имеет место ближе к концу урока и служит следующим целям:
• обобщить основные идеи
• интерпретировать эти идеи
• обменяться мнениями
• выразить личную реакцию
• апробировать эти идеи
• оценить, как идет процесс обучения
• задать дополнительные вопросы
На протяжении всего этого пособия мы будем снова и снова говорить об этих трех фазах актуализации (предвосхищении), построении знаний и консолидации. Многочисленные учебные задания, которые будут представлены на этих страницах обычно будут служить целям той или другой фазы из этих трех фаз урока.
Эта модель «актуализация – построение знаний – консолидация» обозначается в тексте простой триадой значков, которые изображают различные фазы жизненного цикла пшеницы:
Фаза актуализации (предвосхищения); зерно сажают в плодородную почву. Успех урока зависит не только от этого «зерна»: необходимо опираться на те знания, которые уже имеются у учеников, подобно тому как зерно должно использовать питательные вещества в почве.
|
|
После того как проделана необходимая подготовительная работа, учитель приступает к фазе построения знаний; Зерно пшеницы прорастает и пускает корни.
Урок завершается фазой консолидации. Пшеница начинает колоситься; в колосе содержатся зерна многих других растений. Так и урок может привести ко многим другим заданиям /занятиям.
Эти три значка всегда в тексте будут помещаться вместе и именно в этой последовательности, тем самым напоминая учителю выстраивать урок на том, что было до этого, и помнить о том, что будет дальше. Жизненный цикл пшеницы – от зерна к растению и снова к зерну – также напоминает о бесконечном цикле обучения: знания выстраиваются с опорой на полученные ранее знания – для того, чтобы продвигаться вперед.