Методика проведения занятий по решению пожарно-тактических задач (ПТЗ)

Решение ПТЗ — одна из основных форм обучения практическим дейст­виям личного состава подразделений пожарной охраны на конкретных объектах народного хозяйства. Основ­ной принцип при этом — учить личный состав тому, что необходимо делать при проведении боевых действий на пожаре, переходя от простого к слож­ному, от решения частных задач к решению их в комплексе.

Проведение занятий руководитель начинает с объяснений общих теоре­тических положений в классе, раскры­вая материал без привязки к какому-либо объекту, проверяет знания по изучаемой теме и технике безопаснос­ти, знакомит с общей планировкой объекта и др.

Практическая часть занятия про­водится по следующей примерной схеме:

  • выезд на объект;
  • объявление темы и цели занятия;
  • изучение объекта в оперативно-тактическом отношении;
  • имитация обстановки условного по­жара;
  • отработка боевых действий личным составом подразделения;
  • свертывание сил и средств после решения ПТЗ;
  • разбор и подведение итогов заня­тия;
  • отъезд в часть.

Выезд на объект занятия, как правило, производится по тревоге.

Прибыв на объект, руководитель дает его общую характеристику, зна­комит личный состав с планировкой, противопожарным водоснабжением, назначением зданий и сооружений, пожароопасностью технологического процесса и другими элементами опера­тивно-тактической характеристики. Особое внимание при этом обращает­ся на наличие людей (животных), состояние путей эвакуации и т. п.

Это необходимо и для того, чтобы обучаемые в ходе решения задачи могли свободно ориентироваться в об­становке, прогнозировать возможные варианты ее развития, принимать решения и осмысленно выполнять бое­вые действия по тушению. По времени этот этап не должен превышать 25— 30 мин.

Имитация обстановки пожара производится лично руководителем занятия или с помощью специально проинструктированного лица. Имита­ция должна быть более полной, так как именно это позволяет приблизить темп действий личного состава на занятии к темпу боевых действий на реальных пожарах. Имитация обста­новки пожара должна проводиться в отсутствие обучаемых.

Отработка боевых действий лич­ного состава в ходе решения ПТЗ производится в порядке, определенном планом-конспектом и пожарно-такти-ческим замыслом руководителя, в пос­ледовательности, как и при ликвида­ции реального пожара. Приближение учебной обстановки к реальной — ос­новная задача любого тактического занятия.

Занятие считается достигшим цели, если тактический замысел руководи­теля выполнен полностью.

В ходе его проведения с РТП (начальником караула), командирами отделений и подчиненным им личным составом отрабатываются вопросы организации и проведения партийно-политической работы, управления си­лами и средствами, поддержания связи с пунктом связи части (ПСЧ), обязанности при проведении боевых действий и работы с пожарнотехническим оборудованием, тактики туше­ния пожаров на объектах народного хозяйства и организации связи на пожаре, работы тыла, сигналы управ­ления и др.

При решении ПТЗ руководитель усложняет обстановку в тех местах, где задерживается подача огнетушащих средств, упрощает там, где лич­ный состав действует тактически гра­мотно и энергично, используя при этом сочетание средств имитации и содержание вводных, опрос участни­ков занятия. При этом не следует требовать от РТП, командиров отде­лений и рядовых пожарных оконча­тельного решения, пока им полностью не ясна обстановка.

Если при решении задач обучае­мые грубо нарушают правила техники безопасности или их действия могут нарушить технологический про­цесс и т. п., то подобные действия должны немедленно пресекаться с разъяснениями возможных послед­ствий. Если обучаемые не могут выполнить необходимые действия (на­пример, при обрушении строительных конструкций), то руководитель путем опроса помогает им выполнить эту операцию. Кроме того, перед обу­чаемыми могут быть поставлены воп­росы, уточняющие действия, например по вскрытию и разборке конструкций и т. д.

После того, как будут отработа­ны все вопросы, предусмотренные руководителем, подается команда на свертывание сил и средств, которое должно проводиться в минимальные сроки. Это объясняется тем, что силы и средства должны быть как можно быстрее приведены в готовность к тушению реальных пожаров.

Если в ходе занятия огнетушащие вещества не применялись, то руково­дитель занятия должен проверить водоотдачу водопровода на объекте.

Разбор и подведение итогов заня­тия является его продолжением. Раз­бор начинается с изложения руко­водителем занятия сущности такти­ческого замысла. Затем слово предо­ставляется РТП, который в присутст­вии подчиненных докладывает об об­становке, принятом решении и при­казаниях, отданных им подчиненным командирам и пожарным согласно обстановке, отмечает положительные стороны в работе личного состава, вскрывает недостатки. Затем высту­пают командиры отделений, доклады­вают о своих действиях и о работе подчиненных. После них руководитель занятия дает возможность пожарным охарактеризовать свои действия и дей­ствия других пожарных.

В заключение руководитель заня­тия подводит итоги. При этом указы­вает на достижение цели, в какой степени выполнен тактический замы­сел, где и кем была проявлена ини­циатива, отмечает положительные и отрицательные стороны в работе, ставит задачи перед начсоставом и по­жарными на будущие тактические за­нятия.

После того, как пожарные напра­вились к своим автомобилям, раз­бирают действия командиров отделе­ний в присутствии начальника караула и отдельно действия начальника ка­раула. Действия командиров отделе­ний и начальника караула допуска­ется анализировать и разбирать по возвращении в часть.

Пожарно-тактическое занятие на местности по усмотрению руководите­ля можно начинать сразу с решения пожарно-тактической задачи. Это це­лесообразно делать в том случае, если личный состав неоднократно бывал на данном объекте ранее, знает его общие оперативно-тактические особенности. Однако и в данном случае после окончания занятия руководитель или начальник караула знакомит подчи­ненных с особенностями объекта, при этом особое внимание заостряет на имеющихся изменениях, происшедших на объекте с момента последнего пребывания на нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: