Готовность к наступлению– 24.00 15.9

7.Я нахожусь за первым отделением. Заместители – штатный и коман­дир 1 мсо.

После отдачи боевого приказа командир взвода организует Взаимодействие с приданными подразделениями.

Организуя взаимодействие, командир взвода должен:

– указать порядок выдвижения к рубежу перехода в атаку, развертывания в боевой порядок, ведения огня из стрелкового оружия, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), движения в атаку, проделывания проходов в заграждениях и препятствиях и их преодоления, а также меры безопасности при нанесении ядерных ударов по противнику;

— указать порядок ведения огня по воздушным целям;

— согласовать действия отделений между собой и с при­данными огневыми средствами и соседями;

— сообщить сигналы оповещения, управления, взаимодей­ствия и порядок действий по ним;

— указать порядок спешивания личного состава и действий после этого боевых машин пехоты (бронетранспортеров).

Организуя боевое обеспечение, командир взвода указывает порядок наблюдения и действий личного состава при примене­нии противником ядерного, химического и зажигательного ору­жия в исходном районе, при выдвижении к рубежу перехода в атаку и в ходе наступления, а также порядок инженерного оборудования исходного района для наступления, его маски­ровки, порядок маскировки в ходе выдвижения, место прохода в минном поле противника, его обозначение и порядок преодо­ления, а при атаке в пешем порядке – порядок преодоления минных полей по танковым колеям.

При организации управления командир взвода уточняет (до­водит) радиоданные и порядок пользования радиосредствами в исходном районе при выдвижении и с началом наступления.

В настоящее время разработанные противником системы высокоточного оружия (ВТО) позволяют нанести эффективный удар. Так, например, одной ракетой «Пэтриот» можно вывести из строя одну танковую (мотострелковую) роту (10–12 броне– единиц).

Для защиты от ВТО следует применять комплекс мероприя­тий, осуществляемый в целях максимального снижения эффек­тивности воздействия ВТО и сохранения боеспособности.

С этой целью необходимо умело использовать защитные свойства местности, осуществлять инженерное оборудование районов расположения, создавать ложные районы, позиции, ма­скировку вооружения и боевой техники, своевременно опове­щать и предупреждать об опасности применения противником ВТО, применять тепловые имитаторы, задымлять маршруты вы­движения.

Особенности организации и ведения наступления ночью. Подготовка к наступлению ночью проводится в светлое время суток. Командир взвода, организуя наступление, кроме общих вопросов, предусматриваемых при подготовке наступления в обычных условиях, указывает видимые в темное время суток ориентиры, азимут направления наступления взвода и направ­ляющее отделение, порядок обеспечения отделений (танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров) средствами осве­щения местности, использования приборов ночного видения и подготовки оружия взвода для стрельбы ночью, сигналы опоз­навания и мероприятия по защите личного состава от свето­вого излучения, а также организует обеспечение отделений (танков) осветительными и сигнальными средствами, трасси­рующими снарядами и пулями.

В качестве ориентиров назначаются хорошо видимые на фоне неба гребни высот, отдельные высокие строения, деревья, небольшие рощи.и другие легко обнаруживаемые в темноте местные предметы. При использовании приборов ночного виде­ния ориентирами выбираются местные предметы с большой от­ражающей способностью в пределах дальности действия при­боров.

Направления наступления выбираются на местности с наи­меньшим количеством естественных препятствий. Эти направ­ления должны выводить к намеченным объектам кратчайшим путем и исключать необходимость сложного маневра. На­правление наступления в ходе боя обозначается световыми ориентирами (створами) и созданием очагов пожаров в распо­ложении противника.

Обозначение отделений, танков, боевых машин пехоты (бро­нетранспортеров) осуществляется световыми сигналами, неви­димыми со стороны противника, и сигнальными патронами.

Освещение местности и объектов атаки осуществляется осве­тительным постом.

Освещение осуществляется таким образом, чтобы не осве­щать свои боевые порядки. На осветительный пост может воз­лагаться задача подавать сигналы опознавания по команде ко­мандира взвода.

Для защиты от светового излучения ядерных взрывов ис­пользуются защитные свойства боевой техники, личный состав ведет бой в специальных защитных очках. Кроме того, оптиче­ские приборы, приборы ночного видения и стекла кабин под­готавливаются для ослабления светового импульса.

Во взводе целесообразно назначать пулеметчика или снай­пера для борьбы со средствами освещения противника.

Мотострелковый взвод ночью наступает обычно в пешем порядке. При этом танки и боевые машины пехоты (броне­транспортеры) действуют в цепи мотострелковых подразделе­ний.

Атаке ночью, как правило, предшествует огневая подготовка атаки, в ходе которой освещаются объекты (цеди) противника и осуществляется ослепление огневых средств, поэтому исполь­зование приборов ночного видения затруднено. В ходе огневой подготовки атаки, проводимой даже без освещения местности из– за интенсивных ярких вспышек, использование приборов ноч­ного видения затруднено.

Иногда в целях достижения внезапности наступление мо­жет начинаться без огневой подготовки атаки.

Так, подразделения 225– го стрелкового полка Волховского фронта метельной январской ночью 1944 г. без артиллерийской подготовки и без танков внезапной атакой прорвали оборону гитлеровцев и овладели плацдармом на северном берегу оз. Ильмень. Ночная атака способствовала успеху наступающих войск.

Особое моральное воздействие на противника при атаке ночью имеет мощное «ура».

В ходе наступления ночью особое внимание уделяется веде­нию разведки, выдерживанию направления и своевременному обозначению своего положения.

Для захвата опорных пунктов, в которых противник оказы­вает сопротивление, можно применять обход позиций отделе­ний. Действуя смело и решительно, они могут быстро прони­кать через промежутки, выходить на фланги и в тыл, нарушать управление, сеять панику и тем самым в значительной степени способствовать отделениям, наступающим с фронта.

Отражать контратаку противника целесообразно без исполь­зования средств освещения местности, максимально используя приборы ночного видения.

Ведение наступления с ходу. В установленное коман­диром роты время или по получении сигнала (распоряжения) на выдвижение командир взвода подает команду о начале движения. Команда «Взвод – к машинам. По местам» подается зрительным сигналом или голосом. После ее выполнения коман­дир взвода командует «Вперед», наблюдая за действиями под­чиненных. Начало движения головной боевой машины (броне­транспортера, танка) не должно быть резким, чтобы следующие за ней машины могли набрать необходимую скорость и дистан­ции до подхода к исходному пункту.

В ходе выдвижения важную роль играет высокая дисципли­на марша, соблюдение экипажами установленных для данных условий обстановки порядка движения, скоростей, дистанций и требований по свето– и радиомаскировке. Установленную дис­циплину марша никто не имеет права нарушать. Все радиосред­ства до начала наступления находятся в режиме «Прием» и ис­пользуются только для оповещения личного состава о воздуш­ном нападении противника, о непосредственной угрозе и начале применения противником ядерного, химического и бактериоло­гического (биологического) оружия, а также о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении. Сигналы оповещения должен знать весь личный состав, а по­рядок действий личного состава по этим сигналам командир взвода определяет заблаговременно.

При выдвижении по дорогам на заболоченной местности нельзя допускать движения нескольких машин, особенно тан­ков, по одной колее. При преодолении заболоченного участка по колонному пути рекомендуется двигаться равномерно, не срывать верхнего покрова почвы, не изменять резко обороты двигателя; скорость наращивать на таком участке лучше по­степенно, без рывков.

Большое внимание требуется при движении ночью. В этих условиях пользоваться светом фар нельзя, а чтобы избежать случайного включения фар, их необходимо маскировать специ­альными материалами (колпаками) или выключить сеть пита­ния лампочек в фарах.

Для подсветки дороги ограниченным светом могут быть ис­пользованы светомаскировочные устройства, но не на всех ма­шинах, а целесообразно на одной.

Для обзора дороги могут применяться ночью также и при­боры ночного видения. Однако надо учитывать, что машины с включенными приборами ночного видения легко обнаружи­ваются соответствующей аппаратурой. Поэтому перед преодо­лением открытых участков местности командир взвода подает сигнал о выключении приборов ночного видения. С подходом к рубежу развертывания в ротные колонны приборы ночного видения и светомаскировочные устройства выключаются, а на резкопересеченной, закрытой местности и в ненастную погоду их выключение можно осуществлять и ближе от переднего края в зависимости от того, как будет осуществляться атака – с ос­вещением местности и противника или нет.

Если командиром роты будет назначен пункт развертывания во взводные колонны, то взводы после его прохождения само­стоятельно с максимально допустимой скоростью выходят на свои направления.'С подходом к рубежу перехода в атаку взводы по команде командира роты развертываются в боевой порядок и, уничтожая противника огнем с ходу, продолжают движение к переднему краю обороны противника. Взвод из колонны в боевую линию развертывается по команде (сигналу) «Взвод, в направлении такого– то предмета (на такой– то ру­беж)– к бою» или «Взвод, за мной – к бою». Машина коман­дира взвода продолжает движение в указанном направлении, вторая машина выдвигается вправо, третья – влево, и, выдер­живая равнение по машине командира взвода, с интервалом до 100 м между машинами продолжают движение. При этом мотострелковый взвод действует вслед за танками и уничто­жает огневые средства противника, в первую очередь противотанковые, не давая противнику возможности отсечь взвод от танков.

С переходом подразделений в атаку командиры взводов уточняют положение противника, а при необходимости – боевые задачи отделениям и порядок преодоления заграждений.

Боевые машины, оснащенные минными тралами, преодоле­вают минное поле противника в боевом порядке по своим на­правлениям, а боевые машины (бронетранспортеры), не имею­щие тралов, – по проходам в порядке, установленном коман­диром. Личный состав мотострелкового и пулеметного взводов при атаке в пешем порядке преодолевает минное поле вслед за танками по их колеям или по проделанному проходу.

Преодоление мотострелковым взводом заграждений и пре­пятствий перед передним краем обороны противника осуществ­ляется под прикрытием огня артиллерии, гранатометного и пулеметного (противотанково– пулеметного) взводов, а также при взаимной поддержке огня танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров) и стрелкового оружия.

Мотострелковый взвод при атаке на боевых машинах пе­хоты (бронетранспортерах), преодолев минное поле, вслед за танками в точно установленное время («Ч») стремительно врывается на передний край обороны противника, уничтожает его огневые средства, в первую очередь противотанковые и бронированные, и, используя результаты огневого поражения, быстро и безостановочно наступает в глубину.

При атаке мотострелкового и пулеметного взводов в пешем порядке для спешивания личного состава командиры взводов подают, а командиры отделений дублируют команду «Взвод (отделение), приготовиться к спешиванию». По этой команде боевые машины пехоты (бронетранспортеры) догоняют танки, личный состав ставит оружие на предохранитель, вынимает его из бойниц и подготавливается к спешиванию.

С выходом взвода на рубеж спешивания по команде ко­мандира взвода «Взвод – к машинам» механики– водители (во­дители) уменьшают скорость движения машин или, используя имеющиеся укрытия, делают короткую остановку. Отделения по команде своих командиров «К машине» быстро выскаки­вают из машин, а по команде «Отделение, на такой– то пред­мет– к бою, вперед» развертываются в цепь и, ведя интен­сивный огонь на ходу, ускоренным шагом или бегом продол­жают движение к переднему краю. В этом случае командир взвода спешивается и продвигается за цепью взвода на уда­лений до 50 м в таком месте, откуда удобнее наблюдать за действиями взвода и управлять им. Управление огнем и дви­жением боевых машин пехоты (бронетранспортеров) командир взвода осуществляет через своего заместителя по радио, а лич­ным составом– командами, подаваемыми голосом и сигналами.

При обнаружении противотанковых средств, мешающих продвижению взвода, командир взвода командует: «Октава– 10, я –Октава– 11, ор. 2, вправо 30, у куста ПТУР на БТР – унич­тожить, я – Октава– 11, прием».

При обнаружении других огневых средств командир взвода голосом может поставить огневую задачу «Первому и третьему отделениям, слева на высоте, у отдельного дерева, пулемет – уничтожить».

С подходом личного состава к минным заграждениям по команде командира взвода «Взвод, в направлении такого– то предмета, в колонну по два (по три), направляющее – первое отделение, в проход, бегом – марш» или «Взвод, за мной, в ко­лонну по два (по три), в проход, бегом – марш» отделения в установленном порядке на ходу занимают места в колонне взво­да. Впереди отделений пулеметчики ведут огонь на ходу.

После преодоления минных заграждений по команде коман­дира взвода «Взвод, в направлении такого– то предмета (на та­кой– то рубеж), направляющее – такое– то отделение – к бою, вперед» или «Взвод, за мной – к бою, вперед» отделения бегом (направляющее отделение – шагом) в установленном порядке выходят на свои места и одновременно развертываются в цепь, открывают огонь из своего оружия и продолжают стремительно приближаться к противнику. По команде командира взвода «Взвод, гранатами – огонь» личный состав забрасывает про­тивника гранатами и в точно установленное время («Ч») с кри­ком «ура» вслед за танками врывается на передний край обо­роны, уничтожает противника огнем в упор и безостановочно продолжает атаку в указанном направлении.

Боевые машины пехоты (бронетранспортеры), преодолев минное поле по проходам, догоняют свои подразделения, огнем своего оружия поддерживают их атаку, действуя за цепью своего подразделения, а иногда и непосредственно в цепи.

Приданные взводу огнеметчики, наступая в боевых поряд­ках взвода, уничтожают противника в траншеях, ходах сооб­щения и других фортификационных сооружениях.

Пулеметный взвод при атаке на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) огнем пулеметов через бойницы, а также огнем из оружия, установленного на машинах, с ходу или с ко­ротких остановок поражает живую силу и огневые средства противника, препятствующие продвижению мотострелковых взводов. При атаке в пешем порядке расчеты пулеметов, дей­ствуя в боевых порядках мотострелковых взводов, огнем с ходу, с коротких остановок и с места уничтожают живую силу, огне­вые средства и низколетящие воздушные цели противника.

Огневые позиции отделениям (расчетам) для ведения огня с остановок указываются командиром пулеметного взвода (от­деления) или выбираются пулеметчиками самостоятельно. Перемещение пулеметного взвода (отделения), действующего в пешем порядке, осуществляется по отделениям (расчетам) уско­ренным шагом, бегом или перебежками в зависимости от ха­рактера местности и огня противника, как правило, при взаим­ной поддержке, в том числе и огнем боевых машин пехоты (бронетранспортеров).

В ходе наступления командир взвода ведет наблюдение, ставит задачи отделениям и боевым машинам пехоты (броне­транспортерам), а также приданным огневым средствам на уничтожение (подавление) противника и указывает танкам цели, препятствующие продвижению личного состава.

Опорный пункт, в котором противник оказывает сопротивле­ние, взвод обходит и атакует его во фланг или в тыл. Для ма­невра используются складки местности, промежутки в боевых порядках или открытые фланги противника (сх. 3), а для ма­скировки могут применяться дымы и аэрозоли. Перемена на­правления фронта боевой линии взвода производится по коман­де (сигналу) командира взвода «Взвод, вправо (влево, кругом), в направлении такого– то предмета (на такой– то рубеж) – марш». При изменении направления движения вправо (влево) машина командира взвода изменяет направление движения на указанный предмет, левофланговая (правофланговая) машина с повышенной, а правофланговая (левофланговая) машина с пониженной скоростью, соблюдая интервалы, выдвигаются на новое направление и продолжают движение в боевой линии.

Изменение направления наступления взвода, действующего в пешем порядке, производится по команде «Взвод, вправо (влево, кругом), в направлении такого– то предмета (на такой– то рубеж), направляющее – такое– то отделение – марш». Направ­ляющее отделение изменяет направление на указанный пред­мет, остальные отделения выдвигаются на новое направление и продолжают движение, выдерживая равнение по направляю­щему отделению.

При необходимости перемена направления наступления про­изводится по команде (сигналу) «Внимание, делай, что я». В этом случае командир взвода указывает новое направление движения взвода движением своей машины, а при действиях в пешем порядке – установленным сигналом.

При невозможности обхода опорного пункта противника ко­мандир взвода сосредоточивает огонь взвода по целям, пре­пятствующим продвижению, и решительной атакой с фронта завершает его уничтожение.

По мере ослабления сопротивления противника мотострел­ковый и пулеметный взводы, наступающие в пешем порядке, по команде (сигналу) старшего командира производят посадку в машины. Для этого боевые машины пехоты (бронетранспор­теры) по команде командиров взводов догоняют свои отделения, замедляют движение или делают короткую остановку. Личный состав по команде командиров отделений «К машине» бегом выдвигается к своим боевым машинам пехоты (броне­транспортерам), ставит оружие на предохранитель, затем по команде «По местам» быстро производит посадку и изготавли– – вается для ведения огня с ходу. Наводчики– операторы боевых машин пехоты (наводчики пулеметов бронетранспортеров) во время посадки личного состава наблюдают за противником и уничтожают обнаруженные цели. Действуя на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), а иногда десантом на танках, взвод продолжает выполнять задачу.

Бой в глубине обороны противника характеризуется нерав­номерностью продвижения подразделений и развивается в слож­ной и быстроменяющейся обстановке. Успешное продвижение хотя бы одного отделения или соседей командир взвода не­медленно использует для развития успеха.

Обнаружив средства ядерного, химического нападения или установки противотанковых управляемых ракет, взвод, умело используя скрытые подступы, стремительно выходит к этим средствам, решительной атакой уничтожает живую силу про­тивника и выводит из строя установки (орудия, минометы).

Заграждения и препятствия, встретившиеся в глубине обо­роны противника, взвод обходит или преодолевает по проде­ланному проходу. Проделывание прохода инженерно– саперным подразделением прикрывается огнем взвода.

На труднодоступных участках местности мотострелковый и пулеметный взводы при наступлении в пешем порядке обго­няют танки и наступают под прикрытием их огня и огня бое­вых машин пехоты (бронетранспортеров). По мере преодоле­ния этих участков танки снова выходят вперед, а взводы про­должают наступать за ними.

При отражении контратак противника важно умело выбрать способ ее отражения, зависящий от состава и направления дей­ствий противника, положения взвода и характера местности. При отражении контратак очень важно разобщить боевой по­рядок противника, отсечь пехоту от танков и в последующем уничтожить их по частям. В первую очередь необходимо унич­тожить танки и пехоту, действующие на острие контратаки. Их поражение снизит наступательный порыв последующих. Не­обходимо иметь в виду, что контратака является важным про­явлением активности в обороне. Поэтому отказ противника от продолжения контратаки, остановка или отход его подразде­лений означает потерю инициативы и является выгодным мо­ментом для немедленного перехода в атаку отражающих контр­атаку противника подразделений.

Контратакующего противника взвод уничтожает во взаимо­действии с другими подразделениями стремительной атакой или по указанию командира роты сначала поражает противника ог­нем с выгодного рубежа. При этом танки и боевые машины пе­хоты (бронетранспортеры) занимают огневые позиции за бли­жайшими укрытиями, а личный состав мотострелкового взвода спешивается и занимает выгодные позиции, как правило, впе­реди них. Затем взвод атакой завершает его уничтожение.

Взвод, не подвергшийся контратаке, ускоряет свое продви­жение в целях выхода во фланг и тыл контратакующему про­тивнику.

Обнаружив отход противника, командир взвода докладывает об этом командиру роты и немедленно переходит к преследо­ванию, не давая возможности противнику оторваться и закре­питься на выгодных рубежах.

При преследовании взвод, умело используя складки местно­сти и другие маскирующие свойства, на боевых машинах пе­хоты (бронетранспортерах) или десантом на танках по парал­лельным маршрутам выходит на пути отхода противника, ско­вывает его действия и решительной атакой наносит ему пора­жение и безостановочно продвигается в указанном направле­нии.

Мотострелковый взвод, составляющий резерв батальона, продвигается за наступающими подразделениями на удалении, указанном командиром батальона, в готовности к развитию наступления, уничтожению противника, оставшегося в тылу на­ступающих подразделений, или к выполнению других задач.

Получив задачу на ввод в бой, командир мотострелкового взвода на ходу ставит задачи отделениям; при этом он указы­вает на местности положение противника и места расположения его огневых средств, рубеж ввода в бой, объект атаки и на­правление дальнейшего наступления. Взвод при подходе к ука­занному рубежу развертывается в боевой порядок и стреми­тельно атакует противника.

При наступлении из положения непосредственного соприкос­новения с противником мотострелковый и пулеметный взводы в указанное время скрытно выдвигаются и занимают исходное положение для наступления. Личный состав мотострелкового и пулеметного взводов располагается обычно в траншее, а боевые машины пехоты (бронетранспортеры) занимают огневые пози­ции рядом со своими отделениями или позади них на удалении до 50 м. Взвод находится в постоянной готовности к отраже­нию возможного нападения противника.

В установленное время по команде (сигналу) старшего ко­мандира танковый взвод, занимающий выжидательную пози­цию, начинает выдвижение к рубежу перехода в атаку. С под­ходом к этому рубежу он развертывается в боевую линию и с максимальной допустимой скоростью продолжает движение, уничтожая противника огнем с ходу.

С подходом танков к исходному положению командир мото­стрелкового взвода подает сигнал (команду) на обозначение проходов для танков через наш передний край.

При атаке на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) посадка личного состава мотострелкового и пулеметного взводов, осуществляется во время огневой подготовки атаки в исходном положении для наступления. Боевые машины пехоты (броне­транспортеры) по команде (сигналу) командира взвода выхо­дят из окопов, скрытно подходят к своим отделениям, исполь­зуя складки местности, и делают остановку. Личный состав по команде командира взвода «Взвод –к машинам», «По местам» быстро производит посадку в машины и изготавливается для ведения огня на ходу.

Мотострелковый и пулеметный взводы с выходом танков к их исходному положению вслед за танками переходят в атаку.

При атаке в пешем порядке с подходом танков к исходному положению для наступления командир взвода подает команду «Приготовиться к атаке». По этой команде дозаряжается ору­жие, к автоматам присоединяются штыки– ножи, запалы ввер­тываются в гранаты. После прохождения танками исходного положения командир взвода подает команду «Взвод – в атаку, вперед», по которой личный состав выскакивает из траншеи (окопов) и ускоренным шагом или бегом вслед за танками ата­кует противника..

Преодоление заграждений, атаку переднего края обороны противника и развитие наступления в глубине мотострелковый и пулеметный взводы осуществляют в таком же порядке, как и при наступлении с ходу.

3. ТАНКОВЫЙ ВЗВОД В НАСТУПЛЕНИИ

Танковый взвод в наступлении может наступать совместно с мотострелковой ротой или в составе танковой роты. При на­ступлении взвода в составе роты ему может придаваться мото­стрелковое отделение.

Боевой порядок танкового взвода состоит из боевой линии танков с интервалами между ними до 100 м и средств усиления, действующих в боевой линии или за ней.

Фронт наступления танкового взвода зависит от его роли в решении боевой задачи роты, места в боевом порядке, бое­вых возможностей, силы сопротивления противника и условий местности.

Так, при наступлении е применением ядерного оружия или при действиях на другом (не главном) направлении с приме­нением только обычного оружия фронт наступления взвода бу­дет большим, а на участке прорыва с применением только обыч­ного оружия он будет меньшим. Опыт Великой Отечественной войны показывает, что для успешного наступления на подго­товленную оборону требовалось создать на участке прорыва соотношение по танкам (самоходно– артиллерийским установ­кам) к противотанковым средствам противника 4(6):1 в на­шу пользу.

Мотопехотный взвод США имеет в своем составе четыре ПТУР «Дракон». В ходе огневой подготовки атаки может быть уничтожено до 50% его огневых средств, в том числе и про­тивотанковых.

Танковый взвод, усиленный мотострелковым отделением, способен успешно наступать на одно противотанковое средство на фронте обороны до мотопехотного отделения, а интервалы между танками могут достигать до 100 м.

Практически в наступлении, как об этом свидетельствует опыт войны, для поражения одного окопанного танка необхо­димо, чтобы его атаковали не менее 2–3 танков. Это под­тверждается и расчетами с учетом коэффициентов боевой эф­фективности.

При наступлении с применением ядерного оружия или на другом направлении с применением только обычного оружия потребуется двухкратное и большее превосходство над против­ником, поэтому в данных условиях взвод способен успешно наступать на фронте обороны до двух мотопехотных отделений, что составит 300 м, а интервалы между атакующими танками увеличиваются до 100 м.

Наступление танков с интервалом до 100 м обеспечивает уничтожение противника огнем, удобство наблюдения и управ­ления огнем взвода, а также безопасность ведения огня в ин­тервалах между танками и наступающими за ними боевыми машинами пехоты. При этом они получают возможность ма­неврировать на поле боя в ходе атаки. В случае ведения огня танками осколочно– фугасными снарядами с ходу на дальность до 1,5 км при интервалах между ними 50 м обеспечивается поражение пехоты противника на фронте атаки взвода.

Танковый взвод, наступающий совместно с мотострелковой ротой, атакует на фронте поддерживаемой роты (взвода).

Командир танкового взвода управляет взводом по радио, командами, подаваемыми голосом, и сигналами.

Командир танкового взвода находится в боевом порядке взвода в таком месте, откуда обеспечивается наилучшее наблю­дение за противником, действиями своих подчиненных, соседей и местностью, а также непрерывное управление взводом.

До начала наступления с ходу танковый взвод скрытно рас­полагается в исходном районе в составе танковой роты.

Наступление танкового взвода из положения непосредствен­ного соприкосновения с противником осуществляется в заранее созданном боевом порядке, как правило, из занимаемого опорного пункта после необходимой перегруппировки или с выжи­дательной позиции. Выжидательная позиция подготавливается и занимается скрытно (с соблюдением мер маскировки). На ру­беж перехода в атаку в этом случае танковый взвод выдвига­ется в период огневой подготовки атаки.

При наступлении с ходу танковому взводу может указы­ваться район навешивания Катковых тралов. Он назначается в районе рубежа развертывания в ротные колонны на удалении 4–6 км от переднего края обороны противника. Ножевые тралы (КМТ– 6) навешиваются в исходном районе для наступления.

При недостаточном количестве артиллерии для уничтожения противотанковых и бронированных целей на переднем крае обороны противника могут выделяться танки и противотанко­вые управляемые ракеты для стрельбы прямой наводкой из расчета 2–3 огневых средства (танка) на одну цель. Для вы­полнения этих задач, как правило, привлекаются танки из вто­рого эшелона (резерва). Подготовленные огневые позиции они занимают скрытно в ночь перед наступлением, а когда это невозможно – с началом огневой подготовки.

Танки, выделенные для стрельбы прямой наводкой из соста­ва второго эшелона (резерва), при подходе к занимаемому ими рубежу атакующих подразделений продолжают уничтожать огневые средства и живую силу противника, а танки из состава атакующих подразделений, привлекаемые для стрельбы прямой наводкой, переходят вместе с ними в атаку.

Удаление танков, наступающих впереди мотострелковых под­разделений, зависит от способа атаки этих подразделений и должно обеспечивать безопасность мотострелковых подразде­лений от разрывов снарядов своей артиллерии и поддержку продвижения танков огнем стрелкового оружия. Оптимальным удалением может быть 100–200 м. Удаление обеспечивает безопасность от разрывов своих снарядов и взаимную под­держку огня танков, боевых машин пехоты (бронетранспорте­ров) и стрелкового оружия.

На труднодоступных участках местности мотострелковые подразделения, наступающие в пешем порядке, обгоняют тан­ковый взвод и наступают под прикрытием их огня и огня бое­вых машин пехоты (бронетранспортеров). По мере преодоления этих участков танковый взвод снова выходит вперед, а мото­стрелковые подразделения продолжают наступать за ним.

4. ВЗВОД В НАСТУПЛЕНИИ С ФОРСИРОВАНИЕМ

ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ

Форсированием называется наступление с преодолением вод­ной преграды, противоположный берег которой обороняется противником, т. е. преодоление ее под огневым воздействием.

При этом в зависимости от обстановки обороняющийся против­ник может оказывать сопротивление не только с противополож­ного берега водной преграды, но и при подходе к ней.

Несмотря на наличие современных переправочных средств, плавающих боевых машин пехоты (бронетранспортеров), вод­ные преграды (реки, водохранилища, озера, проливы, каналы) являются серьезными естественными препятствиями для насту­пающих подразделений.

Значение водной преграды определяется в зависимости от ее ширины, глубины, скорости течения, свойств берегов, грунта дна и долины, наличия гидротехнических сооружений, островов, бродов и притоков, а также от характера обороны противника, состояния погоды и времени года.

Ширина водной преграды – один из основных факторов, ха­рактеризующих ее как препятствие. Чем шире водная преграда, тем больше требуется усилий подразделений, переправочных средств и времени для ее преодоления.

В зависимости от ширины водные преграды делятся на уз­кие (до 100 м), средние (от 100 до 250 м), широкие (от 250 до 600 м) и крупные (свыше 600 м).

Глубина водной преграды для мотострелкового взвода на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) особого значе­ния не имеет, но ее необходимо учитывать совместно с шири­ной и скоростью течения при оценке водной преграды как со­ставляющую образования волн, которые оказывают серьезное влияние на возможность переправы через данную водную пре­граду на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и на других самоходных переправочно– десантных средствах. При этом необходимо помнить, что переправа через водные преграды воз­можна при высоте волн для боевых машин пехоты – до 0,5 м, бронетранспортеров – до 0,7–0,8 м и самоходных переправоч­но– десантных средств – до 1,0–1,1 м.

Крутые, обрывистые и одетые в бетон и гранит берега вод­ных преград требуют проведения определенных работ, связан­ных с подготовкой спусков к воде и выходов из воды, уклон ко­торых составляет: для боевых машин пехоты спуска к воде – 25°, выхода из воды – 15°; для бронетранспортеров спуска к во­де и выхода из воды– 12°.

Характер местности, прилегающей к водной преграде как на своем берегу, так и на берегу, занятом противником, является одним из важнейших факторов, влияющих на успех форсиро­вания. Даже узкие водные преграды, но с широкими заболо­ченными долинами и поймами требуют большого объема ин­женерных работ по повышению проходимости боевой тех­ники.

При организации форсирования необходимо учитывать и ле­довый режим водных преград. Особенно затрудняется форси– рование во время ледохода, который в значительной степени сковывает маневр плавающих средств, а иногда и полностью исключает возможность переправы.

Рис. 21. Оборудование переправы по льду:

1 – усиление ледяной переправы укладкой верхнего строения; 2 – переправляемая тех­ника; 3 –полоса, очищенная от снега; 4 – пробоина от снаряда (обваловывается сне­гом); 5–лунки для измерения толщины льда; 6 –расчетная толщина льда; 7 – сне­говой лед; 8 –мутный лед; 9 – измерение толщины льда

В зимних условиях способ преодоления водных преград •зависит от толщины льда и оборудования переправы по льду (рис. 21). Возможности переправы подразделений по льду по­казаны в табл. 18.

Таблица 18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: