Содержание программ

Искусство всегда выдвигало на передний край для отражения нашей жизни свои оперативные жанры. Таким жанром в художественной самодеятельности стала агитационно-художественная бригада. Агитбригада — боевое искусство, в этом ее назначение и смысл. В ней, как ни в одном другом любительском коллективе, широко представлено творчество самодеятельных поэтов, композиторов, артистов, режиссеров и художников. Коллектив агитбригады — главное действующее лицо программы, воплощающее в себе собирательный положительный персонаж, который борется с отрицательными явлениями.

Опираясь на лучшие традиции «Живой газеты», «Синей блузы», агитбригады используют в своем искусстве многообразные художе­ственные средства, накопленные эстрадой, театром, кино...

Литературный материал — основа, определяющая успех и идей­но-художественную ценность агитколлектива.

Чтобы быть действенным, репертуар агитбригады должен обязательно строиться на местных фактах, постоянно обновляться. Авторы должны заботиться, чтобы сценарии был не только грамотным, но и злободневным, освещал положительные, яркие стороны нашей действительности, а также вскрывал недостатки. Программа выступления непременно должна включать разные жанры.

Функции агитбригад ответственны, а художественные средства, которыми они часто пользуются (юмор, сатира), весьма остры. Это требует от руководителей и всех участников бригад самого бережного отношения к фактам и характеру их подачи. Факты подлежат строгой проверке, без которой они не должны стать предметом показа.

Выступления агитбригад отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью. Это еще больше повышает их значение, их жизненность.

Драматургической основой выступления агитбригад являются сценарии. Начиная работать над программой необходимо точно определить цель предстоящих выступлений, выбрать темы, актуальные для данного момента, тщательно продумать и осуществить монтаж. Важно также определить драматургический ход, развивающий действие. Сюжет выступления агитбригады не идентичен сюжету пьесы, однако каждый эпизод обычно строится по принципу завязки, нарастания конфликта и его разрешения.

Программа агитбригады носит характер обозрения (это наиболее распространенный жанр), поэтому в ней может быть ряд эпизодов и соответственно ряд конфликтов. Каждый эпизод непременно должен быть законченным, а нарастание действия выражается в том, что более острые и значительные факты размещены ближе к концу выступления.

Конфликт — основа драматургического действия — в программе агитбригады может быть представлен многогранно: это может быть столкновение различных человеческих характеров, борьба нового со старым, веселое соревнование, в котором побеждает самый изобретательный, самый остроумный и ловкий и т. д. Одной из важнейших особенностей сценария является лаконичность его языка. В небольшой интермедии, куплете, пантомиме надо сказать о многом, и так, чтобы не утерять образное начало.

Одна из самых сложных задач, стоящих перед сценаристами агитбригады,— решение образа положительного героя. Во многих сценариях это—наиболее уязвимое звено. О положительном можно рассказать не только средствами драматического искусства, но и песней, танцем, пантомимой, частушкой, но все должно подаваться динамично, в действии. Носителем положительного выступает и сам коллектив агитбригады: своим отношением к изображаемым событиям он дает им оценку.

Сценарий агитбригады может быть создан авторской группой или отдельным автором, но в любом случае это труд всего коллектива, так как в процессе работы над реализацией дра­матургического материала могут быть внесены значительные изменения в текст, в мизансцены.

ПОСТАНОВКА ПРОГРАММЫ

И РАБОТА РЕЖИССЕРА

Практика выступлений агитбригад показывает, что режиссер часто является автором сценария или соавтором других сцена­ристов. Если не всегда режиссеру принадлежит текст сценария, го в большинстве случаев именно он определяет основную тему и идею. Соавторство режиссера очевидно также в процессе работы над постановкой сценария, когда в него вносятся коррективы. Поэтому режиссеру очень важно иметь точное и глубокое представление о жизни (теме), о важнейших проблемах, и, кроме того, отлично знать местный материал. Режиссер должен быть в гуще жизни, чтобы уметь объединить в единое целое и то и другое. Он должен обладать обостренным чувством времени — на этом базируется его точка зрения.

Режиссер работает над каждым эпизодом прежде всего с исполнителем. Совместно выявляется тема эпизода, его идея, композиционное построение, подбирается наиболее выразительный реквизит, музыка, свет.

Вопросы актерского мастерства всегда должны быть в центре внимания. У каждого режиссера ощущение, видение будущего представления рождается по-разному. Но в конечном счете агитационно-художественная сила программы обусловливается его знанием конкретного материала, творческим воображением, жизненным опытом и педагогическим мастерством, т. е. умением передать все это исполнителям.

В работе с исполнителями учитываются и особые условия агитбригадной игры: если в драматическом спектакле актер общается лишь с партнерами по сцене, а зрители сопереживают, но не участвуют в действии, то при выступлении агитбригады зритель — партнер исполнителя, соучастник. Исполнители агитбригадной программы, как правило, постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции.

Исполнитель в агитбригаде должен быть «многоликим» - темпераментным, задорным, владеющим широким арсеналом сценических приемов, умеющим петь, танцевать, хорошо читать, обладающим отличной дикцией.

В режиссуре агитбригады важно чувство композиции и темпо-ритму. Если в театре огрехи в области композиции и темпо -ритма могут быть покрыты за счет постановочных приемов, то в выступлении агитбригады такие огрехи зачастую служат основ­ной причиной провала постановки. Хорошо продуманное, верно выстроенное по темпо-ритму выступление агитбригады создает впечатление единого представления, идущего «на одном дыхании». Правда, здесь иногда таится опасность того, что в погоне за яркой формой и четким темпо-ритмом пропадет агитационная сущность программы. Главное на сцене — человек.

Только при этом условии агитационно-сценическое искусство обретает полную силу, гражданское звучание.

Перейдем к методике использования некоторых художественно-оформительских средств при постановке программы.

Музыка, обычно широко представленная в программах, может нести самую различную смысловую нагрузку от музыкального фона, который создает определенное настроение у зрителя, до самостоятельного яркого художественного образа. Есть коллективы, которые целиком строят свои программы на музыкальном материале, вплоть до музыкальных ревю.

Широко используются при создании программ технические средства, особенно когда программы предназначены для показа в малых помещениях. Местный материал, зафиксированный в фотографиях, карикатурах, оформляют как световую газету аудио запись позволяет использовать прием контрастного комического сопоставления: на сцене разыгрывается действие одного плана, а в записи звучит противоположное ему по смыслу. Этот же прием используется в пантомимах. аудио запись позволяет также использовать документальный материал. Постановка значительно выигрывает благодаря различным световым эффектам. Световой экран позволяет использовать приемы теневого решения программы; с помощью света можно создать иллюзию увеличения или уменьшения человека, иллюзию пожара и т. д.

Сейчас в агитбригадах широко используются любительские кинофильмы — для рассказа. В некоторых коллективах создаются целые программы с использованием экрана, действие на сцене сочетается с действием на экране, и создается иллюзия того, что актер сходит с экрана на сцену или наоборот.

Сценическое оформление программы агитбригад имеет свои законы. Декорации должны быть предельно лаконичными и мобильными. Популярны портативные конструкции ширм самой разнообразной формы. Следует подчеркнуть, что крайне нецелесообразна любая попытка приблизить декорации к театральным, сделать так, чтобы все было «как в настоящем театре». Это перегружает сцену, отвлекает внимание зрителей и снижает мобильность самой агитбригады.


СЛОВАРИК-ПОДСКАЗКА

СЦЕНАРИЙ

Основа агитбригадного представления.

Строится на конкретных фактах, должен быть близок и понятен всем.

ЗАМЫСЕЛ

Это то, почему Вы решили взять именно этот материал.

· Образное, эмоциональное представление литературного, музыкального материала, воплощенное в сценическую форму.

РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ (интерпретация)

· Идейное толкование материала

· Характеристика отдельных персонажей (исполнителей)

· Определение стилистических и жанровых особенностей

· Решение композиции во времени (темп, ритм)

· Решение в пространстве (характеристика мизансцен и планировок)

· Определение характера и принципов декоративного и музыкально-шумового оформления

ТЕМА - о чем повествует автор

ИДЕЯ – во имя чего это делается

ОБРАЗ – музыка, артисты, киноматериалы, слайды, изобразительное искусство и т.д.

Г Л А В Н О Е

· Тема и идея окончательно определяются в процессе отбора материала.

· Главная задача постановщика – вовлечь зрителя в участие.

· Средствами решения этой задачи могут быть: рапорт, перекличка, игры в зале, вопросы, обращенные к зрителям, массовый выход из зала и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: