Понятие нормы поведения. Общие нормы поведения педагогов. Содержание долженствования представлено в нормах, правилах, стандартах поведения

Содержание долженствования представлено в нормах, правилах, стандартах поведения.

Норма – это:

1. руководящее начало, правило, образец;

2. узаконенное установление, обязательный порядок, стандарт;

3. установленная мера, средняя величина.

Таким образом, будем использовать в качестве рабочего следующее определение понятия «нравственная норма»: это простейшая форма нравственного требования, предписывающая или запрещающая поведение определенного типа.

По сути своей, задачей норм этики является регулирование отношений между людьми, что способствует стабилизации жизни в социуме (норма = общий знаменатель).

Профессионально-этические нормы – это выработанные в опыте профессии представления, подталкивающие к таким вариантам поведения, которые позволяют в конкретных условиях с наибольшей вероятностью достигать оптимальных отношений и добиваться хорошего результата.

Нормы поведения выступают конкретизацией принципов в системе четких позитивных предписаний и негативных запретов. Формируются в сознании профессионального сообщества стихийно, а в дальнейшем находят свое научное обоснование и закрепление в этических кодексах поведения.

Основные нормы педагогической этики фиксируются в той или иной степени в Уставах образовательных учреждений. Их назначение:

1) подсказывать педагогу такие варианты поведения, которые позволяют ему с наибольшей вероятностью достигать оптимальных результатов деятельности в конкретных условиях;

2) быть ориентиром для самоцензуры: они ограничивают пространство свободы педагога, но ограничивают его собственной волей, осознанной как воля профессиональной педагогической общности.

Различают общиеи частные нормы педагогической этики.

Общие нормы выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальными нормами, по мнению академика РАН А.А. Гусейнова, являются следующие.

1) Поставь себя на место ученика («золотое правило нравственности»).

2) Не суди.

3) Не лги.

4) Не навреди.

Расширяя представление о нормативных ограничениях в деятельности педагога, укажем, что педагог не имеет права:

- «распускать руки», т.е. применять физическое насилие;

- оскорблять и унижать учащихся, их родственников, своих коллег по работе;

- мошенничать, манипулировать людьми;

- распускать сплетни и слухи;

- интриговать, подслушивать, подглядывать;

- грубить, употреблять ненормативную лексику;

- фамильярничать и быть запанибрата с учащимися и коллегами;

- работать «спустя рукава», т.е. халатно;

- опаздывать на работу, прогуливать рабочие дни и т.д.

Очевидны, по крайней мере, две истины:

1) некоторые запреты на поведение педагога при­надлежат к сфере уголовно наказуемых деяний. Если есть состав проступка, то могут быть применены соответствующие правовые санкции;

2) другие запреты на поведение педагога относят­ся к сфере общечеловеческих норм бытия и мо­гут не попадать под действия права. Если эти нормы и правила нарушаются, то их обсужда­ют и выносят решения не в зале суда, а в бесе­де с руководством, на собраниях трудового коллектива, в этическом комитете, в беседах «с глазу на глаз» и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: