double arrow

Агитбригадное представление в клубе

Одна из важных форм агитационно-пропагандистской деятельнос­ти клуба - организация инициативных объединений, которые берут на себя функции коллективных пропагандистов и агитаторов, прев­ращаясь таким образом из объекта в субъект воспитательного воздействия клуба. К таким общественно-инициативным объединениям относятся клу­бы молодежи, клубы ветеранов трупа, советы общественных музеев, штабы походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, редколлегии устных газет и журналов, политические, философские, дискуссионные клубы и другие объединения. Среди них есть общественно-инициативный коллектив, который занимается агитацией и пропагандой художественными средствами. Это агитационно-художественная бригада, соединяющая в себе чер­ты как общественно-инициативного объединения, так и коллектива художественной самодеятельности. Будучи агитационно-пропагандистским объединением, агитбрига­да тесно связана с жизнью производственного коллектива. Она черпает из его трудовой деятельности темы и сюжеты для злободневной пропаганды и агитации силами художественней самодеятельности с помощью образного языка искусства. В этом и состоит главная осо­бенность агитбригады как клубного коллектива. С точки зрения сценарно-режиссерской этот вывод чрезвычайно важен, так как именно общественный настрой, целевая установка, с которой приходят в коллектив агитбригады его участники, опре­деляют выбор темы представления и подбор соответствующего ма­териала, проводимый самими агитбригадчиками. Причем, в агитбригаде подбор актуального критического местного материала выступает как эффективный вид общественной деятельности. Для режиссера очень важно создать в агитбригаде атмосферу кол­лективного творчества, сделать каждого из ее участников общест­венным корреспондентом, собирающим злободневный материал будуще­го сценария. В течение многих лет автор данного пособия принимал непос­редственное участие в создании агитбригадных программ анализиро­вал деятельность ряда коллективов и пришел к выводу о необходимости применения в агитбригаде именно такой двухсторонней художе­ственно-педагогической методики, которая одновременно организует общественную и исполнительскую деятельность участников. Отрыв агитбригады от реальной среды, которая питает ее спе­цифическое творчество, немедленно сказывается на художествен­ности программы, делает ее безликой, однообразной. Понятие реальной базы само по себе чрезвычайно широко: от бригады и цеха предприятия - до города или района. Однако оно всегда конкретно. Изменяется лишь состав участников. В бригад­ном или цеховом коллективе - это рабочие бригады, цеха, в горо­де или районе - это представители разнообразных социальных и возрастных категорий. Двухсторонняя методика организации агитбригады позволяет также сделать вывод о том, что методически неверно оценивать деятельность агитбригады только по художественно-исполнительс­кому уровню в силу того, что она не является обычным коллекти­вом художественной самодеятельности и ее нельзя ставить в один ряд с народным театром, хореографическим ансамблем, студией ху­дожественного слова. Это, как говорилось, агитационно-художестве­нный коллектив, поставивший перед собой цель рассказать о своем труде, выразить художественными средствами свое отношение к не­му, бороться именно таким образом с недостатками. Тяга к ху­дожественно-образному публицистическому оформлению местного ма­териала характеризует метод деятельности агитбригады, а не ее суть. Мы имеем здесь дело с самодеятельным искусством, которое ставит перед собой цель: художественно-публицистическое оформ­ление жизни, быта трудового коллектива. Именно с позиций един­ства двух начал - общественного и художественного - должен стро­ить свою деятельность в агитбригаде режиссер. При этом необхо­димо подчеркнуть, что общественно-политическое значение деятель­ности агитбригады не должно умалять значения художественной стороны, значения режиссуры. B агитбригаде, как ни в каком другом виде самодеятельности, огромная ответственность лежит на художественном руководстве, сценаристе и режиссере. Это должен быть педагог, умеющий возглавить свой подвижный, социально-активный коллектив, направить его деятельность в нужное русло, и в то же время подлинный ху­дожник, способный обрабатывать черпаемый из жизни материал, находить ему яркое образное сценарно-режиссерское решение. Выступление агитбригады - важное средство агитации в художественной форме. Местные партийные органы поверяют творческому коллективу агитбригады наряду с пропагандой передового опыта вести критику. Это огромное доверие. Его заслужит такой коллек­тив, который имеет принципиальную гражданскую позицию, убежден­ность и страстность, художественный вкус. Не случайно в постановлении ЦК КПСС "О повышении роли уст­ной политической агитации в выполнении решений 25 съезда КПСС от 25 февраля 1977 года говорится: "Признано необходимым серь­езно улучшать деятельность агитколлективов, создаваемых при пер­вичных и цеховых парторганизациях, обеспечить высокое качество их работы, не гнаться за количественными показателями. Агитато­рами должны утверждаться прежде всего коммунисты, а также наи­более авторитетные беспартийные активисты. Надо шире вовлекать в агитколлективы мастеров, бригадиров и других руководителей среднего звена, которым можно доверить это важное партийное пору­чение". Поиск образности конкретного агитационно-пропагандистского материала, собранного в коллективе, - важнейшее направление де­ятельности режиссера агитбригады и обязательный момент работы над сценарием. Именно здесь чаще всего ошибаются агитбригадчики, заменяя поиск образа и сценического действия длинным агитационным текс­том, "газетными" фразами, не свойственными природе театрализа­ции. Можно, например, рассказать о передовиках производства, а можно показать на сцене "живую" доску почета, как это было сде­лано в представлении ленинградского агиттеатра "Огонек". Можно просто рассказать о браке на производстве, а можно устроить "похороны" брака, как это было сделано агитбригадой "Строитель" треста "Вуктылстрой". Агитбригадное образное действие должно быть точным, острым, разящим. Его задача не оставить людей равнодушными, вызвать оп­ределенную реакцию. Отсюда и должно быть стремление к сатирическому осмыслению факта, чрезвычайно важное для агитбригадного искусства. В одном из агитбригадных представлений агитбригадчики ис­пользовали такой факт: бригада строителей, взявшая социалисти­ческое обязательство закончить в срок строительство коровника, затянула его сдачу на два года. Сценарное решение этого факта в сатирическом агитбригадном действии выглядело так: три то­щих застывших от холода буренки, запорошенные снегом, тесно прижимаются друг к другу под огромным нарядным "социалистическим обязательством строителей". Перечитывая его, тяжело вздыхая, они перечисляют имена строителей, подписи которых стоят под "обяза­тельством". Рассмотрим еще пример образного сценического решения доку­ментального факта. В журнале "Крокодил" сообщалось, что пожарники пожарного поезда так увлеклись "забиванием козла", что не заме­тили как загорелся их собственный поезд. Спасала их геройская по­жарная команда. Это был факт. А вот как его интерпретировал режи­ссер. Под музыку выходил хор пожарных, которому по ходу действия предстояло комментировать все события. Пожарники пожарного поез­да появлялись с шатунами паровоза, которые трансформировались в кувалды (одна сторона красная, другая сделана под «домино»). Поезд набирал скорость, а вместе со скоростью возрастал и темп иг­ры. Кувалды-домино все сильнее и сильнее обрушивали силу своего удара на крышку железного ящика с песком. Напрасно дежурные слу­жбы взывали о помощи, требовали остановки поезда. Игра продолжа­лась до тех пор, пока от мощных ударов пожарных не вспыхнул пе­сок. Методика режиссерской разработки факта предусматривает сле­дующие моменты:

1. Поиск самого факта.

2. Поиск художественного материала (миниатюры, басни, сатирического стиха), органично и эмоционально воплощающего этот факт.

3. Поиск яркой формы образного решения.

4. Включение в сценическое действие музыки, пантомимы, танца. При работе с местным материалом режиссер и весь коллектив агитбригады должны помнить, что он становится достоянием масс, получает общественную огласку. Поэтому необходимы тщательный от­бор и проверка фактов. Проверка фактов позволяет участникам агит­бригады правильно их осветить, сделать их действенными по отно­шению и к тому человеку, о котором говорится со сцены, (прославляется ли он или критикуется), и по отношению к зрительской ау­дитории. Нечего и говорить о том, что факт должен быть актуаль­ным и злободневным. Однако оперативность отклика не должна снижать художественности агитбригадной режиссуры. Время требует от режиссера агитбригады искать новые выразительные средства, На смену подаче факта через плакат, диаграмму, частушки и текста ведущего приходит образное решение эпизода, точно раскрывающее режиссерскую мысль и эмоционально повеству­ющее зрителю о том или ином событии. Важная особенность режиссуры агитбригадного представления в том, что она не предполагает создания драматургически завершении? образов. На сцене мы скорее видим персонажи, очерченные наиболее характерными штрихами, и поэтому задача исполнителя не столько добиваться перевоплощения в данный персонаж, сколько уметь по­дать его в активной и яркой форме, именно поэтому участник агит­бригады должен быть синтетическим исполнителем, умеющим читать, петь, танцевать, владеть элементами пантомимы, быть импровизато­ром. Основа сценического действия - сценарий. Руководитель-режис­сер всегда находится в поиске новых сценических форм и средств воздействия на зрителя. Понимая, что выступление агитколлектива зависит не только от точности отбора тем, фактов и явлений, не только от оперативности, но и в значительной степени определяет­ся их сценическим воплощением, режиссер ищет интересный сценар­ный ход, намечающий соответствующее сценическое образное реше­ние.

В чем же искать выход, если агитбригада не в силах быстро каждый раз создать свой собственный сценарий? Как сохранить си­стематичность выступлений, а не единичность "от смотра к смот­ру"? Одни руководители считают, что для фабрик, заводов и сельскохозяйственных районов необходим "каркасный" сценарий, позво­ляющий менять факты и фамилии в пределах подготовленных номеров. Другие представляют себе каркас как тематический набор стихов, конферанса, миниатюр и песен, позволяющих в зависимости от его использования вставлять в эту тематическую "обойму" местный ма­териал. Третьи видят каркас в сценарно-режиссерском ходе. Анализ опыта подсказывает нам, что составными частями агитбригадного представления должны стать не номера, а тематические блоки-эпизоды. Эпизод, как монтажный блок, служит хорошим "каркасом" для местного факта и при обработке на местах позволяет мгновенно откликнуться агитбригаде на любую злободневную тещу. Анализ практики показывает, что наиболее типичными путями поиска режиссерского сквозного хода являются: 1. Понимание и учет специфики производства, на базе которого работает агитбригада. Это требование предостерегает режиссера от выбора шаблонных сквозных ходов, кочующих из бригады в бригаду: агитмашина, агитпароход, стрельба из сатирической пушки, создание агитбригадных комбайнов, "Машин времени" и т.п.

Уже в самом названии агитбригады и соответственно в режиссер­ском решении представления часто отражается специфика производ­ства. Например: - агитбригада "Игла" на швейной фабрике им. Володарского, "Огонек" в Ленэнерго, "Почтальон" на Главпочтамте и т.п. Агитбригада Красносельского бумажного комбината построила свой сквозной ход на противопоставлении двух объявлений: "Комби­нату требуются" и "Комбинату не требуются". Для промышленных пред­приятий такой ход закономерен. 2. Заключение со зрителем "условий условного" через песню или стих, игру или трансформацию детали. А) Через песню или стих путем использования, например, таков строфы: Нельзя! Нельзя, Чтоб в завтра заползли рвачи, пьянчуги, карьеристы, ханжи, хапуги и врали как в новый дом вползают крысы! Нельзя, Нельзя, чтоб портили нам кровь И Завтра склочник и мошенник! И мы стреляем вновь и вновь. В осточертевшие мишени! Б) Построение игрового действия. Коллектив "Северянка", представляющий морской город Архан­гельск начинает свои выступления веселой игрой, в которой рас­пределяются судовые должности-роли на агиттеплоходе "Северянка". Рейс "Северянка" - это сквозной ход представления, а калейдоскоп номеров с положительным и отрицательным материалом - пристани, у которых агиттеплоход делает остановки. В) Трансформация деталей. В молодежном агиттеатре Красного Села в программе "Боярка-БАМ" такой деталью служат красные шпалы. Вначале на торцах шпал мы видим дату "1918", и начинается рассказ о строительстве железной дороги под Бояркой. Корчагинцы укладывают шпалы, рельсы. Морозы, вьюги, бандитские пули выбивают из их рядов товарищей. Ра­стет количество красных обелисков (трансформация шпал). Но комсо­мольцы не отступают, потому что "сталь закаляется при большом ог­не и сильном охлаждении". Шпалы превращался в раскаленные бруски стали, по которым, как в набат, бьет рабочий молот. Г) Установление ассоциативного ряда и вовлечение в действие зрителей. Участники представления, показав в эпизоде "Звезды не гаснут" подвиг трех Героев Советского Союза, погибших в боях за Ленинград, обращаются в зал с просьбой подняться кавалерам медали "За оборо­ну Ленинграда". Вставшим участникам салютуют со сцены залпами красных гвоздик и белых ромашек. (Из программы "Школьный вальс 41-го года"). Д)

Через трансформацию детали, работающей на создание худо­жественного образа представления. В программе одного из агитколлективов режиссер точно исполь­зовал в сквозном ходе представления трансформацию пил. Двенадцать пил из гибкой фанеры, имеющие двухстороннюю окраску - серебристую и красную, в зависимости от содержания эпизодов превращались уча­стниками представления то в борт машины, го в круглую волну, то в обрывки телеграфных лент, то в раскачивающиеся туловища пьяниц, то в пилы лесорубов. Агитбригада, взяв конкретную деталь, близ­кую и понятную по восприятию рабочим леспромхоза, сделала из нее поэтический образ. Летят под ее острыми зубьями опилки всего то­го, что заслоняет дорогу. И наоборот, эти же острые зубья звучат дивной мелодией скрипок, когда к ним прикасаются руки людей тру­да.

В агитбригадном сценарии дальнейшее действенное развитие за­данного хода происходит: А) Через событийный ряд сюжетной линии. Например, в агитбригадном представлении г.Подпорожья был использован сюжетный ход "Сыщик Холмс идет по следу". Этот ход по­зволил выстроить действие как цепь столкновений героя с негатив­ными явлениями, отрицательными персонажами. При этом режиссеру необходимо помнить, что на протяжении всего представления сквоз­ной ход должен сохранять жанровое единство. Б) Через столкновение положительного и отрицательного материа­ла (или персонажей). Участники агитбригады (комсомольский прожектор): Сильней, коммуна, бей моя, Пусть вымрет быт-урод! Вперед, время! Время вперед! Агитбригадчик (обыватель): Часы идут, часы идут, А маятник качается... А это мне до лампочки. Меня-то не касается! Комсомольский прожектор выхватывает своим лучом обывателя и выясняет причину его равнодушия.

К основным разновидностям агитбригадных представлений отно­сятся:

1. Представления-обозрения. (Калейдоскопы сатирического ма­териала, объединенного сквозным сценарно-режиссерским ходом).

2. Тематические представления. (Раскрытие одной темы в несколь­ких ракурсах – эпизодах).

3. Дискуссионные представления. (В основе этой формы лежит диспут, суд, репортаж. Заострить вопрос, привлечь к нему внима­ние общественности - вот что определяет гражданскую позицию кол­лектива в этом виде).

Режиссерский ход позволяет выстроить представление по прин­ципу объединения самых разнообразных фактов и событий сквозной линией или прохождением через все эти эпизоды одного "героя". Предположим, человеку нужно получить справку. Он обходит на на­ших глазах одно учреждение за другим и, сталкиваясь с различны­ми представителями бюрократической карусели, обнажает перед зрителями их сущность. Вот эпизод - "Справка". Участники: Нужна вам подпись? Только подпись? Какой пустяк! Какой пустяк!... Один из участников (взяв в руки белый лист бумаги): Нужна вам подпись! Только подпись! Остальные участники, вооружившись портфелями и табличками "Секретарша": Нужна вам подпись? Только подпись? Как бы не так! Как бы не так! Звучит веселая музыка. Бюрократы с портфелями и их секретар­ши кружатся по кругу. Портфели трансформируются в пишущие машин­ки. Человеку нужна подпись. Секретарши, не вникая в суть заявле­ния, посылают его от одной к другой. Темп музыки возрастает. Че­ловек, измученный их безразличием, врывается в центр круга, где занимают место бюрократы. Но и здесь полнейшее равнодушие. Чело­век безрезультатно мечется от одного к другому пока не теряет сознание и не валится с ног. Под мелодию вальса секретарши береж­но выносят его за порог, вкладывая в руки так и не подписанное заявление. Секретарши (хором): Следующий! Чтецы: "За рабочий контроль"! Ленин! Это как взрыв бомбы. Карусель разлетается и застывает в "стоп-кадре". Чтецы зачитывают высказывание В.И.Ленина о борьбе с бюрокра­тизмом, о рабочем контроле. Данный эпизод имеет обобщенный сценический образ бюрократи­ческой карусели, но режиссер должен конкретизировать его через определенное учреждение или отдел, где люди сталкиваются с по­добными фактами, и в художественной обработке факта использовать различный материал - сатирический стих, басню, миниатюру, панто­миму...

Сценарным сквозным ходом в обозренческих представлениях нередко служат различного вица путешествия - на агитмашинах, агитпо­ездах, агитпароходах... Используется прием включения в действие литературного героя. Сквозной ход - приезд Васи Теркина в род­ной колхоз - не раз использовался агитбригадами в послевоенные годы,

В отличие от обозренческого, тематическое агитбригадное пред­ставление подчинено раскрытию одной темы в нескольких ракурсах сценарно-режиссерской мысли. Истоки такого представления лежат в "Живой газете" 20-х годов, когда ее отделы иногда объединялись общей темой: Октябрьский номер, кампания за поднятие дисциплины, борьба с дезертирством и т.п. В предисловии к сценарию "Рабочий контроль дает пьянству бой!", получившему диплом I степени за лучшее раскрытие темы на областном смотре в Ленинграде в 1972 году, говорится: "Пьянство наносит ущерб производству, приводит к нарушениям трудовой дис­циплины, авариям, травмам, к гибели людей. Необходимо вести ре­шительную борьбу с этим общественным злом". Основные пункты указа "О мерах по усилению борьбы с пьянст­вом" стали сквозным документальным ходом этого сценария. Композиция сценария состоит из эпизодов: Стенгазета "Алкоголик". Пиво-водочная хороводочная. Магарыч. Старинный производственный романс "По поводу". Градус искусства. Пей до дна. Криминальное танго.

Основная задача, стоящая перед режиссером, заключалась в том, чтобы избежать развлекательности сценического воплощения. Вся об­разность и зрелищность должны были быть подчинены основной мысли. Рассмотрим, например, сценическое воплощение эпизода "По по­воду". Участники агитбригады - сослуживцы растягивают со всех сто­рон скатерть и бурными аплодисментами встречают появившегося в центре скатерти (через вырез) исполнителя, дающего Повод (он стоит на стуле, который не виден зрителю, и поэтому возвышается над столом). Тамада: По поводу защиты мастером рационализаторского пред­ложения! Сослуживцы (вкрадчиво): Мастер, с тебя приходится! Мастер; Да я для коллектива... (Движение рук к карманам пид­жака и плавное скольжение вниз. Пауза). Эх! (Снимает и широким жестом бросает об стол шляпу). Участники раскачивают скатерть, как батут, и, любуясь голо­вокружительным полетом Мастера над столом, поют: По поводу, по поводу... Всегда найдется повод. Без повода, без повода Банкетов нынче нет!... Рисунок праздничного стола повторяется еще раз. Второй - по поводу защиты Мастером диплома инженера, третий - по поводу за­щиты Инженером кандидатской диссертации. Для того, чтобы напол­нить Повод и оправдать доверие коллектива. Мастеру приходится снять пиджак, потом рубашку... Тамада: По поводу доставки нашего товарища... в медицинс­кий вытрезвитель! Мы видим поднятую на скатерти, как на носилках, жертву "по­водов" в трусах и в майке. Сослуживцы сбрасываются по рублю... И опять: "По поводу, по поводу..." Эпизод по материалу начинен острой сатирой в нескольких пла­нах, а его образное решение точно работает на режиссерскую мысль, избегавшую пьяного комикования в раскрытии темы. Эпизоды о борьбе с пьянством включаются почти во все програм­мы. Борьба за искоренение этого зла в быту и на производстве за­кономерна и злободневна. Но все цело в ослаблении гражданской по­зиции некоторых людей к этому злу. Не случайно же с первых секунд эпизодов "о пьянстве" в зрительном зале подчас возникает оживле­ние напоминающее реакцию зрителей в цирке, вызванную выходом кло­уна: сейчас, дескать, будет смешно.

И очень часто режиссеры агитбригадных представлений стараются оправдать ожидание этого. Чего только не напридумано в "зрелищной" подаче материала: шатаются и падают исполнители ролей пьяниц, дико вопят: "шумел камыш", бьют друг друга бутылками по голове, играют на бутылках, как на музыкальных инструментах... Желание агитколлектива вырвать у зрителя смех во что бы это ни стало приводит к ослаблению задачи сатирического осмеяния фак­та и переводит ее в задачу развлекательности. Да, смех – оружие агитбригады. Но какой смех? Агитбригаде нужен смех, точно работа­ющий на режиссерскую мысль представления. Может ли агитбригадное тематическое представление строится только на «положительном» материале? Опыт показывает, что может. Конечно, при этом есть определен­ная опасность превращения агитбригадного представления в темати­ческие вечера. Однако, опыт показывает, что в отличии от последнего, сценарно-режиссерское решение агитбригадного представления имеет в своей основе наиболее конкретизированную, актуальную и оперативную информацию. Это самый действенный жанр клубного пред­ставления. Вот, например, агитбригадное тематическое представление "За тех парней". Оно перебрасывает мост от наших шей к годам войны, несет эстафету героики. На предприятиях одного из районов шесть передовых молодых производственников работают за себя и за тех парней - Героев Со­ветского Союза, погибших при освобождении города от фашистских захватчиков. Те парни, что победу добывали И гибли на смертельных рубежах, Видением минувшего не стали, Не стали только бронзой в городах... Композиция сценария состоит из 5 эпизодов: Школьный вальс 41-го года. Солдатские дороги. Письма домой. Атака. Звезды не гаснут. В пятом эпизоде на экране воспроизводятся портреты героев, пробитые пулями комсомольские билеты, выдержки из писем погиб­ших защитников Родины, обязательства комсомольцев комбината, ра­ботающих под девизом: "За себя и за того парня". Таковы основные виды, направления и принципы формирования агитбригады, представляющей собой знаменательное общественно-ху­дожественное явление наших дней,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: