Формы и методы тактической подготовки

В системе тактической подготовки применяются все основные принципы обучения: коммунистическая идей­ность и партийность, сознательность и активность, наглядность, система­тичность и последовательность, дос­тупность, учет индивидуальных осо­бенностей обучаемых.

При проведении тактической под­готовки необходимо:

тщательно готовить руководителя к занятию;

максимально возможно имитиро­вать обстановку пожара;

темп практического занятия дол­жен быть приближен к действитель­ным условиям при тушении реального пожара;

обучать не столько тому, что надо делать, сколько тому, как надо делать;

правильно выбрать наиболее удоб­ное место, чтобы все было видно, чтобы руководитель мог своевременно вмешаться и предотвратить действия личного состава, которые могут при­нести материальный ущерб объекту, создать аварийную ситуацию, привес­ти к нарушению правил техники безопасности и травматизму личного состава;

постоянно укреплять дисциплину.

Пожарно-тактическую подготовку личного состава следует осуществлять в определенной последовательности, когда новые знания, умение и прак­тические навыки основываются на известных ранее изученных знаниях и являются основой для дальнейшего


расширения и изучения нового.

Основными организационными формами тактической подготовки яв­ляются:

оперативно-тактическое изучение охраняемого района выезда пожар­ной части, объектов народного хозяй­ства и особо важных зданий и учреж­дений не только в своем районе выезда, но и на территории гар­низона пожарной охраны, на которые караул выезжает по повышенным номерам вызова. Эта форма пред­шествует всем практическим заня­тиям;

изучение основ тактики тушения пожаров: теория горения, свойства горючих веществ и материалов, прин­ципы, способы и приемы прекращения горения, огнетушащие вещества и об­ласть их применения. Эта форма позволяет подготовить пожарных к сознательному осмысленному дейст­вию в процессе тушения пожаров;

изучение и отработка действий пожарных при разведке пожара, спа­сании людей, эвакуации материальных ценностей в ходе тушения пожаров. На подобных тактико-строевых заня­тиях вырабатывается боевая актив­ность пожарных, решимость, смелость и находчивость;

изучение особенностей тушения пожаров на различных объектах на­родного хозяйства, оно предшествует практическим занятиям на них;

решение пожарно-тактических за­дач. Это главная форма практическо­го обучения личного состава подраз­делений действиям по тушению пожа­ров на конкретных объектах;

пожарно-тактические учения — эффективная и сложная форма такти­ческой подготовки, где объединяются в единый комплекс все знания, уме­ние и навыки, приобретенные личным составом подразделений и начальст­вующим составом частей и гарнизо­нов;

разбор пожаров, вскрывающий не­достатки в пожаротушении и пока­зывающий пути их устранения, по­пуляризирующий нове'йшие достиже­ния в области теории и практики


гушения пожаров на различных объек-гах и в различной обстановке.

Кроме того, в пожарно-тактической подготовке начсостава широкое при­менение нашли и такие формы, как:

групповые упражнения (деловые

игры);

стажировка при дежурной службе пожаротушения (при оперативных де­журных);

научно-теоретические и практи­ческие конференции.

Пожарно-тактическую подготовку начсостава осуществляют в течение всего периода работы в пожарной охране. Проверка знаний руководя­щих документов, тактики тушения пожаров, тактико-технических данных пожарных автомобилей и умения работать на них, а также охра­няемого района выезда части (объек­та) осуществляется в системе боевой и служебной подготовки. Не менее двух раз в год принимаются зачеты с выставлением оценок в учебные журналы. Овладение оперативно-тактическим мастерством, совершен­ствование знаний и умений и навы­ков — не добровольное дело, а слу­жебная обязанность начальствующего состава.

В результате тактической подго­товки начальствующий состав пожар­ной охраны обязан знать:

оперативно-тактические особенно­сти района выезда части (охраняемо­го объекта), особо важных и взрыво-пожароопасных объектов (цехов, установок);

тактические возможности пожар­ных подразделений гарнизона пожар­ной охраны;

уставы, наставления и указания, регламентирующие организацию и тактику тушения пожаров, меры тех­ники безопасности при несении служ­бы и ведении боевых действий;

закономерности развития пожаров, их параметров и сопровождающих явлений;

огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи при тушении по­жаров;

методику расчета сил и средств


при помощи которых обучающий пере­дает новые знания и умение обу­чаемым. В системе тактической подго­товки ими можно считать рассказ, беседу, практический показ с поясне­ниями, демонстрацию, практическую работу по тушению условного пожара, самостоятельную работу и т. п. На занятиях часто используется сочета­ние Нескольких методов. Например, рассказ с показом, переходящий в бе­седу; ^демонстрация нового с практи­ческой работой по тушению условного пожара и т. д.

Занятия по пожарно-тактической подготовке, как правило, следует про­водить путем решения задач на объек­тах обслуживаемого района. Пожар-но-тактические занятия с караулом обязан проводить начальник части или его заместитель. В роли РТП вы­ступает начальник караула. Програм­ма подготовки личного состава час­тей и гарнизонов пожарной охраны допускает проведение некоторых ви­дов занятий начальниками караулов.

Основы тактической подготовки начальствующего состава закладыва­ются в учебных заведениях пожар­ной охраны и совершенствуются в процессе практической деятельности, на служебной подготовке, курсах по­вышения квалификации, учебных сбо­рах и семинарах, в школах опера­тивного мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: