Слово «долг» в обыденном употреблении несет в себе отчетливое указание на определенную зависимость: «должен» бывает обязательно кто-то кому-то. И это как бы наполняет его тяжестью, вызывает ассоциации с цепями, веригами, от которых хочется поскорее избавиться. Между тем у людей едва ли найдется более надежное средство обеспечить нормальное взаимодействие в общественной жизни, чем сознание долга, чувство долга, умение исполнять долг. Ориентация на такие действия возникает у ребенка уже в первые годы жизни.
Профессиональный долг педагога можно определить как выработанное сообществом представление об обязательствах, которые педагоги добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны: объективную и субъективную.
1) Объективная сторона профессионального долга определяется теми реально существующими обязанностями, которые выпадают на долю представителей этой профессии. Более детально проработанные профессиональные обязанности педагога находят свое отражение в должностных инструкциях, являющихся обязательными для исполнения.
|
|
2) Субъективная сторона долга связана с отношением специалиста к этим обязанностям. Долг обогащает понятие обязанности: а) осознанием этих обязанностей и б) добровольным принятием. По сути дела, эта сторона представляет собой личностное самоопределение профессионального долга, котороепорождает убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых общностью обязательств («Если не я, то кто?!»).
В зависимости от степени осознания необходимости, важности долга его требования могут выполняться на разном уровне добровольности:
- из боязни осуждения, наказания за его невыполнение;
- с целью заслужить общественное признание;
- в результате понимания его необходимости;
- по внутренней потребности (высшая форма долженствования).
В итоге выполнение долга может стать источником удовольствия («чувство исполненного долга») с точки зрения полученного результата, который оправдывает полезность своеобразного самопожертвования.