| Диаметр подшипника, мм | |||||
| Внутренний | Основные отклонения вала | ||||
| свыше | до | js | k | m | n |
| до 300 | св. 300 до 1400 | св. 1400 до 1600 | св. 1600 до 3000 | ||
| −∕∕− 600 | −∕∕− 600 −∕∕− 2000 | −∕∕− 2000 −∕∕− 2500 | −∕∕− 2500 −∕∕− 4000 | ||
| −∕∕− 700 | −∕∕− 700 −∕∕− 3000 | −∕∕− 3000 −∕∕− 3500 | −∕∕− 3500 −∕∕− 6000 | ||
| −∕∕− 900 | −∕∕− 900 −∕∕− 3500 | −∕∕− 3500 −∕∕− 4500 | −∕∕− 4500 −∕∕− 8000 | ||
| наружный | Основные отклонения отверстия | ||||
| K | M | N | P | ||
| −∕∕− 800 | −∕∕− 800 −∕∕− 1000 | −∕∕− 1000 −∕∕− 1300 | −∕∕− 1300 −∕∕− 2500 | ||
| −∕∕− 1000 | −∕∕− 1000 −∕∕− 1500 | −∕∕− 1500 −∕∕− 2000 | −∕∕− 2000 −∕∕− 3300 | ||
| −∕∕− 1200 | −∕∕− 1200 −∕∕− 2000 | −∕∕− 2000 −∕∕− 2600 | −∕∕− 2600 −∕∕− 4000 | ||
| −∕∕− 1600 | −∕∕− 1600 −∕∕− 2500 | −∕∕− 2500 −∕∕− 3500 | −∕∕− 3500 −∕∕− 5500 |
Интенсивность нагрузки определяется по формуле
, (3.1)
где
– радиальная нагрузка, Н; b – рабочая ширина кольца подшипника, мм;
– динамический коэффициент посадки (табл. 3.6);
– коэффициент, учитывающий степень ослабления натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (для сплошного вала
=1,0), выбирается из табл. 3.7;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения радиальной нагрузки между рядами роликов в двухрядных конических роликовых подшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки
на опору. Значения
зависят от величины
, где
– угол контакта тел качения с дорожкой качения наружного кольца, зависящий от конструкции подшипника (табл. 3.8, для однорядных подшипников
= 1).
Таблица 3.6
Зависимость k1 от характера нагрузки
| Характер нагрузки | k1 |
| Умеренные толчки. Перегрузки до 150% Сильные удары. Перегрузки до 300% | 1,0 1,8 |
Таблица 3.7
Выбор коэффициента k2
или | k2 | ||||
| для вала | для отверстия | ||||
| свыше | до | <1,5 | > (1,5÷2,0) | < (2÷3) | для всех подшипников |
| - 0,4 0,7 0,8 | 0,4 0,7 0,8 - | 1,2 1,5 | 1,4 1,7 2,3 | 1,6 | 1,4 1,8 |
Таблица 3.8
Выбор коэффициента k3
| k3 | |
| свыше | до | |
| -- | 0,2 | |
| 0,2 | 0,4 | 1,2 |
| 0,4 | 0,6 | 1,4 |
| 0,6 | 1,6 | |
| -- |
При циркуляционном нагружении кольца подшипника, когда динамический коэффициент выбрать затруднительно, минимально допустимый натяг определяется по формуле
, (3.2)
где
– коэффициент (для подшипников легкой серии
; средней –
; тяжелой –
);
– ширина подшипника;
– координата монтажной фаски внутреннего или наружного кольца подшипника, мм.
По найденному
выбирают ближайшую стандартную посадку по условию, что
>
.
Требования к посадочным поверхностям валов и отверстий корпусов под посадки подшипников качения регламентированы ГОСТ 3325-85. В соответствии с ГОСТ 3325-85 рекомендуется применять при назначении допусков на отверстия и валы квалитеты, указанные в табл. 3.9.
Требования предъявляются к форме посадочных поверхностей отверстий и валов (табл. 3.10), торцевым биениям заплечиков отверстий (табл. 3.11) и валов (табл. 3.12), высотным параметрам шероховатости (табл. 3.13).
Таблица 3.9
или
<1,5