Наименование показателя | Значение | D | |
прошлый год | отчетный год | ||
Объем продаж (V), шт. | – 100 | ||
Цена за единицу продукции (Ц), руб. / шт. | |||
Затраты на единицу продукции (з), руб. / шт. | |||
Прибыль от продаж, руб. | 400 000 | 450 000 | 50 000 |
Напомним, что зависимость прибыли от приведенных в таблице факторов имеет вид:
Пр = V (Ц – з).
Выполним оценки влияния факторов:
DПр V = D V (Цпр.г – зпр.г) = (– 100) (1500 – 1100) = – 40 000;
DПрЦ = Vотч.г DЦ = 900 ∙ 200 = 180 000;
DПрз = Vотч.г (– Dз) = 900 (– 100) = – 90 000.
Как и следовало ожидать, получены такие же оценки влияния факторов, что и с помощью МЦП.
Обратим внимание, что в факторной модели перед фактором з стоит знак «минус», поэтому приращение этого фактора в формулу оценки влияния з на прибыль (D Прз) подставлено с обратным знаком.
Формулы метода абсолютных разниц для аддитивных моделей наиболее просты. Влияние каждого фактора на результативный показатель равно величине приращения этого фактора, взятого с тем знаком, который стоит перед этим фактором в факторной модели. Это правило действует для моделей с любым количеством факторов. Например, для трехфакторной модели вида:
|
|
F = x + y – z
оценки влияния факторов рассчитываются следующим образом:
D Fx = Dx; D Fy = D y; D Fz = – D z.
Как видим, во всех видах факторных моделей с помощью МАР влияние одного фактора рассчитывается в одно действие (при условии, что «абсолютные разницы» факторов уже рассчитаны), в то время как в МЦП для оценки влияния одного фактора нужно выполнить три действия. Поэтому и говорят, что МАР менее трудоемок, чем МЦП.