Исходные данные

Вид сладостей, единица измерения Объем покупок, ед. Цена за единицу, шведских крон
прошлый год отчетный год прошлый год отчетный год
Конфеты, кг        
Печенье, коробки        
Варенье, банки        
Лимонад, литры        

Для оценки влияния факторов будем использовать МЦП, как это было показано выше. Уточним, что объем покупок – это количественный фактор, и он должен быть на первом месте (то есть объем – это х), а цена – качественный фактор, и она должна стоять на втором месте (то есть цена – это у). Проведем необходимые расчеты, обозначая данные прошлого года индексом 0(исходные значения), а данные отчетного года – индексом 1 (текущие значения).

1) F 0 = 10 · 11 + 30 · 5 + 20 · 6 + 50 · 2 = 480.

Таким образом, в прошлом году Карлсон потратил на сладости 480 крон.

Во втором расчете заменим (по сравнению с первым расчетом) объемы покупок прошлого года объемами покупок отчетного года. Получим:

2) F усл = 12 · 11 + 25 · 5 + 22 · 6 + 55 · 2 = 499.

Оценим влияние изменения объемов:

D Fx = 499 – 480 = 19,

то есть из-за изменения объемов покупок Карлсон должен был в отчетном году потратить на сладости на 19 крон больше, чем в прошлом.

В третьем расчете заменим (по сравнению со вторым) значения цен. Получим:

3) F 1 = 12 · 12 + 25 · 4 + 22 · 6 + 55 · 3 = 541.

Итак, в отчетном году Карлсон потратил на покупку сладостей 541 крону. Оценим влияние изменения цен:

D Fy = 541 – 499 = 42,

то есть из-за изменения цен сумма покупок Карлсона в отчетном году должна была быть на 42 кроны больше, чем в прошлом году.

Изменение суммы покупок сладостей в отчетном году по сравнению с прошлым составило:

D F = F 1F 0 = 541 – 480 = 61.

С другой стороны, влияние обоих факторов составило:

D Fx + D Fy = 19 + 42 = 61.

Эти величины равны, значит, влияние факторов рассчитано правильно.

Последнее выражение наглядно отражает, каким был вклад каждого из факторов в изменение суммы покупок: вклад обоих факторов был положительным, причем, вклад цен был основным, а вклад объема покупок – второстепенным. Таким образом, в отчетном году Карлсон потратил на сладости больше, чем в прошлом, в основном из-за изменения цен, но также и из-за того, что изменились объемы его покупок.

Кстати, понятно ли читателю, как изменились сами эти факторы? Рассматриваемая факторная модель – сумма произведений неотрицательных величин. Очевидно, что увеличение любого из сомножителей в такой модели при прочих равных условиях должно приводить к увеличению результирующего показателя, а уменьшение – к уменьшению.

По условию задачи нам неизвестно, каким было изменение цен по всем видам сладостей в совокупности (по одним видам цены выросли, по другим – не изменились, а по третьим – снизились). Однако, судя по тому, что влияние цен положительное, можно сделать вывод, что цены на сладости в целом выросли. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении объемов покупок: по разным видам сладостей динамика

объемов покупок была разной, но из того, что влияние этого фактора на сумму покупок положительное, следует, что объемы покупок в целом выросли.

Это – еще один важный результат, который позволяет получить решение прямой задачи факторного анализа: не зная направления изменения фактора, по влиянию фактора можно определить, как изменился фактор.




double arrow
Сейчас читают про: