Тема 5. Деонтологические аспекты педагогической этики
ПЛАН:
1. Место и роль деонтологии в педагогической этике.
2. Понятие нормы поведения. Общие нормы профессионально-этического поведения педагогов.
3. Основные группы стандартов поведения педагогов (на основе кодексов).
4. Механизм реализации профессионально-этических норм поведения педагогов.
Литература
1. Бочаров А.В. Нужен ли преподавателям Университета профессиональный этический кодекс? // электронный ресурс: http://klio.tsu.ru/Bocharov.htm
2. Гусейнов, А.А. Этика профессора, или исповедь на заданную тему / А.А. Гусейнов // Новое самоопределение университета. Ведомости. Вып. 33 / под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2008. – С. 11-23.
3. Этический кодекс педагогов (Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга) // электронный ресурс: college4.spb.ru/uploads/File/lokalakt/кодекс%20чести%20педагога.doc
4. Этический кодекс педагогов // электронный ресурс: http://osvita-ua.net/teacher/personality/3281/print/
5. Этический кодекс центра образования // электронный ресурс: http://centrobr.stavedu.ru/norma/kodeks.htm
|
|
Место и роль деонтологии в педагогической этике
В настоящее время деонтология трактуется как учение о долге и должном поведении отдельной личности или группы людей в любой сфере жизни. Деонтология – это ядро этической системы, поскольку должное поведение гарантирует выполнение внешних по отношению к человеку моральных требований.
Термин «деонтология» широко используется и в профессиональной этике для обозначения теории о долге и должном поведении специалиста в рамках его профессии. Чаще всего ассоциируется с учением о юридических, профессиональных и моральных правилах поведения медработников по отношению к больному. Общеизвестно, что главным этическим требованием к деятельности врача является «не навреди». Именно поэтому представляется очевидной необходимость применить сущность деонтологии в практике других профессий и, прежде всего, педагогической. Таким образом, педагогическая деонтология – это учение о долге и должном поведении педагога в различных сферах его профессиональной деятельности.
Необходимость педагогической деонтологии обусловлена следующими причинами:
1) от деятельности педагога во многом зависит благополучие учащегося, а опосредованно – всего общества, что требует неукоснительного и качественного выполнения им всех профессиональных обязанностей;
2) не все обязанности, возлагаемые на педагога, могут быть для него привлекательными и желательными (не устраивает общение с определенными учащимися, оплата труда, общение с коллегами и др.).
Педагогическая деонтология акцентирует свое внимание:
во-первых, на содержании профессионального долга педагогов;
во-вторых, на механизме, обеспечивающем реализацию требований педагогической этики.