double arrow

Сценарно-режиссерская работа над эпизодом публицистического и агитационного представления

Эпизод - ритмически организованное по законам драматургии маленькое произведение, раскрывающее тему через развитие мысли в действии. Для режиссера действие - это развитие конфликта, движение его к кульминации и дальше к разрешению (развязка, финал). Мысль эпизода всегда проходит через событийный ряд. Событий­ный ряд - это своеобразные точки опоры для выявления и удержа­ния мысли. При монтаже эпизода мысль может иметь последователь­ное (сюжетное) или непоследовательное (ассоциативное) развитие.

В ассоциативном монтаже действие совмещается с "наплывами": зримое возвращение к прошлому, зримое размышление, зримый сон, зримые мечты. Примером ассоциативного монтажа эпизода может послужить эпизод "Атака" из представления "Баллада о солдатской каске". В цепи лежат солдаты лицом к зрителям. В темноте команда: "В атаку!" Крики: "Ура-а!". Стук пулемета. Тишина. Перед нами метрах в двух-трех (в зависимости от зеркала сцены) пятирядная секция колючей проволоки, закрепленая концами к двум винтовкам. Вин­товки держат чтецы-актеры, читающие за фашистов. Луч прожектора скользит по цепи, по каскам, высвечивая на них красные звезды. Солдаты ползут к проволоке. Звучит песня, усиливавшая эмоциональ­ный накал происходящего события. Один из солдат приблизился к проволоке, привстал. Автоматная очередь. Медленно, как в замедленной съемке, солдат опускается на землю и застывает без движения. Звучит мелодия немецкого мар­ша. Читающие за фашистов резкими движениями раскачивают проволо­ку, как бы находясь на марше. Первый (остановившись): Из письма обер-лейтенанта своей не­весте: (марширует) "Милая Гретхен. Идем по России в полный рост. Русские не успевают кланяться нашим пулям. О, как богата эта Рос­сия! После войны она обязательно будет наша. Здесь такая жирная земля для твоих роз. Нежно обнимаю, целую в носик. Твой Курт Вольф" Луч прожектора выхватывает одного из солдат. Он как бы слу­шает голос земли, черпая силы. Звучит хор. Слышна мелодия песни "Стежки-дорожки". Солдат отрывается от цепи и ползет к проволоке. Читающие за фашистов, оторвав приклады винтовок от земли, начинают охоту за солдатом "проволочной сеткой". Пантомима "Ловушка" сопровождает­ся шумовым эффектом сигнальной банки, которая прикреплялась к ко­лючей проволоке (жестяная банка с запаянными в нее мелкими железками). Мелодия "Стежки" все время заглушается шумом этой банки, пре­рывая движение к цели солдата. Солдат ползет вперед. Проволока преграждает дорогу. Солдат делает бросок влево. Проволока провисает над ним. Солдат опять ползет вперед. Проволока, как бы играя с ним в "кошки-мышки", пропускает его, а затем резко перекрывает, давит к земле, закру­чивает ему руки. Солдат на коленях. Гулкий стук его сердца. Первый чтец, произносящий текст за фашиста: Солдат, куда ты, солдат! Отсюда ведь не придешь! Ты еще молод, солдат, Куда ты, глупец, ползешь? Наплыв: (в луче прожектора мать солдата). Она как бы поддер­живает сына, придает ему сил. Мать; Сынок, ты любил до дрожи Под метельный перехлест Встать, в руках сжимая вожжи, В полный рост, В полный рост! Второй чтец, произносящий текст за фашиста: Жертвенность подвига одиночки Не переломит истории ход. Мать: Будешь трусом и позорно сгинешь, Трусостью никто тебя не спас! Первый чтец; Жизнь дается лишь единожды... Мать: Но и совесть - тоже только раз! Наплыв исчезает. Снова хор. Мелодия "Стежек" вырастает, вместе с ней приподни­мается с колен солдат. Он, на секунду застыв, делает резкий рывок всем корпусом и руками вверх. Разорвав проволоку, медленно опу­скает ее и застывает в стоп-кадре. В этом месте эпизода возмож­но включение документа.

Мы видим на примере данного эпизода, что всякое действие - есть преодоление препятствий, движение к цели, борьба во имя ка­кой-то идеи. Каждый персонаж при сценарном формировании эпизода, независимо от его режиссерского решения (будет ли ему определена чтецкая фор­ма исполнения или актерская) имеет свои задачи и цели.

Столкно­вение целей (сверхзадач ролей) и помогут нам выявить линию борьбы через определение событийного ряда: Атака захлебнулась. Смерть товарища. Не поднять головы. Земля зовет на подвиг. Петля затягивается. Призыв матери. Вызываю огонь на себя. Сверхзадача фашистов: поставить советских солдат на колени (огнем, уговорами, страхом, смертью). Сверхзадача советских солдат: встать в полный рост. Мысль эпизода: лучше смерть, чем жизнь на коленях. Сверхзадача сценического эпизода: Мы - не рабы! С.Образцов в статье «Режиссер условного театра" советует режи­ссерам для наиболее точного выявления конфликта пользоваться ме­тодом «за и против». «Точно определив расстановку лагерей, сгруппировав единомыш­ленников (сознательных или бессознательных - это безразлично) и выяснив ту цель, достижения которой желает зритель и представи­тель зрителя на сцене (чаше всего гак называемый главный герой), я беру чистый лист бумаги, делю его вертикальной линией пополам и над левой половиной пищу слово «за», а над правой "против». На­лево я выписываю все то, что помогает приближению к намеченной цели, будет ли это действие самого героя или его единомышленни­ков, или помогающие внешние обстоятельства, или неудачи против­ного лагеря. Направо я выписываю все то, что мешает осуществлению намеченной цели: все удачи врагов, все мешающие внешние обстоятельства, все ошибки героя, все его поражения. Если все "за" и "против" соединить стрелкой, то сверху вниз на вашем листе бумаги побежит, как мол­ния, зигзагообразная линия, и вы увидите ритм событий вашего бу­дущего спектакля, его пульс".

В этой же статье С.Образцов советует проверять количество "за" и "против". «Если длинное "против" еще и не очень страшно, так как оно на­гнетает действие, то длинное «за» никуда не годится. Это те самые места, которые будут скучными, а иногда и вовсе остановят действие».

При формировании эпизода эти советы, несомненно, помогут сце­наристу-режиссеру точно выбрать линию развития борьбы. Анализ практического опыта показывает, что критерием для выбора художественного материала при формировании эпизода служат: художественное достоинство материала, возможности его эмоцио­нального воздействия, элемент неожиданности, свежесть материа­ла, малоизвестность, возможность пластического решения на сце­не. Рассмотрение общих и специфических особенностей клубной ре­жиссуры позволяет определить и выделить наиболее важные узловые моменты для обучения будущего специалиста, разработать методику обучения режиссера как творца массового клубного представления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: