В системе тактической подготовки применяются все основные принципы обучения: коммунистическая идейность и партийность, сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, доступность, учет индивидуальных особенностей обучаемых.
При проведении тактической подготовки необходимо:
тщательно готовить руководителя к занятию;
максимально возможно имитировать обстановку пожара;
темп практического занятия должен быть приближен к действительным условиям при тушении реального пожара;
обучать не столько тому, что надо делать, сколько тому, как надо делать;
правильно выбрать наиболее удобное место, чтобы все было видно, чтобы руководитель мог своевременно вмешаться и предотвратить действия личного состава, которые могут принести материальный ущерб объекту, создать аварийную ситуацию, привести к нарушению правил техники безопасности и травматизму личного состава;
постоянно укреплять дисциплину.
Пожарно-тактическую подготовку личного состава следует осуществлять в определенной последовательности, когда новые знания, умение и практические навыки основываются на известных ранее изученных знаниях и являются основой для дальнейшего
|
|
расширения и изучения нового.
Основными организационными формами тактической подготовки являются:
оперативно-тактическое изучение охраняемого района выезда пожарной части, объектов народного хозяйства и особо важных зданий и учреждений не только в своем районе выезда, но и на территории гарнизона пожарной охраны, на которые караул выезжает по повышенным номерам вызова. Эта форма предшествует всем практическим занятиям;
изучение основ тактики тушения пожаров: теория горения, свойства горючих веществ и материалов, принципы, способы и приемы прекращения горения, огнетушащие вещества и область их применения. Эта форма позволяет подготовить пожарных к сознательному осмысленному действию в процессе тушения пожаров;
изучение и отработка действий пожарных при разведке пожара, спасании людей, эвакуации материальных ценностей в ходе тушения пожаров. На подобных тактико-строевых занятиях вырабатывается боевая активность пожарных, решимость, смелость и находчивость;
изучение особенностей тушения пожаров на различных объектах народного хозяйства, оно предшествует практическим занятиям на них;
решение пожарно-тактических задач. Это главная форма практического обучения личного состава подразделений действиям по тушению пожаров на конкретных объектах;
пожарно-тактические учения — эффективная и сложная форма тактической подготовки, где объединяются в единый комплекс все знания, умение и навыки, приобретенные личным составом подразделений и начальствующим составом частей и гарнизонов;
|
|
разбор пожаров, вскрывающий недостатки в пожаротушении и показывающий пути их устранения, популяризирующий нове'йшие достижения в области теории и практики
гушения пожаров на различных объек-гах и в различной обстановке.
Кроме того, в пожарно-тактической подготовке начсостава широкое применение нашли и такие формы, как:
групповые упражнения (деловые
игры);
стажировка при дежурной службе пожаротушения (при оперативных дежурных);
научно-теоретические и практические конференции.
Пожарно-тактическую подготовку начсостава осуществляют в течение всего периода работы в пожарной охране. Проверка знаний руководящих документов, тактики тушения пожаров, тактико-технических данных пожарных автомобилей и умения работать на них, а также охраняемого района выезда части (объекта) осуществляется в системе боевой и служебной подготовки. Не менее двух раз в год принимаются зачеты с выставлением оценок в учебные журналы. Овладение оперативно-тактическим мастерством, совершенствование знаний и умений и навыков — не добровольное дело, а служебная обязанность начальствующего состава.
В результате тактической подготовки начальствующий состав пожарной охраны обязан знать:
оперативно-тактические особенности района выезда части (охраняемого объекта), особо важных и взрыво-пожароопасных объектов (цехов, установок);
тактические возможности пожарных подразделений гарнизона пожарной охраны;
уставы, наставления и указания, регламентирующие организацию и тактику тушения пожаров, меры техники безопасности при несении службы и ведении боевых действий;
закономерности развития пожаров, их параметров и сопровождающих явлений;
огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи при тушении пожаров;
методику расчета сил и средств
при помощи которых обучающий передает новые знания и умение обучаемым. В системе тактической подготовки ими можно считать рассказ, беседу, практический показ с пояснениями, демонстрацию, практическую работу по тушению условного пожара, самостоятельную работу и т. п. На занятиях часто используется сочетание Нескольких методов. Например, рассказ с показом, переходящий в беседу; ^демонстрация нового с практической работой по тушению условного пожара и т. д.
Занятия по пожарно-тактической подготовке, как правило, следует проводить путем решения задач на объектах обслуживаемого района. Пожар-но-тактические занятия с караулом обязан проводить начальник части или его заместитель. В роли РТП выступает начальник караула. Программа подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны допускает проведение некоторых видов занятий начальниками караулов.
Основы тактической подготовки начальствующего состава закладываются в учебных заведениях пожарной охраны и совершенствуются в процессе практической деятельности, на служебной подготовке, курсах повышения квалификации, учебных сборах и семинарах, в школах оперативного мастерства.