История и развитие. Подобно тому как психодрама является результатом адаптации сценических приемов к целям психотерапии

Подобно тому как психодрама является результатом адаптации сценических приемов к целям психотерапии, танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца. Еще на заре истории танец стал способом выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты для предков человека служили средством общения задолго до того, как появилась человеческая речь в ее современном виде (Langer, 1953). На протяжении тысячелетий в самых разных культурах ритуальные танцы сопровождали торжества, устраиваемые по случаю военных побед, и были частью погребальных обрядов. С помощью танца пытались лечить больных. Танцы всегда были действенным средством самораскрытия и выражения чувств. При совершении религиозных ритуалов танцоры стремились отрешиться от себя и слиться с космосом. В танцах-имитациях участники отождествляли себя со свирепыми лесными хищниками или ведьмами и духами. Практически в каждой культуре есть свои народные танцы, которые, с одной стороны, можно рассматривать просто как способ времяпрепровождения, отвлечения от проблем повседневности, а с другой – как отражение своеобразия характеров и обычаев простых людей.

В западной культуре один из путей эволюции танца привел к тому, что из способа общения и самовыражения танец превратился в вид искусства, предназначенный для поучения и увеселения публики. В XIX веке формализация танца достигла своих вершин в классическом балете. В Северной Америке одной из тех, кто вдохнул новую жизнь в танец, была темпераментная Айседора Дункан. Она отвергла формализм традиционного балета и заменила создаваемые им романтические иллюзии на реалистичные образы. Айседора Дункан считается основоположницей современных творческих подходов к танцевальному искусству. Для нее танец был способом выразить естественные реакции человека, его сокровенные переживания, всю глубину его души. Так возник современный танец, в котором подчеркивается индивидуальность танцовщиков, а классические формы движений отходят на второй план.

В наше время танец дает возможность выразить весь спектр человеческих чувств, мыслей и отношений. Когда танец исполняется на сцене, чувства выражаются посредством определенной последовательности специально разработанных движений, подобно тому как в драматическом спектакле актер совершает действия, которые предписывает ему сценарий. Однако, когда танец используют в терапевтических целях, чувства свободно трансформируются в импровизированные движения, а принадлежность танца к определенному стилю, которая делает его театральным представлением, уже не столь важна. Важно только содержание того, что передается посредством движений. Соответственно, стилистического стандарта в танцевальной психотерапии нет, для нее годятся все формы танца – от самых примитивных, вроде тех, что исполняются в первобытных племенах, до народных танцев, а также вальса, польки и рок-н-ролла – любой из них может служить для выражения чувств. Танцовщица Мери Уигмен, выступления которой отличались особой выразительностью, так сформулировала представление о танце как средстве общения (Wigman, 1963):

Танец – это самостоятельный живой язык, и то, что передается им, выше приземленных реалий, над которыми танец воспаряет к более высокому уровню образов и аллегорий, отражающих самые глубокие человеческие переживания и потребности. И может быть, самое главное здесь в том, что танец требует прямоты без всяких околичностей. Ибо сам человек в танце является и носителем содержания, и средством его выражения, а инструментом выражения эмоций становится человеческое тело, чьи естественные движения создают сам материал танца – единственный материал, который принадлежит только исполнителю и которым только он один может пользоваться [р. 10].

В истории развития танцевальной терапии* можно выделить четыре ключевых события (Schmais, 1974). Первое было связано с необходимостью физической и психической реабилитации ветеранов, вернувшихся с полей Второй мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации госпитализированных инвалидов, многие из которых либо вообще не могли говорить, либо не были расположены к тому, чтобы к ним применяли вербальное лечебное воздействие. На ранних этапах развития танцевальной терапии ведущую роль в нем, по всей видимости, играл Госпиталь св. Елизаветы в Вашингтоне. За новаторскую работу в этом госпитале одна из его сотрудниц, Мэриэн Чэйс, была названа «первой леди» танцевальной терапии. Будучи сама танцовщицей и учительницей танцев, она во время занятий полностью концентрировалась на своих учениках, и каждый из них сообщал, что испытывал чувство облегчения и душевной гармонии после занятий. Это вызывало понятный интерес у местных психиатров.

* Четких различий между танцевальной терапией и тем, что известно как двигательная терапия, не существует, хотя термин «двигательная терапия» (она обычно практикуется теми, кто уже имеет подготовку в танцевальной терапии) имеет более широкий смысл.

Вторым событием, стимулировавшим интерес к танцевальной терапии, стало открытие транквилизаторов в 50-х годах. Когда такие лекарства стали доступными, появилась возможность перевести многих пациентов психиатрических больниц из закрытых палат в открытые и даже выписать их и применять к ним новые программы, предусматривающие более активное лечение. Третьим фактором, способствовавшим росту популярности танцевальной терапии, явилось зародившееся в 60-х годах движение тренинга человеческих отношений, которое стало почвой для разработки новых экспериментальных подходов к работе с психокоррекционными группами и к развитию личности их участников. Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями невербальной коммуникации, в особенности анализом коммуникативных функций человеческого тела, названным кинезикой (Birdwhistell, 1970). Одним из последних прорывов в этом направлении стала попытка обучения интуитивному мышлению путем развития функций правого полушария мозга (Bogen, 1977).

В развитие танцевальной терапии внесла свой вклад и психоаналитическая теория. Вильгельм Райх (Reich, 1942), Карл Юнг (Jung, 1961) и в меньшей степени Гарри Стэк Салливан (Sullivan, 1953) оказали на эту область свое особое, хотя и косвенное, влияние. Райх, как мы уже видели, попытался декодировать язык тела и описал, как внутреннее напряжение сохраняется и проявляет себя на физическом уровне. Важную роль в развитии танцевальной терапии сыграл интерес Райха к роли тела в эмоциональном развитии личности, а также работа его последователей, например Александра Лоуэна, по изучению и разработке способов ослабления стресса с помощью физических упражнений. В настоящее время в группах танцевальной терапии основные усилия направляются на снижение мышечного напряжения и увеличение подвижности. Юнг утверждал, что психотерапевтическим эффектом обладают артистические переживания – то, что он назвал «активным воображением». Юнг считал, что такие переживания (а они могут быть вызваны и танцем) пробуждают бессознательное и делают его содержание доступным для анализа и катарсического высвобождения. Развитию танцевальной терапии во многом способствовало понимание Юнгом того значения, которое творческое самовыражение в символической форме может иметь для психотерапии. Когда танцевальная терапия применяется с целью адаптировать беспокойных или, наоборот, заторможенных больных к жизни в обществе, в ней находит применение предложенная Салливаном теория социализации и человеческого взаимодействия. В таких случаях танцевальную терапию можно рассматривать как средство побуждения пациента к невербальным взаимодействиям с терапевтом и другими пациентами.

В настоящее время в целом ряде университетов готовят бакалавров и специалистов более высокого уровня для проведения танцевальной терапии в больницах, поликлиниках, реабилитационных центрах, тюрьмах, пансионатах и других учреждениях, где может быть полезна подвижная работа. Эти занятия проводят главным образом в группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: