице;

Е - принцип разложения фигур на элементы.

(Брошюры с тестом находятся у преподавателя и раздаются студентам на занятии).

Инструкция. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных элементов. Ответы необходимо записывать в тетрадь столбиками:

¯ А1 - … ¯ В1 - … ¯ С1- … ¯ Д1 - … ¯ Е1 - …

¯ А2 - … ¯ В2 - … ¯ С2- … ¯ Д2 - … ¯ Е2 - …

¯ А3 - … ¯ В3 - … ¯ С3- … ¯ Д3 - … ¯ Е3 - …

Обработка и интерпретация результатов. Полученные результаты соотносятся с ключом (см. табл. 4). Каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов, которая после переводиться в стандартный показатель IQ по специальной таблице (см. табл. 5).

Таблица 4

Ключ к тесту Дж. Равена

А В С Д Е
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Таблица 5

Перевод суммы сырых баллов в стандартный IQ для возраста 16–30 лет.

Характеристики интеллекта Нормальный, выше среднего Хороший, незаурядный Высокий, Незаурядный
Сумма сырых баллов                                  
IQ                                  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: