Грузоподъемность льда для переправы подразделений, боевой техники и вооружения

Вид переправляемых грузов Масса, т Необходимая толщина льда, см Наименьшая дистанция, м
Подразделения в пешем строю: в колонне по одному в колонне по два в колонне по четыре. Боевые машины пехоты (броне, транспортеры) Танки   0,1 0,2 0,4 10– 15   35– 43  

Наступление с форсированием водной преграды имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при его органи­зации и осуществлении. Основными из них являются:

— повышенная уязвимость подразделений во время форси­рования водной преграды ввиду привязанности их к подготов­ленным в инженерном отношении пунктам (переправам);

— отставание танков ввиду того, что переправы для них оборудуются с захватом противоположного берега водной пре­грады;

— снижение эффективности огня стрелкового оружия, осо­бенно в период переправы мотострелковых подразделений;

— снижение маневренных возможностей подразделений во время их переправы;

— сложность поддержания взаимодействия, управления и материального обеспечения.

Мотострелковый взвод форсирует водную преграду обычно в составе главных сил роты, а при действиях в головной поход­ной заставе (головном дозоре) и в боевом разведывательном дозоре – самостоятельно.

Водные преграды взвод форсирует, как правило, с ходу. Если форсирование с ходу не удалось или если зтого требуют условия обстановки, оно осуществляется с развертыванием главных сил батальона у водной преграды после дополнитель­ной подготовки в короткие сроки.

Во всех случаях форсирование водных преград требует тща­тельной подготовки и проведения мероприятий в целях недопу­щения скопления личного состава и техники на переправах, а также строгого соблюдения мер безопасности. С этой целью мотострелковому взводу назначается исходный рубеж для фор­сирования на удалении 1–2 км, а при занятии исходного рай­она для форсирования непосредственно у водной преграды назначаются исходный рубеж на удалении 100–300 м от уреза воды, район посадки (погрузки) на переправочно– десантные средства, а танковому взводу, кроме того, район герметизации танков, назначаемый при форсировании с ходу обычно на уда­лении 5–6 км от водной преграды в укрытых местах и с раз­вертыванием главных сил батальона у водной преграды – не­посредственно у водной преграды на огневых позициях.

Началом форсирования («Ч») считается момент отвала под­разделений первого эшелона от своего берега.

Форсирование водных преград организуется одновременно с организацией наступления. Порядок работы командира взво­да по организации наступления с форсированием водной пре­грады зависит от конкретных условий обстановки и наличия времени и в своей основе аналогичен работе командира взвода по организации наступления, но в содержании имеет особен­ности.

При уяснении задачи командир взвода кроме обычных во­просов изучает задачи при подходе к водной преграде, во время форсирования и на противоположном берегу, места основных и запасных переправ, район герметизации танков, места по­садки личного состава и погрузки боевой техники на самоход­ные переправочно– десантные средства, исходный рубеж для форсирования и время его прохождения.

Оценивая обстановку, командир дополнительно изучает ширину водной преграды и время на ее преодоление на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), танках, крутизну спу­сков к воде и выходов на противоположный берег, состояние дна у берегов и скорость течения.

Решение на наступление с форсированием водной преграды командир взвода принимает обычно во время рекогносцировки, проводимой старшим командиром, а если обстановка не позво­ляет организовать бой на местности, то по карте или на макете местности. В решении кроме обычных вопросов командир взво­да определяет порядок уничтожения противника на подступах к водной преграде, ведения огня во время форсирования и выполнения задачи на противоположном берегу, а также по­рядок подготовки техники к форсированию водной преграды и переправы отделений.

При постановке задач на наступление с форсированием вод­ной преграды командир взвода в боевом приказе указывает место переправы, порядок ведения огня во время форсирова­ния и задачу на противоположном берегу.

Организуя взаимодействие, командир взвода кроме обычных вопросов указывает:

— порядок подготовки боевых машин пехоты (бронетранс­портеров), танков и личного состава к форсированию^

— маршрут выдвижения, район герметизации танков (толь­ко командир танкового взвода), места посадки личного состава и погрузки боевой техники на самоходные переправочно– десант­ные средства;

— порядок преодоления заграждений и меры безопасности при нанесении ядерных ударов по противнику и форсировании водной преграды;

— согласовывает действия отделений между собой, с тан­ками и приданными огневыми средствами при форсировании водной преграды и бое на противоположном берегу по обеспе­чению переправы танков.

Подготовка техники и вооружения во всех случаях начина­ется с прибытием в исходный район до получения боевой за­дачи. С получением боевой задачи на наступление с форсиро­ванием водной преграды эта работа осуществляется более це­ленаправленно.

Подготовка боевых машин пехоты (бронетранспортеров) к форсированию в зависимости от обстановки и наличия времени производится в исходном районе для наступления или при под­ходе к водной преграде. При этом особое внимание обращается на плотность закрытия люков, бойниц, дверей, на исправность водооткачивающих насосов, на наличие и плотность закрытия водосливных пробок Командир взвода проверяет наличие и исправность спасательных жилетов и в установленное коман­диром роты время докладывает ему о готовности к выполнению поставленной задачи.

Подготовка танков к преодолению водной преграды прово­дится под руководством командира взвода в районе герметиза­ции и складывается из предварительной подготовки танков, включающей проверку:

— работоспособности радиостанции и танкового переговор­ного устройства;

— исправности и работы гирополукомпаса;.

— исправности и работы откачивающей системы;

— состояния резинотканевых уплотнений;

— наличия и исправности уплотнительных прокладок люков и пробок;

— состояния выпускных коллекторов;

— надежности стопорения задраек крышки люка запасного выхода проволокой;

— легкости открывания крышек люков башни и механика– водителя;

— зарядки баллонов воздушного запуска.

Кроме того, на танки устанавливаются съемные комплекты оборудования для подводного вождения танка (ОПВТ). Пере­чень работ по их установке зависит от типа танка и комплект­ности оборудования. Производится уплотнение всех щелей и не­плотностей замазкой ЗЗК, укладываются буксирные тросы и проверяется качество герметизации методом «разрежения».

К водной преграде взвод выдвигается с максимальной ско­ростью в готовности к форсированию ее с ходу. Личный состав взвода, находящийся в машинах, надевает спасательные жи­леты.

При подходе к водной преграде командир взвода уточняет отделениям (танкам) место переправы, порядок ведения огня во время форсирования и задачу на противоположном берегу.

Мотострелковый и пулеметный (противотанково– пулемет– ный) взводы с выходом к водной преграде при поддержке ог­нем артиллерии и танков (под прикрытием дымов и аэрозо­лей), не задерживаясь, форсируют ее на боевых машинах пе­хоты (бронетранспортерах), переправочно– десантных средствах или по захваченной переправе. Противника, оказывающего со­противление, взводы уничтожают огнем всех средств на плаву.

С выходом на противоположный берег они безостановочно раз­вивают наступление в указанном направлении.

Гранатометный взвод с выходом к водной преграде занимает огневую позицию на своем берегу и огнем поддерживает фор­сирование мотострелковых подразделений и бой их на проти­воположном берегу. Переправу он осуществляет по команде (сигналу) командира батальона (роты). С выходом на проти­воположный берег взвод быстро занимает огневую позицию и продолжает поддержку атакующих подразделений.

Подготовка танков для переправы под водой в зависимости от наличия времени и обстановки производится в исходном районе для наступления или во время выдвижения к водной преграде, а завершается в районе герметизации.

Танковый взвод форсирует водную преграду по мосту, вброд или на паромах. В составе роты он может переправляться под водой. С выходом на противоположный берег взвод, используя результаты огня артиллерии, не задерживаясь, совместно с дру­гими подразделениями уничтожает обороняющегося противника и развивает наступление в глубину.

Переправа танков под водой проводится на участках с по­логими входами и выходами, с ровным дном, с твердым или песчаным грунтом, с глубинами, не превышающими 5 м, и со скоростью течения воды до 1,5 м/с. Ширина трассы на пере­праве должна быть не менее 25 м при ширине преграды до 200 м и не менее 40 м при ширине преграды свыше 200 м.

Форсирование мелководных рек, как правило, осуществля­ется вброд после тщательной их разведки.

Признаками бродов являются: дороги, тропинки или колеи, оканчивающиеся у одного берега и продолжающиеся на дру­гом; мелкая зыбь на поверхности воды, характерная для реч­ных отмелей; перепады воды, характерные для речных отмелей; перепады воды, указывающие на переход от мелких мест к глубоким. Чаще всего броды находятся на уширенных прямых участках русла рек с очень пологими берегами.

При разведке брода определяются подходы и выходы, на­личие препятствий и минно– взрывных заграждений на подхо­дах, берегах и воде, глубина, ширина и длина брода, скорость течения реки, грунт дна и состояние берегов, условия маски­ровки и переправы, наличие местных материалов для оборудо­вания брода, наличие естественных укрытий для личного со­става и техники.

После разведки и принятия решения на форсирование вод­ной преграды вброд приступают к оборудованию брода. С этой целью устраняются заграждения и препятствия, мешающие дви­жению (проволочные и минно– взрывные заграждения, камни, коряги и т. д.); отдельные глубокие места (ямы, воронки, вы­боины) забрасываются камнем, мешками с песком, тяжелыми машинами (с камнем); обозначаются границы брода вехами и указателями, а в ночное время, кроме того, створными фо­нарями или специальными светящимися знаками со светом в сторону исходного берега; укрепляется дно со слабым грунтом наброской камня, укладкой хвороста или фашин, загруженных камнем, и специальными покрытиями; на горных реках для переправы личного состава натягиваются канаты (рис. 22).

Рис. 22. Преодоление реки по веревке на блоке Рис. 23. Преодоление реки вброд с самострахов кой с помощью шеста

Автомобили переправляются вброд на малых скоростях, не переключая передач и не изменяя направления движения. На­правление движения колесных машин по броду намечается под углом к течению реки с отклонением в низовую сторону, чтобы избежать при переправе заливание водой радиаторов.

Преодоление личным составом горных рек вброд может осуществляться:

— по одному с применением самостраховки ремня (верев­ки), прикрепленного к веревке, протянутой с одного берега на другой на высоте 30–40 см над водой;

— по одному с самостраховкой шестом и страховкой с бе­рега с помощью веревки (рис. 23);

— шеренгами по три, положив друг другу руки на плечи;

— построением в круг по 8–10 человек, положив друг

другу руки на плечи;

– в колонне по одному (8–10 человек), взявшись за ремнии т. д.

При форсировании с развертыванием главных сил непосред­ственно у водной преграды мотострелковый взвод, действую­щий в составе роты первого эшелона батальона, посадку в бое­вые машины пехоты (бронетранспортеры), на самоходные пере– правочно– десантные средства производит в укрытых местах и выдвигается к водной преграде во время огневой подготовки форсирования и атаки. Сигнал о начале выдвижения командир батальона подает, исходя из установленного времени начала форсирования («Ч») и времени, необходимого для преодоле­ния расстояния от места посадки до уреза воды. Подразделе­ния стремительно выдвигаются к водной преграде и в установ­ленное время при поддержке огня артиллерии и других огневых средств форсируют ее и безостановочно развивают наступление в глубину обороны противника.

В зимних условиях форсирование водных преград может осуществляться по ледяным переправам. Если толщина льда не позволяет танкам, боевым машинам пехоты (бронетранс­портерам) и другой тяжелой технике преодолеть водную пре­граду по льду, то сначала ее форсируют мотострелковые подраз­деления в пешем порядке или на лыжах. Техника переправ­ляется на противоположный берег после усиления льда или по паромным, десантным и мостовым переправам, а также по мо­стам. Танки, кроме того, при благоприятных условиях могут преодолевать водную преграду по глубоким бродам, а иногда и под водой.

В период интенсивного ледохода водные преграды преодоле­ваются, как правило, по захваченным мостам и переброской подразделений по воздуху.

5. НАСТУПЛЕНИЕ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Особенности организации и ведения наступления в городе. Организуя наступление в городе, командир взвода при оценке противника тщательно изучает характер обороны противника в атакуемом объекте, особенно систему огня и возможность ведения флангового огня из соседних зданий, наиболее удоб­ные подступы к объекту и наличие заграждений, возможность использования инженерно– технических подземных коммуникаций для выхода в тыл и на фланги обороняющемуся противнику.

Перед атакой боевые машины пехоты, танки, орудия и уста­новки противотанковых управляемых ракет огнем прямой на­водкой уничтожают противника в атакуемом и соседних зда­ниях. Одновременно личный состав мотострелкового взвода, при­данные ему пулеметчики и огнеметчики ведут огонь по окнам, дверям и амбразурам и, используя проломы в стенах, подзем­ные коммуникации, ходы сообщения и другие скрытые под­ступы, выдвигаются к объекту.

По мере приближения мотострелкового взвода к атакуе­мому объекту огонь танков, орудий и других огневых средств пе­реносится по верхним этажам и чердакам. Действуя смело и дерзко, отделения под прикрытием огня всех средств, дымов и аэрозолей врываются в здание и, переходя с этажа на этаж по лестницам или через проломы в междуэтажных перекры­тиях, уничтожают противника огнем в упор из автоматов, пу­леметов и гранатами. Противник, ведущий огонь из окон и с крыш зданий, уничтожается снайперами и специально назна­ченными пулеметчиками и автоматчиками. Приданные взводу саперы в это время проделывают проходы в стенах и между­этажных перекрытиях, а при необходимости разминируют за­хваченные здания.

Захватив здание и очистив его от противника, взвод атакует следующий объект. Взвод наступает обычно вдоль улицы по обеим ее сторонам. Взаимная поддержка достигается ведением огня по зданиям, расположенным на противоположной стороне.

Мотострелковый взвод и приданные ему гранатометы, пуле­меты и огнеметы уничтожают противника огнем и гранатами в первую очередь в подвалах и нижних этажах зданий. Танки, как правило, действуют в цепи мотострелкового взвода или за цепью и уничтожают своим огнем противника в подвалах, нижних этажах зданий и других укрытиях, обеспечивая про­движение личного состава мотострелковых подразделений. Бое­вые машины пехоты (бронетранспортеры) действуют за танками скачками от укрытия к укрытию и огнем своего оружия уничто­жают противника, препятствующего продвижению личного со­става и танков.

Пулеметные отделения и расчеты наступают обычно от од­ного укрытия к другому и своим огнем поддерживают наступле­ние мотострелковых подразделений. Огневые позиции перед ата­кой они занимают, как правило, в соседних с атакуемым объек­том зданиях. Для смены огневых позиций используются скрытые подступы, а также проломы в стенах зданий и заборах.

Для захвата подготовленных к обороне особо прочных зда­ний и сооружений мотострелковый взвод может действовать в составе штурмовой группы. В состав штурмовой группы кроме мотострелкового подразделения могут включаться танки, ору­дия, преимущественно самоходные, минометы, установки про­тивотанковых управляемых ракет, гранатометы, пулеметы, огне­меты и другие огневые средства, а также инженерно– саперные подразделения с подрывными зарядами. Штурмовой группе вы­дается увеличенное количество боеприпасов, особенно ручных и противотанковых гранат, дымовых, зажигательных и сигналь­ных средств. Личный состав готовит штурмовые лестницы, кошки, канаты, переходные мостики и другие приспособления для штурма зданий и преодоления препятствий.

Штурмовая группа обычно делится на подгруппы: огневую, разграждения (подрыва), захвата – и действует в следующем порядке:

— танки, орудия, минометы и установки противотанковых управляемых ракет, составляющие огневую подгруппу, ведут огонь по окнам подвальных и чердачных помещений, а также по окнам зданий и по огневым средствам, прикрывающим под­ходы к зданию;

— танки с навесным оборудованием и инженерно– саперное подразделение, составляющие подгруппу разграждения (под­рыва), под прикрытием огня огневой подгруппы выдвигаются к заграждениям, прикрывающим подступы к зданию, и проде­лывают в них проходы;

— подгруппа захвата по проделанным проходам устрем­ляется к зданию, используя мертвые пространства и подземные коммуникации для выхода в тыл противнику, и атакует его. При этом пулеметчики и автоматчики закрывают окна под­вальных помещений и первых этажей мешками с землей или под­ручными средствами и занимают позиции вокруг здания в го­товности к уничтожению противника в случае его выхода из здания; гранатометчики делают проломы в стенах, этажных перекрытиях, дверях, а огнеметчики производят огнеметание внутрь здания; огневая подгруппа воспрещает подход против­ника из других зданий; подгруппа захвата устремляется внутрь здания. При бое внутри здания подгруппа захвата действует попарно; переходя из одного помещения в другое, с этажа на этаж по лестницам или через проломы в междуэтажных пере­крытиях, уничтожает противника гранатами и огнем в упор.

Сильно укрепленные здания блокируются, а затем подры­ваются.

Особенности организации и ведения наступления в горах. Организуя наступление в горах, командир взвода кроме общих вопросов, предусматриваемых при подготовке наступления в обычных условиях, тщательно изучает систему огня противника на всех ярусах, обращая внимание на огневые средства, веду­щие фланговый огонь; выбирает скрытые подступы для наступ– • ления и направления для маневра отделений; определяет, какими огневыми средствами и откуда выгодно поражать противника, места возможных завалов, обвалов, камнепадов, осыпей, нали­чие и характер естественных препятствий и порядок их преодо­ления, а также учитывает резкие суточные колебания темпе­ратуры.

При подготовке к наступлению в горах колесные и гусенич­ные машины обеспечиваются средствами повышения проходи­мости и горными тормозными колодками. Боевые машины пе­хоты (бронетранспортеры) во избежание размораживания дви­гателей заправляются низкозамерзающей жидкостью–

В подразделения, действующие в отрыве от главных сил, выдается увеличенное количество боеприпасов, ручных и дымо­вых гранат, сигнальных средств, сухих пайков, а также горного снаряжения. При действиях в маловодных горных районах соз­даются дополнительные запасы воды. Командир взвода должен своевременно принимать меры по предупреждению солнечных ударов и ожогов, вредного действия на глаза яркого света, обморожения и возникновения горной болезни.

При атаке высоты с многоярусным расположением против­ника его огневые средства и живая сила подавляются артилле­рией одновременно на всех ярусах и на обратных скатах высот. Наиболее плотный огонь сосредоточивается по целям, располо­женным на нижнем ярусе.

Способ атаки взвода зависит от рельефа местности. На труд­нодоступных участках местности мотострелковый взвод может действовать самостоятельно, в отрыве от роты и, как правило, в пешем порядке. Во время атаки первого яруса часть огневых средств взвода ведет огонь по противнику на последующих ярусах и по его огневым средствам, ведущим фланговый огонь. Танки, боевые машины пехоты (бронетранспортеры) огнем с места поддерживают атаку отделений и по мере их продвиже­ния перемещаются по доступной местности, ведя огонь на ходу. Ручные гранаты при атаке снизу вверх необходимо бросать точно в траншею или перебрасывать через нее, а при атаке сверху вниз – в траншею или недобрасывать до нее с таким расчетом, чтобы граната успела до разрыва скатиться в тран­шею (окоп) противника.

Для уничтожения противника отделения охватывают или обходят его, широко используя мертвые пространства, проме­жутки в боевых порядках, дымы, а иногда и труднодоступные участки, с тем чтобы атаковать сверху вниз.

Вот что рассказывает о боевых эпизодах в горах Кавказа участник Великой Отечественной войны заслуженный мас­тер спорта Гусев А. М.: «Бой за перевал Клыч длился пять суток. Противник подтянул подкрепление, доставил на пере­вал батальонные минометы и ожесточенно сопротивлялся, однако на рассвете шестого дня боев, после штурма, пере­вал был взят нашими подразделениями.

Большую роль в успехе штурма сыграло отделение, под­нявшееся по отвесным скатам на вершину, господствующую над перевалом. Забросав расположившегося на главном сед­ле перевала противника гранатами и подавив огневые сред­ства на гребне огнем из автоматов и ручного пулемета, отде­ление дало возможность основным силам штурмового от­ряда без больших потерь захватить перевал». Отделения при встрече труднопреодолимых препятствий для танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров) овладевают этими препятствиями и обеспечивают дальнейшее продвижение техники.

При преодолении крутых подъемов перед очередным брос­ком, если позволяет обстановка, целесообразно делать короткие остановки для передышки личного состава. Для этого исполь­зуются складки местности и укрытия.

При наступлении по узкой горной долине для исключения внезапного нападения усиливается наблюдение на фланге, осо­бое внимание обращается на своевременное подавление огневых средств противника, ведущих фланговый огонь, на выявление л уничтожение засад, а также на использование пулеметов и снайперской винтовки.

В ходе наступления необходимо вынуждать противника контратаку проводить снизу вверх но скатам высоты, предна­меренно втянуть его в огневой мешок и огнем с места уничто­жить. Если противник контратакует сверху вниз, то для отра­жения атаки необходимо закрепиться на выгодном рубеже и огнем всех средств нанести ему поражение.

Особенности организации и ведения наступления в лесу. При организации наступления в лесу командир взвода кроме общих вопросов, предусматриваемых при подготовке наступле­ния в обычных условиях, сообщает командирам отделений ази­мут направления наступления, устанавливает порядок преодо­ления лесных завалов и уничтожения противника, ведущего огонь с деревьев.

Наступление на противника, передний край обороны кото­рого проходит по опушке леса, начинается атакой и захватом выступов леса. Затем, используя выступ леса, с тыла и во фланг уничтожается обороняющийся противник.

Взвод в лесу наступает, как правило, вдоль дороги, просеки или по указанному азимуту. Интервалы между отделениями со­кращаются. Мотострелковый взвод действует обычно в пешем порядке. Командир взвода продвигается в цепи направляющего отделения.

Танки действуют на доступной для них местности обычно в цепи мотострелковых взводов или за цепью и поддерживают их атаку своим огнем. Личный состав мотострелковых подраз­делений трассирующими пулями указывает танкам цели, унич­тожает противотанковые средства противника и совместно с са­перами обеспечивает преодоление ими лесных завалов и других заграждений. Боевые машины.пехоты (бронетранспортеры) в этом случае действуют за танками и огнем своего оружия унич­тожают цели противника, препятствующие продвижению ата­кующих подразделений.

Опорные пункты противника, прикрывающие дороги, просеки, поляны и межозерные дефиле, обходятся и атакой во фланг и с тыла уничтожаются.

В ходе наступления во взводе ведется круговое наблюдение, при этом особое внимание обращается на выявление и уничто­жение противотанковых средств. Противник, ведущий огонь с деревьев, уничтожается снайпером и специально назначенными пулеметчиками и автоматчиками. Для непосредственного охра­нения командир взвода высылает дозорных.

При наступлении в лесу высокой эффективностью обладает огонь всех огневых средств с близких дистанций.

Лесные завалы и другие заграждения взвод, как правило, обходит, а при невозможности обхода преодолевает их по про­деланному проходу.

Контратакующего противника взвод уничтожает во взаимо­действии с другими подразделениями стремительной атакой или по указанию командира роты сначала поражает противника огнем с выгодного рубежа, при этом боевые машины пехоты (бронетранспортеры) занимают позиции за ближайшими укры­тиями (балками, оврагами, ручьями и т. д.) с таким расчетом, чтобы обеспечивалась возможность ведения огня вдоль дорог, просек, дефиле, между озерами и болотами, а также вдоль участков редкого леса. На флангах постоянно ведется наблю­дение за противником.

Особенности организации и ведения наступления в север­ных районах и зимой. Организуя наступление в северных райо­нах и зимой, командир взвода кроме обычных вопросов дол­жен особое внимание обратить на подготовку вооружения, бое­вой техники и средств индивидуальной защиты для применения их в условиях низких температур и на предупреждение пере­охлаждения и обморожения личного состава, принять меры к обеспечению машин средствами повышенной проходимости, лич­ного состава лыжами и маскировочными халатами, а также окрасить технику в белый цвет.

Частые снегопады, снежные бури и метели, глубокий снеж­ный покров и рыхлый снег резко ограничивают маневренные возможности подразделений (особенно вне дорог). С наступле­нием весенних оттепелей, когда образуется снежный наст, воз­можно использование техники вне дорог. При этом периодиче­ски возникающие магнитные и ионосферные бури влияют на работу радиосредств и на показания обычного компаса. В этих случаях командир взвода управляет действиями подчиненных командами, подаваемыми голосом, сигнальными и подвижными средствами, а ориентирование на местности осуществляет с помощью гирополукомпасов и курсопрокладчиков.

Горный рельеф с множеством россыпей валунов в низинах и вдоль дорог, наличием горных рек, ручьев и озер с крутыми обрывистыми берегами, а также многочисленные болота и топи в весенне– осенние месяцы представляют серьезные препятствия для передвижения боевой техники, сковывают или затрудняют маневр подразделений.

Частые туманы летом, снегопады, бураны и метели зимой, длительная полярная ночь способствуют внезапности действий, вынуждают рационально использовать приборы ночного видения, средства освещения местности. Полярный день, наоборот, затрудняет скрытность расположения и передвижения подраз­делений.

Главное отличие наступления в Заполярье от обычных усло­вий– это ожесточенная борьба за населенные пункты, дороги и даже тропы. Поэтому наступление характеризуется большим напряжением, ведется преимущественно вдоль дорог и может быть успешным, как правило, в том случае, когда сочетается с одновременным охватом и обходом противника частью сил через труднодоступные участки местности. Хорошо задуманный, уме­ло организованный и скрытно проведенный маневр обеспечи­вает победу не только над равным, но и над значительно пре­восходящим по силе противником.

При глубоком снежном покрове личный состав мотострелко­вого взвода наступает обычно на лыжах. Спешивание личного состава и постановка на лыжи при наступлении с ходу произ­водится, как правило, на удалении до 2 км от противника, а иногда и более. В отдельных случаях личный состав может вставать на лыжи, садиться на волокуши (сани), буксируемые многоцелевыми транспортерами, легкими бронированными вез­деходами, и доставляться как можно ближе к переднему краю обороны противника.

Боевые машины пехоты (бронетранспортеры) действуют за танками и огнем своего оружия уничтожают цели противника, препятствующие продвижению личного состава и танков. На труднодоступных направлениях они продвигаются, как правило, по дорогам, поддерживая взвод огнем. Атака на боевых маши­нах пехоты (бронетранспортерах) возможна по насту или ледо­вому пространству.

Танки при глубоком снежном покрове наступают обычно в цепи мотострелковых подразделений или за цепью, труднопро­ходимые участки они преодолевают с использованием навесного оборудования.

При бое в глубине обороны противника для совершения об­ходов и атаки противника во фланг и тыл командир мотострел­кового взвода должен широко применять действия отделений на лыжах.

При преследовании противника важнейшим условием дости­жения успеха в разгроме противника является быстрый выход даже небольших подразделений на пути его отхода, захват и удержание ими узлов дорог, дефиле и других узких мест.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: