Обработка посадочного (центрального) отверстия

Это отверстие является технологической базой при обработке зубчатого колеса. Для передачи крутящего момента посадочное отверстие имеет шпоночный паз, шлицевую поверхность или профильный контур (рис. 2.1.14). Точность отверстия и перпендикулярность его оси торцу ступицы у незакаленных колес обеспечивается чистовым точением, развертыванием, шлифованием или протягиванием.

Гладкие отверстие после сверления или зенкерования протягивают круглыми протяжками, а шлицевые отверстия протягивают шлицевыми протяжками. Точность отверстия после протягивания соответствует 7 – 9 квалитету. Шероховатость составляет 0,32 – 2,5 мкм. Производительность при протягивании значительно выше, чем при шлифовании. Схема протягивания гладкого отверстия зубчатого колеса на шаровой опоре представлена на рис. 2.1.15. Применение шаровой опоры обеспечивает перпендикулярность оси отверстия торцу ступицы колеса.

Шпоночные канавки и шлицы в отверстиях зубчатых колес прорезают до закалки. В единичном и мелкосерийном производстве шпоночные канавки обрабатывают на долбежных станках. В крупносерийном и массовом производстве шпоночные канавки получают протягиванием. На рис. 2.1.16 показано протягивание шпоночной канавки в заготовке зубчатого колеса на горизонтально-протяжном станке. Заготовка 1 насаживается на направляющий палец 4, внутри которого имеется паз, для направления протяжки 2. Когда канавка протягивается за 2 рабочих хода одной и той же протяжкой, то под протяжку помещают подкладку 3.

У колес, подвергаемых закалке, отверстие шлифуют на внутришлифовальном станке, а торец ступицы - на плоскошлифовальном станке. Схема шлифования отверстия представлена на рис. 2.1.17. Для повышения точности шлифование отверстия и торца рекомендуется выполнять с одного установа. При этом колесо закрепляют в специальном патроне (рис. 2.1.18). Базирование колеса осуществляют роликами по боковой поверхности зубьев, что обеспечивает соосность центрального отверстия и делительной окружности. Шлифование отверстия производят кругом 1, а шлифование торца – кругом 2, установленным на шпинделе дополнительной шлифовальной бабки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: