Общая тактическая схема проведения в суде вопросно-ответной стадии конфликтного допроса должна, по мнению авторов, выглядеть как система из трех групп (блоков) вопросов, задаваемых в следующем порядке.
Сначала задаются вопросы (первая группа), уточняющие или детализирующие положения свободного рассказа допрашиваемого, содержащие ложную информацию. Тактическое значение данного блока вопросов определяется тем, что ответы на них информационно обогащают свободный рассказ допрашиваемого, придавая ему законченность, относительную всесторонность освещения предмета показаний, и одновременно дают прокурору дополнительный материал для будущей тактической борьбы. Наряду с этим вопросы первой груп-
пы «привязывают» субъекта к сказанному. Эти вопросы — еще не «атака» прокурора, а «маневры», имеющие целью глубже изучить «противника», получить от него максимум информации, отыскать в ней противоречия и наметить наилучший план «наступления».
Во вторую группу входят вопросы, констатирующие противоречия в рассказе или показаниях допрашиваемого и требующие от него их объяснения и разрешения. Подобные несоответствия можно условно назвать внутренними, поскольку они не выходят за рамки одного источника информации (противоречия самому себе). Этими вопросами государственный обвинитель начинает «атаковать» показания допрашиваемого, нанося информационные удары по тем фрагментам, в которых выявлены противоречия. Умелым использованием вопросов данной группы подчас можно поколебать, а затем и разрушить психологическую установку допрашиваемого на дачу ложных показаний и вынудить его сказать правду.
|
|
Но если названные вопросы не привели к успеху, тогда не обойтись без «тяжелой артиллерии» — вопросов третьей группы, констатирующих противоречия между прозвучавшими показаниями и информацией, получаемой из других источников (внешние противоречия), и требующих от допрашиваемого их разрешения. Если внутренние (самому себе) противоречия субъект еще как-то может объяснить (но при этом должен сделать окончательный выбор одного утверждения и отказаться от другого), то разумно обосновать противоречия ряда своих утверждений другим материалам предварительного и судебного действия на него крайне сложно. Материальной базой для формирования вопросов третьей группы — а это изобличающие вопросы - служит реальное несоответствие отдельных утверждений допрашиваемого системе объективных данных, установ-
5 Зак. №901
1 30 Глава 3. Тактические особенности допроса в суде
ленных предварительным и судебным следствием. Поэтому любой вопрос третьей группы предполагает ссылку на те или иные доказательства как на антитезы тому, о чем говорит допрашиваемый. Доказательства эти могут быть как личными, так и вещественными.
|
|
Вопросы второго и третьего блоков — это средства логического воздействия (с помощью конкретных личных и вещественных доказательств) на допрашиваемого, дающего ложные показания, с целью дискредитации последних и получения правдивых показаний.
В чем же состоит тактическое значение выделения в вопросно-ответной фазе конфликтного допроса трехуровневой структуры?
Уже одно знание о трех группах вопросов, различающихся по своей направленности, и соблюдение указанной последовательности их использования не только наилучшим образом организует допрос, но и, что важнее, гарантирует его всесторонность и полноту, существенно обогащая представление о содержании последних. Теперь представление о всесторонности и полноте допроса не сводится, как раньше, только к детальности описания допрашиваемым преступления и иных, связанных с ним событий, а дополняется осознанием необходимости исследовать внутренние и внешние противоречия с целью их устранения и тем самым большего приближения к истине.
В свете сказанного существенно углубляется понимание роли и содержания подготовки к судебным допросам. Стало очевидно, что комплекс вопросов, заранее формулировавшихся прокурором для допроса конкретного субъекта в суде (о чем говорилось ранее), следует дополнительно разбить на три группы (по их целевой направленности) и решить — обеспечат ли эти «групповые» вопросы необходимый промежуточный