Исходные данные

Наименование показателя Значение D
прошлый год отчетный год
Объем продаж (V), шт.     – 100
Цена за единицу продукции (Ц), руб. / шт.      
Затраты на единицу продукции (з), руб. / шт.      
Прибыль от продаж, руб. 400 000 450 000 50 000

Напомним, что зависимость прибыли от приведенных в таблице факторов имеет вид:

Пр = V (Ц – з).

Выполним оценки влияния факторов:

DПр V = D Vпр.г – зпр.г) = (– 100) (1500 – 1100) = – 40 000;

DПрЦ = Vотч.г DЦ = 900 ∙ 200 = 180 000;

DПрз = Vотч.г (– Dз) = 900 (– 100) = – 90 000.

Как и следовало ожидать, получены такие же оценки влияния факторов, что и с помощью МЦП.

Обратим внимание, что в факторной модели перед фактором з стоит знак «минус», поэтому приращение этого фактора в формулу оценки влияния з на прибыль (D Прз) подставлено с обратным знаком.

Формулы метода абсолютных разниц для аддитивных моделей наиболее просты. Влияние каждого фактора на результативный показатель равно величине приращения этого фактора, взятого с тем знаком, который стоит перед этим фактором в факторной модели. Это правило действует для моделей с любым количеством факторов. Например, для трехфакторной модели вида:

F = x + y – z

оценки влияния факторов рассчитываются следующим образом:

D Fx = Dx; D Fy = D y; D Fz = – D z.

Как видим, во всех видах факторных моделей с помощью МАР влияние одного фактора рассчитывается в одно действие (при условии, что «абсолютные разницы» факторов уже рассчитаны), в то время как в МЦП для оценки влияния одного фактора нужно выполнить три действия. Поэтому и говорят, что МАР менее трудоемок, чем МЦП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: