Механизм реализации профессионально-этических норм

«Внутренняя» мотивация предполагает наличие особого морально-психологического механизма исполнения норм человеком. Обозначим категории, которые отражают данный механизм.

1. Профессиональный долг педагога -- выработанное сообществом представление об обязательствах, которые педагоги добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни.Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны: объективную и субъективную.

1) Объективная сторона профессионального долга определяется теми реально существующими функциональными обязанностями. Находят свое отражение в должностных инструкциях, являющихся обязательными для исполнения.

2) Субъективная сторона долга связана с отношением специалиста к этим обязанностям: а) с осознанием этих обязанностей и б) с добровольным их принятием. В зависимости от степени осознания необходимости, важности долга его требования могут выполняться на разном уровне добровольности:

- из боязни осуждения, наказания за его невыполнение;

- с целью заслужить общественное признание;

- в результате понимания его необходимости;

- по внутренней потребности (высшая форма долженствования).

В итоге выполнение долга может стать источником удовольствия («чувство исполненного долга»).

2. Профессиональная ответственность – это категория, которая отражает способность специалиста выполнять свои профессиональные обязанности и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся предпринимаемые действия на самом акторе и на других, какими будут их последствия.

1) Объективная сторона восходит к реально существующей зависимости между результатом деятельности и его последствиями (в том числе альтернативными).

2) Субъективная сторона складывается в процессе осознания профессионалом своей причастности к последствиям результата деятельности. На уровне личности проявляется двояко: во-первых, в виде готовности к риску; во-вторых, в виде готовности «платить за риск».

Мера ответственности педагогов зависит от:

- самостоятельности совершаемого действия;

- значимости совершаемого действия для судеб других людей;

- масштабов принимаемых решений;

- авторитетности, влиятельности личности, ее общественного и профессионального статуса.

3. Профессиональная совесть – этот понятие, обозначающее внутреннее переживание личностью морального требования, «инобытие долга». В ней проявляется особый настрой на действия, способные вызвать состояние душевного спокойствия, внутреннего комфорта.

Совесть действует как:

1. побудительный фактор;

2. запрещающий, останавливающий фактор;

3. оценочный фактор.

4. Профессиональная честь этопонятие для обозначениявнешнего, общественного признания профессиональных и личностных заслуг чело­века, проявляющееся в почитании, славе.

1) Объективная основа профессиональной чести – это прямая зависимость между нравственным уровнем профессиональной общности и отношением общества к этой профессии.

2) Субъективная основа связана с готовностью профессионала действовать таким образом, чтобы не посрамить честь профессии. Одобрительное общественное мнение принимает форму репутации – спонтанно определившейся и широко распространившейся высокой оценки его профессионально-нравственного облика.

5. Профессиональное достоинство – это понятие для обозначения значимости человека как профессионала на основе самооценки своих заслуг, самоуважения.

1) Объективная сторона профессионального достоинства определяется реальной ролью, которую играет профессия в общественной жизни.

2) Субъективная сторона связана не только с признанием значимости профессии, но и с представлением о собственной значимости – о своей роли в трудовой группе. Включает в себя в качестве обязательного момента самооценку.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1) Нормы педагогической этики являются лишь рекомендациями, поскольку каждая педагогическая ситуация по-своему уникальна.

2) Нормы и правила невозможно навязать «сверху», поскольку начинают они работать при условии готовности «снизу», т.е. при наличии особого морально-психологического механизма и личнойнаправленности на их реализацию.

3) Этика профессии заключается не в применении раз и навсегда определенного числа правил и инструкций, а в постоянной ответственности за все, что делает специалист в рамках своих профессиональных обязанностей.

4) Недостаточно следовать этическим стандартам на уровне риторики. Важно, чтобы они практически соблюдались не только через преподавание, но и с точки зрения руководства и управления учебными заведениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: