Предисловие. Аланы были большой группой кочевых племен, которая впервые упоминается во II в

Аланы были большой группой кочевых племен, которая впервые упоминается во II в. до н. э. в китайских анналах дина­стии Хань далеко на востоке, а также в трудах классических авторов I в. н. э., называющих их в числе варварских племен у северо-восточных рубежей Римской Империи. Однако в IV и V веках орды аланов стали совершать рейды все дальше и даль­ше на запад и, в конце концов, вторглись в Галлию, Северную Италию и даже на Иберийский полуостров. Частью они пере­шли на сторону римлян; с этим связано их поселение во многих областях этих провинций, свидетельством чему являются со­хранившиеся по настоящее время многочисленные топонимы, содержащие имя аланов или сарматов. В Галлии, например, к ним относятся Ален {Alain, Allain), Алене (Alains, Allaines), Аленкур (Alaincourt), Аленвиль (Allainville), Сермез (Sermaise), Сермуаз {Sermoise) и Сермез-ле-Бен (Sermaize-les-Bains); в Се­верной Италии — Аланья (Alagna), Алано ди Пьяве (Alano di Piave), Сармато (Sarmato); в Испании — Аланис (Alanis) и Ала­но (Alano).

К тому времени, когда аланы впервые вступили в контакт с римлянами, они уже занимали степи к северу от Черного, Кас­пийского и Аральского морей. В этих областях они не только находились в тесных отношениях со скифами, сарматами, аорсами или роксоланами, но и отчетливо идентифицирова­лись с некоторыми из этих племен античными авторами. Это означает, что они были иранского происхождения, а их язык принадлежит к иранской группе. Однако известные свиде­тельства этого аланского языка очень скудны, и состоят лишь из средневековой надписи на надмогильном памятнике, най-

2-1031


18 ПРЕДИСЛОВИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ 19



денной в северных предгорьях Кавказа, двух строк текста (и их перевода) в византийско-греческой поэме, а также из зна­чительного числа слов и названий, сохранившихся в разнооб­разных источниках на многих языках. В дополнение к этому, некоторые заключения относительно аланского, или как его иногда называют, древнеосетинского языка могут быть сде­ланы на основании его современного продолжения, которое представляет осетинский. Под натиском народов, двигавших­ся в западном направлении (сначала гуннов, позднее монго­лов и других), аланы со временем были постепенно оттеснены в горные районы Кавказа, где они под именем осетин прожи­вают до сих пор по обе стороны центральной части Кавказ­ского хребта.

В целом, имеющиеся сведения об аланах, их культуре и ис­тории охватывают довольно продолжительный период време­ни и различные территории от Китая на востоке, до Атланти­ческого побережья на западе и даже до Северной Африки, куда они попали в эпоху Великого переселения народов (Volkerwanderung) вместе с вандалами, и где мы слышим о не­скольких королях, носивших в V в. титул rex Vandalorum et Alanorum.

Поразительно, что до сих пор не был написан исчерпыва­ющий обзор всех различных аспектов культуры и истории аланов по материалам как древних, так и позднейших источ­ников на самых различных языках. Более того, вплоть до на­стоящего времени лишь отдельные области и периоды алан-ской истории были рассмотрены в двух монографиях: Бер­нардом Бахрахом была написана «История алан на Западе: от первых упоминаний о них в источниках классической древности и раннего Средневековья» {Bachrach В. S. A History of the Alans in the West: From Their First Appearance in the Sources of Classical Antiquity, Through the Early Middle Ages, Minneapolis, 1973), и около ста лет тому назад Юлиан Кулаковский составил краткий очерк истории аланов, осно­вываясь только на сведениях из трудов классических и ви­зантийских авторов {Кулаковский Ю. Аланы по сведениям


классических и византийских писателей, Киев, 1899). Но мы можем найти большое количество сведений также и в много­численных восточных источниках, написанных на арабском, армянском, китайском, грузинском и других языках, и не в последнюю очередь — на нескольких иранских языках. По­добное разнообразие источников на многих языках может вполне объяснить, почему подобное всеобъемлющее иссле­дование предпринято впервые.

Только Агусти Алемань в своей диссертации (на каталан­ском языке) «Recull critic de fonts per a I'estudi de la historia, cultura i llengua dels alans» (представленной в Universitat Autonoma de Barcelona в начале 1997 года) задался целью со­ставить исчерпывающий свод всего материала, который имеется в нашем распоряжении. Он поставил перед собой задачу не только собрать все эти источники, но также дать их перевод и комментарий и определить их место в истории аланов.

Такое полное собрание материалов является необходи­мой предпосылкой для написания исторического обзора, причем сведения малоизвестных (и отнюдь не легких для по­нимания) восточных источников чрезвычайно важны, в частности, для определения территории первоначального расселения аланов, и можно только всецело приветствовать, что теперь дополненный вариант диссертации доктора Алеманя издан на английском языке. Опираясь на этот свод — около 600 отрывков из трудов приблизительно 200 авторов — последующие исследователи смогут сде­лать полный обзор истории алан и рассмотреть все аспек­ты аланской ономастики. Например, нельзя оставлять без внимания то обстоятельство, что существует бесспорная связь между теми, кого можно называть восточными и за­падными аланами. Обе эти группы являются в действи­тельности частями одного и того же аланского народа, что становится ясным при рассмотрении ономастических свя­зей. Хорошо известным примером такого рода является имя аланского царя Респендиала {Respendial rex Alanorum),


20 ПРЕДИСЛОВИЕ


который, согласно Григорию Турскому, в 406 г. перепра­вился через Рейн; так звался и полководец Pt|a7uv8uxA.o<;, чье имя мы находим в надписи из Ольвии в устье Днепра. Написание этого введения в чарующий мир алановедения является важнейшей заслугой доктора Алеманя. Полагаю, что оно повлечет множество плодотворных дискуссий об аланах в исследованиях по ориенталистике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: