Критическое мышление

На уроках и в классах, описанных выше, учащихся поощряют думать самим и мыслить критически (Halpern, 1996; Kurland, 1995; Unrau, 1997). Критическое мышление позволяет нам размышлять о своих собственных мыслях и причинах, стоящих за нашими точками зрения. Это означает, что мы размышляем о том, каким образом мы приходим к нашим собственным решениям или каким образом сами решаем задачи /проблемы. Такое размышление означает, что наши мысли сознательно направлены на некую цель. Эти размышления и идеи основываются не на наших предубеждениях или предрассудках, но на логике и надежной и достоверной информации, которую мы можем собрать из многих источников. Когда мы думаем критически, то чт о мы думаем и к а к мы думаем всегда находится в фокусе нашего внимания, и когда мы замечаем ошибку или видим другой и, возможно, лучший способ осмысления какой-то задачи или проблемы, то мы охотно изучаем его. Учащиеся, которые мыслят критически обычно учатся с интересом. Даже в самых трудных интеллектуальных задачах они видят возможности для обучения. Эти учащиеся видят возможности, чтобы применить свои навыки критического мышления, и обычно с готовностью пользуются этими возможностями – будь то в классе или в своей повседневной жизни. Именно благодаря таким ученикам преподавание доставляет удовольствие и становится интересным.

Среди тех, кто изучает и преподает критическое мышление и активное обучение (e.g. Anderson, et al, 2000; Bloom, 1969), в качестве одного из способов организации целей преподавания и обучения признается создание категорий или типов вопросов и учебных целей. Идея состоит в том, что просто запоминание какого-то факта является вопросом или целью очень «низкого уровня». На другом конце шкалы – действия «высокого уровня», такие как создание новых идей или выведение новых умозаключений. Ниже приводится список категорий вопросов и целей, которые перечисляются, начиная от самого низкого уровня (запоминание) до самого высокого (создание).

          создание
        оценивание ВЫСОКИЙ
      анализ    
    применение      
  понимание        
запоминание          
НИЗКИЙ          

Хотя требуется работа на всех уровнях, выходя за рамки вопросов, требующих просто памяти или воспроизведения, мы как педагоги помогаем ученикам задействовать более высокие уровни критического мышления, даже когда они осваивают знания фактов. Чтобы задавать эти вопросы более высокого уровня и достигать целей более высокого уровня, учителям необходимо реструктурировать свои классы, чтобы они поддерживали более высокие уровни критического мышления. Недавно педагогами и исследователями в области образования были представлены определенные советы для такой реструктуризации (Herrenkohl & Guerra, 1998; Herrenkohl & Wertsch, 1999). В таких классах педагоги и учащиеся ценят и поощряют активное обучение и критическое мышление. Между учащимися и между учащимися и педагогами часто проходят дискуссии, которые ведутся корректно и оживленно. Во многих случаях эти дискуссии возникают как результат вопроса, который поднимает либо учащийся, либо учитель. Уровень, тип и структура вопросов важны для возникающих дискуссий. Они также поддерживают более высокие уровни сложности критического мышления учащихся. В этом разделе дается описание различных уровней и типов вопросов и моделей, а также приводятся советы для ведения дискуссий в классе.

Когда мы говорим об уровнях вопросов, мы имеем в виду различие между вопросами, касающимися деталей (таких как имена, даты, места, столицы государств или областей), и вопросами, которые касаются более сложных идей, таких как взаимоотношения между понятиями или причины каких-то событий или ситуаций. Вопросы низкого уровня о фактах и деталях. Можно дать следующие примеры таких примеров:

• В каком году Мексика получила независимость от Испании?

• При какой температуре замерзает вода на уровне моря?

• Назовите самое знаменитое литературное произведение Сервантеса.

• На каком континенте находится река Ориноко?

Может оказаться важным знать эти факты, но простое знание этих фактов не обеспечит того, что учащиеся смогут их использовать для решения задач или принятия важных решений. Среди стратегий /методов, которые способствуют обучению на более низких уровнях, можно назвать такие:

• Устно проговаривать факт снова и снова

• Записывать и переписывать информацию

• Читать и перечитывать материал, который необходимо запомнить.

Хотя эти методы могут помочь в ближайшем будущем, они не обеспечивают запоминания информации на более долгий период времени. Если цель обучения состоит не только в том, чтобы запомнить факты, но использовать эти факты для решения задач и принятия решений, то нашим ученикам принесет больше пользы, если им будут задавать вопросы, которые требуют от них использования более сложного, более высокого уровня критического мышления, - вопросы более высокого уровня.

Вопросы более высокого уровня – это вопросы, которые мы задаем, когда мы спрашиваем, как или почему что-то произошло, или каким образом одно событие, предмет или идея могут быть связаны с другими событиями, предметами или идеями. Эти вопросы формулируются таким образом, чтобы заставить отвечающего на них критически мыслить. То есть, ученики могут использовать факты и детали в процессе ответа на вопрос, но для обоснования ответа им необходимо идти за пределы простого знания фактов и деталей. В случае вопросов более высокого порядка отвечающий на них активно выражает определенную позицию, утверждает некую точку зрения о причинах или взаимоотношениях. Вопросы более высокого порядка обычно требуют использования мыслительных операций, связанных с критическим мышлением.

Вопросы более высокого порядка способствуют тому, чтобы ученики находили важную информацию и использовали ее для того, чтобы сделать выводы или провести сравнения.

• Каким образом движение за независимость Мексики от Испании повлияло на людей в соседних с ней странах?

• Почему вода вблизи мостов и в городах замерзает зимой позже, чем вода в озерах, расположенных в сельских районах?

• Река Амазонка оказывает влияние на многие районы Бразилии. Чем отличается это влияние в районах, расположенных вблизи Атлантического побережья, и в центральной части Бразилии?

На вопросы подобные этим можно дать более чем один ответ, который будет подходящим и убедительным. Эти вопросы отражают более высокий уровень использования критического мышления, по сравнению с вопросами, которые предполагают простое повторение фактов.

Содержание вопроса важно для того, чтобы вопрос способствовал критическому мышлению, но также важно и то, как задается этот вопрос. Имеется много методов, которые учителя могут использовать для того, чтобы сделать свое умение задавать вопросы еще более эффективным (Gibbs, 2001):

• После того, как вы задали вопрос, предоставляйте время на размышление, чтобы и у учеников менее уверенных в себе была возможность сформулировать ответ.

• Используйте метод «Подумайте – Объединитесь в пары – Обсудите», чтобы учащиеся могли обсудить ответ друг с другом, прежде чем высказывать свое мнение перед всеми.

• Задавайте вопросы, которые развивают /продолжают обсуждение, типа: “Что вы могли бы добавить?” “А какое мнение у тебя, Маргарита?”

• Предоставляйте обратную связь /комментарии, которые и не подтверждают, и не отрицают ответов учеников. Тогда обсуждение остается открытым. Например: “Интересно”. “Я об этом прежде не думала”.

• Просите обобщить /подвести итог. “Кто может выразить точку зрения Джамили другими словами?”

• Выясните мнение других учащихся. “Кто согласен с Максом?” “Кто не согласен? Почему?”

• Поощряйте учеников адресовать вопросы другим ученикам: “Спроси Михеля, может ли он что-нибудь добавить тебе в ответ”.

• Выступайте «адвокатом дьявола»: “Что бы вы почувствовали, если ….?” “Как бы вы отреагировали на изменение, если….?”

• Используйте метод проговаривания мыслей /рассуждений вслух: “Как вы пришли к такому ответу?”

• Спрашивайте всех учащихся, а не только тех, кто поднимает руки. Однако быстро двигайтесь дальше, если ребенок не хочет отвечать.

• Предупреждайте учащихся о возможности разных ответов: “На этот вопрос имеется много возможных ответов”.

• Изменяйте перспективу: “Как бы вы отнеслись к своему ответу, если бы вы были….?”

• Используйте воображение: “Что произошло, если бы ….?”

• Соотносите ответ с чем-то еще: “В каком отношении (ответ ребенка) сходен с …..?” “В каком отношении он отличается?”

• Преобразуйте ответ каким-то образом: “Что если бы мы изменили (идея ребенка) на ……..?” Что если бы мы соединили идею Джамили и идею Михеля?”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: