Энергия

Для понимания сути телесной психотерапии решающее значение имеет концепция энергии. В биоэнергетике изучаются процессы химического и электрического обмена энергией в организме, которые в совокупности образуют своего рода «биоэлектрический океан» (Keleman, 1975). Для члена психокоррекционной группы вступить в оптимальные отношения с собственным телом означает активизировать спонтанный поток энергии, распространяющейся по всему организму от самых поверхностных слоев кожи до наиболее глубинных процессов метаболизма (Brown, 1973) На самочувствие влияет все, что нарушает ход энергетических процессов в любой части тела – от мышц до внутренних органов. По Лоуэну, невротические личности не могут совладать с сильным возбуждением и поэтому плохо переносят как боль, так и удовольствие. Большая часть их энергии уходит на поддержание в рабочем состоянии психологических защитных механизмов, которые предохраняют их от влияния как реальных внутренних ощущений и внешних воздействий, так и воображаемых страхов. Но проблемы с энергией имеются не только у невротических личностей. Любой человек может ослабить свое эмоциональное возбуждение, если будет выполнять определенные дыхательные упражнения.

Адепты телесной психотерапии настаивают на том, что свободная циркуляция естественной жизненной энергии является необходимым условием здоровья, как физического, так и психического. Для обозначения этой жизненной силы Райх придумал слово «оргон» (orgone). Считается, что получаемая из пищи, воды и воздуха жизненная энергия в теле здорового человека циркулирует беспрепятственно. Избыток энергии, по Райху, воспринимается как сексуальное возбуждение, и, для того чтобы дать ему разрядку, требуется полный, захватывающий все тело оргазм. Невротические личности тратят энергию на поддержание мышечного напряжения и таким образом подавляют свою сексуальность. Для того чтобы страждущие могли справляться с подобного рода проблемами, Райх разработал специальный «оргонный аккумулятор». Торговля этими приборами и привела его к конфликту с властями и двухлетнему тюремному заключению.

Лоуэн в развитии своих представлений об энергии не пошел дальше предположений, по которым нечто, именуемое «биоэнергией», принимает участие в осуществлении всех функций организма, включая движение, мышление и формирование ощущений. Его представления по этой части настолько смутны и неопределенны, что, наверное, лучше понимать энергию не как некую субстанцию, а как субъективное переживание. У некоторых людей, особенно когда они впадают в депрессию или замыкаются в себе, энергии мало. В таких случаях обычно рекомендуется повысить энергетический потенциал, для чего надо правильно организовать режим питания и сна.

Биоэнергетические методы направлены на достижение свободы самовыражения посредством мобилизации энергетического потенциала тела и восстановления того, что считается «первичной сутью» человека. Эта «первичная суть» состоит в получении чистого удовольствия от жизни, подобного тому удовольствию, которое получает ребенок, удовлетворяя свое любопытство. Источниками удовольствия являются свобода движений и отсутствие напряжения. Развитию способности к получению удовольствия препятствует влияние общества, требующего от людей, чтобы они пренебрегали своими первичными потребностями, соглашаясь с социальными условностями и уступая чужим потребностям. По Лоуэну, лояльное отношение к собственному телу приближает человека к его «первичной сути» и уменьшает свойственное большинству людей отчуждение от себя и других (Lowen, 1967).

Наверное, Лоуэн прав, когда утверждает, что до необходимости лечиться людей доводит невнимание к чувствам или их непонимание (Lowen, 1975). В частности, это относится к членам психокоррекционных групп, которые обычно чувствуют свое отчуждение от других и ищут способы оживить себя и развить в себе способность к налаживанию таких межличностных отношений, которые наполняли бы их энергией. Телесная психотерапия подразумевает, что взаимное отчуждение людей обусловлено отчуждением человека от собственного тела, в то время как само понятие жизни во всех ее проявлениях неразрывно связано с физическим бытием. Как будет видно из дальнейшего изложения, в группах телесной психотерапии поощряется выражение сильных эмоций, которое должно помочь участникам наполнить себя энергией.

Мышечная броня

Второй принципиальной концепцией телесной психотерапии является представление о мышечной броне. При разработке своей теории Райх уделял большое внимание энергетическим блокам, существующим на физическом уровне. Защитные механизмы, которые используются для того, чтобы скрыть «актуальные эмоциональные переживания», он называл «броней характера». А вообще под броней Райх подразумевал хроническое мышечное напряжение, которое предохраняет от переживания неприятных эмоций. Когда мышцы напрягаются, чувства притупляются. Иначе говоря, играющие роль брони мышцы создают препятствия для струящихся в теле потоков оргонной энергии.

По мнению Райха, хроническая заблокированность энергии на физическом уровне и подавленность эмоций сопутствуют друг другу, и вообще, физическое и психическое начала в организме тесно переплетаются.

Броня – это реальный элемент структуры характера, его физическое проявление. Поэтому сломать броню – значит изменить структуру невротического характера. И коль скоро ригидность характера имеет в своей основе телесную броню, то при необходимости изменить невротические черты характера ослабление брони даст более ощутимый результат, чем простое «проговаривание», имеющее место в психоанализе [Mann, 1973, р. 62].

Особенности распределения участков мышечного напряжения по телу человека определяются различного рода событиями и травмами, которые были пережиты им в период формирования его личности. Процесс формирования характера и «телесной брони» является диалектическим в том смысле, что психологические и телесные факторы постоянно взаимодействуют (Lowen, 1975). Общая биоэнергетическая модель предполагает, что заблокированные страхом и поэтому не получающие выхода чувства и импульсы видоизменяются или подавляются, что приводит к телесной скованности, нарушениям энергетических процессов в теле и изменениям личности.

Представим, к примеру, маленького мальчика, который пытается удержаться от плача. Для этого он может сжимать челюсти, напрягать мышцы гортани и брюшные мышцы, сдерживать дыхание. Это первый этап создания психической брони. Впоследствии любая травмирующая ситуация будет вызывать подобные реакции, благодаря которым боль не будет осознана, а позыв к осуждаемой обществом эмоциональной реакции, в данном случае к плачу, будет подавлен. Со временем автоматическое сдерживание позывов к плачу приведет к хроническому напряжению мышц лица, живота, гортани. «Мышечная броня» сделает свободное выражение горя или печали почти невозможным.

Главную тему биоэнергетики можно сформулировать так: «Вы – это ваше тело» (Lowen, 1975). Лоуэн считает, что отношение человека к жизни отражается в его телосложении, позах, жестах. По его мнению, есть глубокий смысл в речевых оборотах, в которых анатомические термины употребляются для описания психических явлений. Члены психокоррекционной группы могут и в самом деле быть «слабыми в коленках», «бесхребетными», «толстокожими», «твердолобыми» – в соответствии с характерным для каждого отношением к жизни и складом личности. Более того, внимательное наблюдение часто подтверждает, что эти люди именно так выглядят и держатся.

Райх постулировал, что хроническое напряжение скелетных мышц распределяется по семи кольцам мышечной брони. Эти кольца создают препятствия для спонтанного тока энергии по организму. Они располагаются на уровне глаз, челюстей, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Разработанные Райхом «вегето-терапевтические» методы лечения предусматривают прямое манипулирование этими кольцами, имеющее целью ослабить броню. Считается, что при массировании находящихся на уровне глаз лицевых мышц, напряжение которых подавляет плач, пациенты начинают всхлипывать, а при массировании челюстных мышц, напряжение которых подавляет гнев, они начинают злиться. Когда человек снова обретает способность к плачу и выражению гнева, подавленные чувства, с которыми было связано формирование брони, выражаются открыто, и тогда их можно анализировать вербальными методами. По Райху, последним «бастионом защиты» является мышечное напряжение в тазовой зоне. Полностью отдаться сексуальному переживанию человек может только после освобождения скопившихся в нем чувств гнева, печали и тоски.

Лоуэн не стал использовать представления Райха о семи кольцах защиты при разработке своего биоэнергетического подхода к психотерапии. Вместо этого он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на тех его психических и физических проявлениях, которые можно заметить, когда человек занимает защитную (в психологическом смысле) позицию. Названия этих пяти защитных стилей поведения свидетельствуют о том, что воззрения Лоуэна имеют психоаналитическую направленность. Обычно у членов психокоррекционных групп можно наблюдать различные сочетания основных пяти типов характера.

У людей с «шизоидным» типом характера мысли неясно связаны с чувствами, они стремятся уйти в себя, теряют контакт с реальностью. Их энергия находится в центре тела, она не поступает на периферию, и ее свободное течение в направлении лица, рук, ног и половых органов блокируется хроническим мышечным напряжением. Личности шизоидного типа испытывают затруднения в спонтанных действиях, имеют заниженную самооценку. Они не чувствуют связи со своим телом, их движения негибки и отрывисты. Тело у таких людей часто узкое, сжатое. Иногда складывается впечатление, что верхняя и нижняя или правая и левая половины тела действуют как бы по отдельности. Из-за бедности мимики лицо напоминает маску, руки могут вяло висеть по бокам.

Людям с характером «орального» типа свойственна потребность в получении поддержки от окружающих. Они склонны к зависимости и привязанности в отношениях с другими. Их энергия не заморожена в глубине, как у лиц шизоидного типа, однако ее поток на периферии очень слаб. Обычно это относительно стройные и высокорослые люди с длинными конечностями, недоразвитой мускулатурой и признаками недостаточной физической зрелости. Такие люди нетвердо стоят на ногах как в прямом, так и в переносном смысле. Имея низкий энергетический потенциал, они вынуждены постоянно искать поддержки и помощи у других. Они склонны к депрессии в тех случаях, когда их основные потребности не находят удовлетворения.

Обладателям «психопатического» характера присущи стремление к доминированию и озабоченность своим социальным имиджем. Потребность возвышаться над другими может отражаться в чрезмерном развитии верхней части тела за счет недоразвития нижней. Энергетический потенциал у таких людей обычно смещен к голове, а его распространение на нижнюю часть тела заблокировано на уровне пояса. Их взгляд может казаться пристальным и подозрительным, так как они постоянно испытывают беспокойство, которое обусловлено стремлением в любой ситуации сохранять контроль над другими людьми и всей окружающей обстановкой.

Люди с «мазохистским» типом характера – это вечные страдальцы и нытики, неспособные к активным действиям при решении проблем, которые их одолевают. Они в достаточной степени заряжены энергетически, но стараются сдерживать свои чувства. Их мышцы напряжены, словно они боятся, что иначе их разорвет. Поэтому тело у них обычно короткое, массивное и мускулистое. Поскольку их горло постоянно напряжено, им свойственны ноющие интонации, и им трудно говорить уверенно.

«Ригидный» характер имеют люди с большими амбициями и реалистичным взглядом на мир. Для них характерен чрезмерный контроль над собственным поведением. Чопорность и высокомерие являются их способами самозащиты. Таким людям страшно полностью раскрепоститься и отдаться удовольствиям. Энергией их тела заряжены как по периферии (что обеспечивает контакт с окружением), так и в центре. Для их эмоций характерны свобода возникновения и ограниченность выражения. Обычно такие люди пропорционально сложены и подвижны. При сильно выраженной ригидности характера может наблюдаться плохая координация и скованность движений.

Нетрудно предсказать, как станет вести себя в группе обладатель характера чистого типа. Например, человек с «шизоидным» характером будет избегать близости с другими; с «оральным» – по-детски стремиться к близости в поисках тепла и поддержки; «психопат» будет настаивать на своем праве командовать в группе, а общаться будет только с теми, кто по какой-либо причине от него зависит и поэтому смотрит на него снизу вверх. У «мазохиста» отношения с другими будут близкими, но он будет занимать в них подчиненную позицию, боясь выразить чувства, которые могут нарушить эти отношения. Наконец, обладатель ригидного характера, находясь в группе развития личности, где стремление к доверительности и открытости в выражении чувств можно подчинить преследуемой им прагматической цели, будет вступать с другими в достаточно тесные контакты, чтобы получить от занятий как можно больше пользы.

Заземление

Еще одно важное понятие телесной психотерапии, которое считается принципиальным вкладом Лоуэна в развитие теорий Райха (Bellis, 1976), обозначается термином «заземление» (grounding). Под заземлением понимается не только способность твердо стоять на ногах в физическом смысле, это еще и метафора известного фрейдовского «принципа реальности». «Чем лучше человек ощущает свой контакт с почвой (реальность), чем прочнее он держится за нее, тем большую нагрузку этот человек может выдержать и с тем более сильными чувствами он способен совладать» (Lowen, 1975, р. 196). Лоуэн обратил внимание на то, что многим его клиентам недостает ощущения твердой почвы под ногами, контакта с реальностью. Заземление означает энергетический контакт с почвой, ощущение опоры, которая обеспечивает устойчивость и возможность двигаться. Ощущение полета могут испытывать те, кто одурманивает себя алкоголем, наркотиками или самообманом. В биоэнергетическом смысле это значит, что их энергия от ног переместилась вверх. Чтобы эффективно функционировать в реальном мире, им в прямом смысле надо вернуться на землю.

Другой приверженец биоэнергетических методов психотерапии, Стэнли Келеман (Keleman, 1975), включает в понятие заземления связь личности с ее эмоциональными потребностями, потоками энергии в организме и всеми паттернами действий, которые лежат в основе физиологических и психических процессов. Он утверждает, что члены психокоррекционной группы могут избегать заземления из страха перед возможностью испытать слишком сильное удовольствие или восторг. А слишком сильный восторг – это неизвестность, которая порождает тревогу. На занятиях, которые ведет Келеман, практикуются специальные упражнения, чтобы побуждать участников к заземлению и преодолению сомнений и чувства собственной несостоятельности. Например, участникам может быть предложено, чтобы они некоторое время постояли на одной ноге, ощущая свой контакт с опорой, потом помассировали ногу и снова ощутили опору под ней. Или, чтобы усилить ощущение опоры, они могут попрыгать на одной ноге и снова встать на обе.

Реакции участников на такие упражнения отражают «незаземленные» аспекты их психологического состояния. Пассивный участник всем своим видом показывает: «Я очень осторожно отношусь к жизни. У меня никогда не бывает чувства уверенности. И вообще я сильно сутулюсь, и грудь у меня впалая». При склонности участника к рисовке смысл его реакции может быть такой: «Мне нравится привлекать к себе внимание, но, стоит мне добиться результата, я пугаюсь и замыкаюсь в себе». Реакцию того, кто всегда готов прийти другим на помощь, можно описать так: «Я стремлюсь помогать людям. Я напрягаю мышцы ног, шеи, горблю спину и приглашаю людей опереться на меня. Мне нравится помогать людям несмотря на то, что я чувствую порой некоторою горечь, когда спасаю их».

Сначала каждого члена группы биоэнергетической психотерапии оценивают по тому, насколько прочно он стоит на земле. После этого ему рекомендуют специальные упражнения, с помощью которых он сможет регулировать энергетические потоки, установить более прочный контакт с опорой, то есть «заземлиться» и, соответственно, лучше ощутить себя. Концепция заземления важна для биоэнергетики еще и по той причине, что она ориентирует на реальность и таким образом уравновешивает акцент на выражении первичных чувств и эмоций, который характерен для биоэнергетического подхода (Olsen, 1976).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: