double arrow

Глава 8

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Требования аудиторских правил (стандартов) к задачам компьютерной информационной системы аудиторской деятельности

Подходы и способы создания систем автоматизации аудиторской деятельности

Виды автоматизированных информационных технологий аудиторской деятельности

Машинно-ориентированные процедуры аудиторской про­верки системы компьютерной обработки данных

Классификация и характеристика программного обеспече­

ния автоматизированных информационных технологий аудиторской деятельности

8.1. Функциональные задачи компьютерной информационной системы аудиторской деятельности

Согласно правилу (стандарту) «Проведение аудита с помощью компьютера» основное назначение использования компьютеров при аудите — организация аудита как последовательности выполняемых аудиторских процедур с целью повышения эффективности при взаимодействии человека с компьютером. При проведении аудита с использованием компьютеров сохраняются цель и основные элемен­ты методологии аудита.

В практике проектирования компьютерной информационной системы аудиторской деятельности (КИС АД) прослеживаются два принципиально различающихся подхода к их созданию.

1. Использование набора тестов (рабочих таблиц), ориентиро­ванных на ввод констатирующей информации (т.е. ДА или НЕТ) о соблюдении тех или иных правил бухгалтерского учета. При этом бухгалтерская информация клиента полностью или частично игно­рируется. Этот путь может привести к существенному риску про­пуска ошибок, поэтому более перспективен второй подход.

2. Ориентирование на первичную информацию клиента, в кото­рой отражены хозяйственные операции на синтетическом и анали­тическом уровне. В этом случае требуются существенные затраты времени на ввод данных клиента.

В рамках второго подхода возможны два способа создания КИС АД:

1) система компьютеризации аудита по этапам;

2) система компьютеризации аудита по комплексам задач.

Система компьютеризации аудита по этапам предполагает ис­пользование сетевой архитектуры и хранение всех данных в единой базе, к которой пользователи системы должны иметь авторизован­ный доступ соответствующего уровня. Пользователям предоставля­ют разные права по работе с системой, которые в простом варианте делятся на два уровня: руководитель проверки и аудиторы. Вся ин­формация, записанная в базу данных, должна быть доступна одно­временно всем членам аудиторской группы.

Выделяются три этапа технологии работы аудитора в условиях КИС АД:

1) подготовительный этап;

2) проведение проверки;

3) завершающий этап.

На подготовительном этапе изучается и записывается в базу дан­ных информация о клиенте, данные главной книги, показатели бух­галтерской отчетности и другая информация. Изучение аудитором системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица определяется используемой им системой компьютерной обра­ботки данных (КОД).

При проведении аудита в системе КОД сохраняются цель и ос­новные подходы к определению методов проведения аудита. Одна­ко КОД влияет на изучение аудитором системы бухгалтерского уче­та и внутреннего контроля аудируемого лица. Это вызвано тем, что источниками информации для аудитора выступают учетные доку­менты на машиночитаемом носителе, в памяти компьютера нахо­дится постоянная нормативно-справочная информация, применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета.

Работая в среде КОД, аудитор изучает организационную форму обработки данных, форму бухгалтерского учета и его автоматизиро­ванные разделы, применение локального или сетевого варианта об­работки данных, обеспечение архивирования и хранения данных. Аудитор должен также описать техническое, программное, техноло­гическое обеспечение КОД. Он оценивает возможности компьютер­ной системы с точки зрения ее гибкого реагирования на изменения хозяйственного законодательства, формирования управленческой отчетности, проведения аналитических процедур, а также степени квалификации учетного персонала в области информационных технологий.

В ходе проведения аудита системы КОД клиента аудитору необ­ходимо осуществить следующие задачи

1. Необходимо ознакомиться с организационной формой обра­ботки данных и уровнем автоматизации управленческих задач, в том числе задач бухгалтерского учета. На малых предприятиях, где обработка данных выполняется одним бухгалтером, программное обеспечение бухгалтерского учета и информационная база сосредо­точены на одном компьютере. При численности бухгалтерии более одного человека речь идет о многопользовательских системах, реа­лизующих работу нескольких пользователей с информационной ба­зой учета. Аудитор должен разбираться в основных отличиях этих технологий, так как это влияет на определяемые им процедуры проверки и риск проводимого аудита.

2. Аудитор должен дать оценку правильности выбора задач ав­томатизации и высказать мнение о задачах, участках учета, работе подразделений, где применение компьютерной технологии обра­ботки данных даст наибольший эффект. В первую очередь подлежат автоматизации работы наиболее перегруженных подразделений, ко­торые тормозят работу предприятия. Прежде всего следует автома­тизировать учет и анализ дебиторской задолженности.

3. В ходе проверки аудитору следует изучить и оценить систему документооборота организации: порядок формирования, регистра­ции, хранения, обработки документов и трансформации первичных документов в систему записей на бухгалтерских счетах. Необходимо выяснить места возникновения первичной информации и степень ее сбора и регистрации. Для этого аудитор должен ознакомиться со схемой расположения автоматизированных рабочих мест управлен­ческих работников на предприятии.

4. Аудитор должен дать характеристику способам ввода данных и формированию записей о хозяйственных операциях. Автоматизиро­ванная и автоматическая генерация бухгалтерских записей и проводок на основе типовых операций и электронных форм документов позво­ляет избежать многих ошибок, которые неизбежны при ручном вводе и формировании проводок. Ошибка также может содержаться в типо­вой проводке или в электронных формах, которые необходимо прове­рить. Следует изучить организацию хранения информации о хозяйст­венных операциях и возможность быстрого получения информации о хозяйственных операциях, документах и вывода ее на печать.

5. Обязательной аудиторской процедурой является тестирование вводимых данных в систему КОД бухгалтерского учета. Эта проце­дура предполагает тестирование полноты документов в «бумажном» варианте и тестирование соответствия бумажных документов их элек­тронным копиям, введенным в систему. Отсутствие этого соответствия является сигналом того, что отчетность является недостоверной.

6. Аудитор должен удостовериться в обеспечении сохранности данных информационной системы, в простоте доступа к данным и ограничении несанкционированного доступа к ним.

7. Особое внимание уделяется проверке надежности средств внутреннего контроля в среде КОД. Аудитор обязан выявить слабые места контроля систем компьютерного учета: рассмотреть аппарат­ные и программные средства контроля, организационные мероприя­тия (архивирование данных, проверка на вирус). Ему необходимо проанализировать способы организации контроля полноты и пра­вильности ввода первичной информации в информационную базу, контроля, обработки и выбора данных, дать оценку их достаточности и эффективности. В многопользовательских сетевых системах объек­том внимания должен быть процесс передачи данных.

8. Аудитор должен тщательно проверить правильность алгорит­мов расчетов.

Ошибка, заложенная в алгоритм расчета, который многократно применяется к повторяющимся хозяйственным операциям, может исказить результат хозяйственной деятельности.

После осуществления указанных задач на основе полученной информации проводятся предварительный финансовый анализ, оцен­ка уровня существенности и аудиторского риска, разрабатывается общий план аудита и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.

При определении рисков аудитора, возникающих при проведе­нии аудита бухгалтерской отчетности, обусловленных влиянием КОД, следует руководствоваться правилом (стандартом) «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды ком­пьютерной и информационной системы».

Применение системы КОД существенно влияет на организаци­онную структуру экономического субъекта. Концентрация функций управления, данных и программ для их обработки вносят риски в систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При исполь­зовании системы КОД расширяется круг лиц, имеющих доступ к бухгалтерским записям. Это приводит к появлению рисков, связан­ных с отсутствием первичных документов и регистров учета, отсут­ствием возможности наблюдения за разноской учетных данных и составлением отчетности, а также доступом несанкционированных пользователей к базе данных и программам системы КОД.

Планирование аудита в системе КОД осуществляется согласно правилу (стандарту) «Планирование аудита».

При планировании проведения аудита с применением компью­теров нужно учесть следующее: обеспеченность аудиторской орга­низации оборудованием, необходимым как для проведения аудита, так и для оказания сопутствующих аудиту услуг с применением компьютеров; дату начала аудиторской проверки, которая должна соответствовать дате представления аудитору данных в виде, согла­сованном с экономическим субъектом; факт привлечения к работе экспертов в области информационных технологий; знания, опыт и квалификацию аудитора в области информационных технологий; целесообразность использования тестов, производимых без исполь­зования компьютера; эффективность использования компьютера при проведении аудита. Составляя общий план и программу аудита, следует принимать во внимание степень автоматизации обработки учетной информации, применяемые экономическим субъектом ин­формационные технологии.

В документах о планировании аудита должны найти отражение характер выполнения процедур аудита с использованием КОД, не­обходимость привлечения независимого эксперта в целях изучения и оценки системы КОД клиента в целом и отдельных ее сторон, да­та и форма предоставления данных из компьютерной системы учета аудитору, особенности предоставления аудиторской документации.

Далее аудиторы в соответствии с полученным заданием само­стоятельно проводят анализ бухгалтерских записей по главной книге с целью выявления некорректных и нетипичных операций, опреде­ляют уровень существенности показателей по разделам, разрабаты­вают программы аудита по разделам с учетом особенностей эконо­мического субъекта.

Вторым этапом является проведение проверки, в ходе которой аудитор исследует некоторую совокупность хозяйственных операций (величина совокупности определяется внутрифирменными стандар­тами). Исследуя отдельную хозяйственную операцию, аудитор дол­жен располагать следующими возможностями: в ходе работы обра­щаться к сформированной на подготовительном этапе локальной базе правил по своему разделу; регистрировать в базе данных все про­веренные операции и свои комментарии по ним; регистрировать допущенные ошибки и нарушения по рассматриваемой хозяйствен­ной операции, используя справочник типовых бухгалтерских ошибок; регистрировать в локальной базе правил своего раздела собствен­ные профессиональные суждения о соблюдении или несоблюдении отдельных правил бухгалтерского учета.

При сборе аудиторских доказательств в системе КОД следует руководствоваться правилом (стандартом) «Аудиторские доказатель­ства». Источниками получения аудиторских доказательств являются данные, которые хранятся в системе КОД бухгалтерского учета в файлах, первичных документах, в массивах информации о хозяйст­венных операциях. Либо клиент, либо сам аудитор формирует необ­ходимые хронологические и системные учетные регистры в требуе­мых разрезах и включает их в состав рабочих документов аудитора. Аналогично аудитор может поступить с бухгалтерской отчетностью. Аудитору следует убедиться, что регистры учета, подготовленные системой КОД бухгалтерского учета, соответствуют данным пер­вичного учета.

На завершающем этапе аудитор проводит оценку и анализ полу­ченной в ходе аудита информации. Автоматизация позволяет ему оце­нить существенность выявленных нарушений. Модулем обработки и оценки должен быстро производиться расчет выявленных нарушений на основе данных по принятым уровням существенности и прове­ренным операциям, числу выявленных нарушений по счетам и ве­личине проверяемой совокупности. Одновременно с этим должна формироваться справка о количестве и характере так называемых качественных нарушений, т.е. нарушений, не влияющих на сальдо проверяемого счета или по которым невозможно определить вели­чину искажения отчетности.

Итогом проверки раздела для аудитора является мнение о дос­товерности проверенного раздела, документирование проведенной проверки и подготовка отчета руководителя. При документирова­нии аудита в системе КОД следует руководствоваться правилом (стандартом) «Документирование аудита».

Системы компьютеризации аудита по комплексам задач делятся на два класса систем:

1) компьютерную систему внутреннего аудита;

2) компьютерную систему внешнего аудита.

Компьютерная система внутреннего аудита специализирована и отражает особенности конкретных организаций. Система включает два комплекса задач:

• комплекс «Документация», предназначенный для проверки пра­вильности отображения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерских документах и отчетности;

• комплекс «Консультирование», позволяющий на основании отчетности предприятия определить направление его развития и оказывающий помощь в принятии управленческих решений.

Компьютерная система внешнего аудита отличается универсаль­ностью. Она привносится на любой объект аудита извне, а потому должна учитывать общие стандарты и обладать способностью на­стройки на операционные среды компьютеров клиентов. Как всякая информационная система, она включает функциональную и обес­печивающую части.

Функциональная часть системы представлена четырьмя комплек­сами задач.

• Комплекс «Администрация» предназначен для реализации функции оценки эффективности условий руководства в выборе стра­тегии финансово-хозяйственной деятельности и текущих решений в отчетном периоде. Здесь решаются задачи аудита заемных средств, финансовой прочности, гибкости, стратегии развития, финансовой устойчивости, платежной способности, комплексного аудиторского анализа.

• Комплекс «Персонал» служит оценке существующих на пред­приятии систем учета финансово-хозяйственных операций, а также выявлению преднамеренных или случайных ошибок учетного персо­нала. Выделяются две группы задач: задачи проверки бухгалтерской документации, имеющей отношение к отдельным статьям баланса, и задачи анализа финансовых операций по участкам аудита.

• Комплекс «Отчетность» обеспечивает проверку финансовой и другой отчетности, контроль согласованности показателей отчетной документации, контроль правильности расчетов.

• Комплекс «Консультирование» предназначен для выработки и обоснования действий администрации в последующий период. Со­став задач этого комплекса определяется составом задач комплекса «Администрация», но одновременно вырабатываются консультаци­онные советы по улучшению состояния дел в последующий период.

8.2. Автоматизированные информационные технологии аудиторской деятельности

КИС АД используют одну из четырех технологий.

1. Локальное функционирование рабочих мест. Эта технология со­стоит в том, что компьютеры на каждом рабочем месте работают полностью автономно и в каждом из них хранится свой фрагмент единой базы данных. Для объединения данных необходимо часть информационных массивов с каждого компьютера выгружать на магнитные носители и уже с них эта информация переносится в базу данных другого компьютера.

2. Технология «файл-сервер». При использовании этой технологии обработка информации сосредоточивается на компьютерах отдель­ных рабочих мест.

Если программе требуются данные, размещенные на другом ком­пьютере (как правило, сетевой сервер), то они передаются ей по каналу сети. Сетевое программное обеспечение занято только пере­дачей данных от одного компьютера другому, независимо от того, нужна ли вся информация или только ее часть. Отбор необходимых для решения задач данных осуществляется прикладной программой, запросившей данные с другого компьютера.

3. Технология «клиент-сервер». Позволяет преодолеть непроизво­дительную пересылку больших информационных потоков в сети. Это достигается за счет разделения программы на две части:

• клиентскую;

• серверную.

Клиентская часть (клиент) устанавливается на компьютере рабо­чего места, а серверная — на сетевом сервере. Когда клиенту нужны какие-либо данные, он посылает запрос серверу. В запросе форму­лируется, какая именно требуется информация. Сервер выбирает из общей базы данных только те, которые необходимы, и пересылает их клиенту.

4. Модель полностью централизованной обработки. В этой моде­ли все процедуры решения задач выполняются централизованным компьютером. Именно такая технология применялась до распро­странения персональных компьютеров.

Функционирование системы осуществляется на одной большой ЭВМ. К ней подключаются терминалы, которые имеют клавиатуру и дисплей. Их количество может доходить до нескольких десятков и сотен при одновременной работе.

Каждая из этих технологий предполагает свои формы использо­вания компьютеров, формы организации и ведения информационной базы учета и интеграцию учетных данных для составления отчетности.

Машинно-ориентированные процедуры аудиторской проверки системы КОД используют следующие аудиторские инструменты.

• Программные средства аудита, предназначенные для провер­ки содержания компьютерных файлов клиентов.

• Проверочные данные, представляющие собой либо фактиче­ские данные клиента, либо контрольные данные. Контрольные данные вводятся в систему обработки в целях проверки правильно­сти функционирования клиентских компьютерных программ. Они являются основой тестирования системы.

Машинно-ориентированные процедуры аудиторской проверки используют следующие методы:

• тестирование системы КОД;

• арифметическая проверка;

• методы контроля, основанные на анализе программ.

Тестирование системы КОД предлагает три подхода к компью­терному тестированию:

• отбор при помощи компьютера определенных операций для их последующей проверки вручную;

• проверка системы встроенного контроля при помощи имита­ционных данных;

• проверка системы встроенного контроля при помощи ре­альных данных, обработанных аудиторскими программными средствами.

В системе КОД может быть выполнена арифметическая провер­ка, т.е. независимый выборочный пересчет точности источников документов и бухгалтерских записей. Например, можно провести пересчет амортизации, определить правильность применения сред­невзвешенных цен, отдельных налогов и отчислений в фонды и другие тематические расчеты, возможность которых предусмотрена в конкретной системе КОД. При наличии расхождений целесооб­разно пересчитать результаты и установить их влияние на себе­стоимость, прибыль и т.д.

Аудиторы также применяют методы контроля, основанные на анализе программ. Существует множество пакетов программ, посред­ством которых персонал осуществляет документирование, отладку и анализ КОД. Аудитор может использовать эти программы и воспро­извести на их базе блок-схемы или таблицы решений, помогающие понять логику прикладных программ.

Эффективность аудиторских процедур может быть повышена благодаря использованию компьютеров при проведении аудита ддя получения и оценки некоторых аудиторских доказательств в тех слу­чаях, когда:

• проверке подвергаются большие однородные массивы данных по участкам и операциям бухгалтерского учета;

• проверяемый экономический субъект использует унифициро­ванную стандартную систему оформления бухгалтерских опе­раций;

• имеется и применяется информационно-поисковая система для расшифровки и подтверждения наличия соответствующих первичных документов, регистров бухгалтерского учета;

• используется автоматизированная система контроля исполне­ния утвержденного регламента решения соответствующих учетных задач.

Применение компьютеров позволяет аудитору провести следую­щие процедуры:

• тестирование операций и остатков по счетам в компьютерной базе данных;

• аналитические процедуры с целью выявления отклонений от обычно принятых параметров в компьютерной базе данных;

• тестирование базы данных проверяемого экономического субъекта;

• тестирование информационного, математического, программ­ного и технического обеспечения проверяемого экономиче­ского субъекта.

Информационное обеспечение аудита с применением компью­теров основывается на двух основных источниках:

• данные бухгалтерского учета экономического субъекта на бу­мажных носителях или в виде базы данных бухгалтерии;

• нормативно-справочная база и система форм рабочей доку­ментации аудитора.

Источниками получения аудиторских доказательств при прове­дении аудиторских процедур являются данные в виде таблиц, ведо­мостей, учетных регистров, подготовленных в системе КОД ауди­руемого экономического субъекта.

Аудитор может использовать оригиналы и копии документов в качестве рабочей документации, делать на них ссылки, пометки и т.д. При работе аудитора в системе КОД клиента без вывода данных на печать рабочая документация составляется аудитором самостоя­тельно. Рабочие документы, подготовленные на машинных носите­лях, могут храниться в архиве аудиторских файлов.

Аудитор должен обеспечить конфиденциальность как полу­ченной информации, так и информации, созданной в ходе ауди­торских процедур, а также ее защиту от несанкционированного доступа.

8.3. Программное обеспечение автоматизированных информационных технологий аудиторской деятельности

Программные средства системы, используемой аудитором при проведении аудита, должны обеспечивать:

1) анализ содержания формируемой в бухгалтерии экономиче­ского субъекта базы данных, если таковая существует и доступна;

2) контроль показателей, содержащихся в регистрах бухгалтер­ского учета экономического субъекта;

3) тестирование алгоритмов, используемых в автоматизирован­ной системе бухгалтерского учета;

4) контроль соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или ба­зы данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;

5) использование возможностей поисково-справочных инфор­мационных систем в области нормативных и законодательных ак­тов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;

6) формирование аудиторской документации (рабочей и ито­говой).

В аудиторской деятельности используются следующие группы программ:

• офисные программы;

• справочно-правовые системы;

• бухгалтерские программы;

• программы финансового анализа;

• специальное программное обеспечение аудиторской деятель­ности.

К офисным программам относятся табличные процессоры, сис­темы управления базами данных и текстовые процессоры.

Табличные процессоры обладают мощными вычислительными возможностями, средствами деловой графики и ведения баз данных. Они получили широкое применение при проведении аудиторских проверок и используются для создания различных рабочих таблич­ных документов (смет, отчетов), альтернативных балансов, различ­ных аналитических таблиц, представления полученной информации в графическом виде. Наиболее распространены программы MS Excel, Lotus 1-2-3.

С помощью таких систем управления базами данных, как MS Access, аудитор может осуществлять выборку хозяйственных опера­ций, проверять отдельные отчетные формы, генерируемые бухгал­терскими программами и предназначенными для вывода на печать.

Текстовые процессоры, например MS Word, Word Pad, «Блок­нот», Lexicon, используются на всех стадиях аудита, требующих соз­дания и качественного оформления аудиторских документов. Они применяются при составлении аудиторских договоров, программ, пла­нов, рабочих документов, заключений, различных справок и запросов.

Текстовые процессоры позволяют создавать и редактировать до­кументы, подготавливать их к публикации, проверять их орфогра­фию, печатать, производить электронную рассылку. В процессе ра­боты над документами выполняются слияние постоянной инфор­мации основного документа и переменной информации источника, создание интегрированных документов с включением внешних объ­ектов (рисунки, звуковые файлы), сохранение текстовых докумен­тов в выбранных форматах.

Справочно-правовая система (СПС) — это система юридически обработанной и оперативно обновляющейся правовой информации в сочетании с поисковыми и иными сервисными программными инструментами.

СПС обеспечивает информационно-консультационное обслужи­вание аудиторов в процессе проведения проверок, что позволяет им с достаточной уверенностью сделать вывод о соответствии бухгалтер­ского учета клиента документам и требованиям нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в РФ.

Многие из клиентов аудиторских фирм используют в своей практической деятельности те же самые справочно-правовые базы. Это значительно упрощает проведение аудита, так как всегда име­ется возможность обратиться к СПС клиента, особенно если она интегрирована с программой бухгалтерского учета.

Основные требования, предъявляемые к СПС, или правило 5П:

1. Полнота содержания, означающая, что система включает все необходимые в работе большинства пользователей документы.

2. Полная юридическая обработка информации — система должна предоставлять каждому документу полную юридическую информа­цию, обеспечивающую безопасное ее применение.

3. Полный поиск — система должна предоставить полный спектр возможностей для поиска правовой информации в системе (по рек­визитам, контексту, классификатору, ситуации, а также специаль­ные виды поиска консультационных материалов).

4. Полный спектр правовой и связанной с ней экономической ин­формации, включая нормативные акты, судебную практику, междуна­родные договоры, проекты законов и комментарии законодательства.

5. Полная интеграция — в системе должно быть реальное единое и гипертекстовое пространство.

Технология работы аудитора с СПС должна обеспечить удобный поиск новых документов, эффективную обработку информации (заполнение форм отчетности и т.п.), возможность использовать фрагменты правовых документов для составления собственных слу­жебных записок, экономию ресурсов по систематизации и анализу информации, составление подборок документов по изучаемой теме или за определенный период.

Первые компьютерные базы данных по законодательству начали создаваться в 1970-е годы, во времена Советского Союза, но по-нас­тоящему широкое распространение они получили с начала 1990-х го­дов, с появлением негосударственных СПС.

Российские СПС можно классифицировать по трем основным группам:

1) негосударственные СПС массового тиражирования;

2) малотиражные негосударственные СПС;

3) государственные СПС.

К первой группе относятся СПС «КонсультантПлюс» (АО «Кон- сультантПлюс»), «ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис»), «Кодекс» (ЗАО «Информационная компания "Кодекс"»).

Ко второй группе принадлежат СПС «ЮСИС» (юридическое информационное агентство INTRALEX), «Референт II» (компания «Референт»), «Юрисконсульт» и др.

Третья группа включает СПС «Эталон» (НЦПИ при Министер­стве юстиции РФ), НТЦ «Система».

Бухгалтерские программы используются аудиторами по двум на­правлениям.

1. При проведении аудиторских проверок — аудиторская фирма обязана дать оценку компьютерной системе учета у клиента, в том числе оценить используемую им программу, правильность ее при­менения.

2. При оказании услуг — для восстановления бухгалтерского учета, ведения бухгалтерского учета в рамках оказываемых клиен­ту услуг.

Аудитор должен быть знаком с основными бухгалтерскими про­граммами и уметь правильно их классифицировать. Наиболее рас­пространенными программами, используемыми аудиторами, явля­ются «1С: Бухгалтерия» (фирма «1С»), «Инфо-Бухгалтер» (ООО «Инфо-Бухгалтер»), «БЭСТ-ПРО» (компания «Интеллект-Сервис»), «Турбо Бухгалтер» (компания «ДИЦ»), модули бухгалтерского учета программных комплексов «Галактика» (корпорация «Галактика»), «Парус» (корпорация «Парус»), «Интегратор» (компания «ИНФО­СОФТ»), «Бухгалтерия» (компания «ИНФИН»), «ФинЭко» (фирма «АВЭР (AWER)—БУХУЧЕТ ФИНЭКО»), «Инотек Бухгалтер» (АО «Инотек»), «Финансы без проблем» (фирма «Хакере Дизайн»), «Ба- ланс-2» (ЗАО «Овионт Информ»), «Главный бухгалтер» (компания «Паритет Софт»).

Наряду с табличными процессорами для реализации процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности экономических субъ­ектов аудиторскими фирмами используются специальные программы финансового анализа. Программные продукты финансового анализа используются для решения трех основных типовых задач:

1. Оценка текущего финансового состояния предприятия и основ­ных тенденций его развития.

2. Выработка стратегических управленческих решений по разви­тию бизнеса, составление долгосрочных прогнозов развития бизнеса и оценка эффективности новых направлений деятельности.

3. Выработка тактических решений управления предприятием. Эта задача является прерогативой служб оперативного управления и направлена на выявление оптимальных путей текущего развития бизнеса.

Основные группы программных средств по финансовому анализу включают:

1) системы автоматизации анализа и диагностики финансового состояния предприятия;

2) средства автоматизации внутреннего анализа хозяйственной деятельности;

3) системы автоматизации инвестиционных проектов;

4) интеллектуальные аналитические системы.

Программы первых трех групп наиболее распространены и вос­требованы. К четвертой группе относятся нейросетевые аналитиче­ские системы, которые используются сегодня только небольшим числом крупных фирм.

Системы автоматизации анализа и диагностики финансового со­стояния позволяют проводить анализ и оценку отдельных показате­лей финансового состояния предприятия, определять тенденции их изменения, осуществлять статическое и динамическое сравнение показателей. Большинство программ этой группы в качестве исход­ной информации используют формы внешней отчетности (формы № 1, 2, 3, 4, 5).

К наиболее известным программам этой группы относятся оте­чественные разработки «Audit Expert», «Альт-Финансы» «ИНЭК- АФСП», «1С: АФСП», «ОЛИМГЕФинЭксперт», модуль «Финансо­вый анализ» системы «Галактика», рассмотренные в п. 6.4.

Во всех указанных программах реализованы наиболее распро­страненные методы финансового анализа: горизонтальный, верти­кальный, факторный и метод коэффициентов, сочетание которых позволяет получить исчерпывающую картину финансового состоя­ния интересуемого объекта. Все программы обладают развитыми средствами визуализации данных и деловой графики.

Средства автоматизации внутреннего анализа хозяйственной дея­тельности предназначены для детального анализа торгово-закупоч- ной и производственной деятельности предприятия. Они делятся на два вида:

• автономные программные средства решения задач внутренне­го анализа;

• встроенные функциональные блоки внутреннего анализа хо­зяйственной деятельности.

Автономные программные средства оформляются как отдельные программные системы, способные функционировать либо автоном­но, либо в связке с какой-либо системой автоматизации оператив­ного и бухгалтерского учета. Например, автономные программные средства предоставляют программы «ИНЭК-Аналитик», «ИНЭК- АДП», «БЭСТ-Анализ».

Программный комплекс «ИНЭК-Аналитик» (научно-производ­ственная группа «ИНЭК») характеризуется тем, что результатом ра­боты с ним является и комплексный производственно-финансовый анализ текущего состояния предприятия, и качественно подготов­ленный бизнес-план, соответствующий требованиям ведущих рос­сийских и международных финансовых организаций.

Данный программный комплекс позволяет проводить детальный комплексный анализ производственно-финансовой деятельности предприятия в динамике за ряд периодов. При этом могут исполь­зоваться показатели пассивов и активов аналитического баланса, показатели прибылей и убытков, эффективности, платежеспособно­сти, финансовой устойчивости, рыночной оценки предприятия, а также сопоставляться показатели темпов изменения цен на реали­зованную продукцию и основные виды материальных ресурсов, проводиться анализ эффективности производства и реализации каж­дого вида продукции, анализ поступления и расходования денеж­ных средств, оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия, факторный анализ динамики прибыли.

С помощью программных средств разрабатывается бизнес-план для предприятия и его структурных подразделений и проводятся его анализ и оценка с различных сторон: коммерческого риска реали­зации подготовленного бизнес-плана; эффективности капитальных вложений; динамики структуры имущества предприятия; финансо­вой устойчивости, платежеспособности, ликвидности. Далее полу­чают реальную оценку стоимости компании (бизнеса), определяют чувствительность бизнес-плана инвестиционного проекта к колеба­ниям конъюнктуры рынка и изменениям макроэкономических ус­ловий деятельности, проводят анализ отклонений от плана. Есть возможность консолидировать данные структурных подразделений предприятия или его филиалов и провести детальный финансово- экономический анализ объединенного варианта, сравнить в таблич­ном и графическом виде результаты работы подразделений или фи­лиалов предприятия.

«ИНЭК-АДП» (научно-производственная группа «ИНЭК») вклю­чает в себя возможности системы «ИНЭК-АФСП» и позволяет решать значительно больший спектр задач. В качестве исходной информации используются не только данные внешней отчетности, но и информа­ция о структуре выручки (номенклатура продукции, стоимость, коли­чество, цена), калькуляции себестоимости, использовании прибыли.

Данная программа дополнительно позволяет анализировать темпы изменения цен на продукцию предприятия и основные виды материальных ресурсов, оценивать эффективность использования материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, анали­зировать эффективность производства и реализации каждого вида продукции, анализировать денежные потоки, оценивать точку безубы­точности и запас финансовой прочности предприятия, проводить факторный анализ динамики прибыли.

«БЭСТ-Анализ» (фирма «Интеллект-Сервис») предназначена для руководства торговых компаний и позволяет проводить анализ това­рооборота, закупок и цен за различные периоды времени, позволяет решать задачи анализа конъюнктуры рынка, выявлять закономерно­сти сбыта различных товаров, особенности покупательского спроса в различные периоды времени.

Встроенные функциональные блоки внутреннего анализа хозяй­ственной деятельности имеются во многих программах решения учетных задач, ориентированных на формирование того или иного набора отчетов и содержащих развернутую аналитическую инфор­мацию по оборачиваемости товаров, рентабельности продаж и т.д. Например, такие блоки содержат программы «1С:Торговля + Склад» (фирма «1С»), «КомТех — Производство» (фирма «КомТех+»), «Sales Expert» (компания «Про-Инвест-ИТ»).

Системы автоматизации инвестиционных проектов ориентирова­ны на автоматизацию подготовки технико-экономических обоснова­ний и разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, а также оценки и анализа их эффективности. Примерами программных ком­плексов этого вида, представленных на отечественном рынке, явля­ются «Project Expert» (компания «Про-Инвест-ИТ»), «Альт-Инвест» (исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ»), «ИНЭК- Инвестор» (научно-производственная группа «ИНЭК»).

Отечественные программы основываются на общепринятых в мире методиках инвестиционного анализа, однако позволяют учиты­вать специфику российской системы бухгалтерского учета, налогооб­ложения, законодательства и формирования финансовых результатов. Наиболее известны «Project Expert» (компания «Про-Инвест-ИТ») и «Альт-Инвест» (исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ»), Обе программы позволяют в диалоговом режиме решать следующие задачи: детально описать текущее состояние предприятия с учетом изменения параметров внешней среды (инфляция, налоги, валют­ные курсы и т.д.); разработать план реализации инвестиционного проекта, стратегии сбыта и производства, обеспечивающие рацио­нальное использование материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов; определить схему финансирования проекта (собственный ка­питал, заемные средства, лизинг и др.); проиграть различные сцена­рии реализации проекта, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты; автоматически сформиро­вать все необходимые виды отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, прогноз потоков наличности и т.д.) и проектной докумен­тации в соответствии с требованиями международных стандартов на русском и английском языках; провести всесторонний анализ чув­ствительности и эффективности проекта в разрезе его участников (предприятия, инвесторов, банков и т.п.); осуществить последующий мониторинг и контроль реализации различных стадий проекта с ав­томатическим выявлением отклонений фактических показателей от запланированных и др.

В целом схожие по выполняемым функциям, эти продукты раз­личаются по конструктивным решениям, рассмотренным в п. 6.4.

Рассмотрим специальное программное обеспечение (ПО) аудитор­ской деятельности. Его можно разделить на две группы:

• ПО аудита, принадлежащее компаниям-разработчикам;

• ПО аудита массового тиражирования.

Примером ПО аудита, принадлежащего компаниям-разработ­чикам, является ПО таких известных аудиторских фирм, как Ernst & Young и Deloitte Touche Tohmatsu International.

Фирма Ernst & Young разработала ряд программных продуктов: EY/AWS, EY/BPP, RiskWeb. EY/AWS (Ernst & Young Auditor's Work

Station) — комплекс программных инструментов, который облегчает важные стороны аудиторского процесса: управление проектом, орга­низацию аудиторских доказательств, сбор и анализ данных, доступ к знаниям, поддержку связи аудиторских команд, находящихся на больших расстояниях друг от друга и в разных часовых поясах.

EY/ ВРР (Ernst & Young Business Process Profiler) — программный инструмент, воплощающий подход компании Ernst & Young к оценке аудиторского риска и планированию внутреннего аудита. EY/BPP осуществляет документирование аудиторских бизнес-процессов, оцен­ку рисков, их контроль и анализ, разработку аудиторских планов. EY/BPP упрощает подготовку графических и текстовых отчетов. Мультипользовательские возможности EY/BPP облегчают коллек­тивное использование информации членами аудиторских команд.

RiskWeb представляет собой инструментальный комплекс (плат­форму) для управления, мониторинга и оповещения аудиторских рисков.

Аудиторская фирма Deloitte Touche Tohmatsu International в со­трудничестве с компанией Microsoft и другими ведущими произво­дителями ПО разработала Audit System/2 — второе поколение ауди­торского ПО.

Audit System/2 — это комплекс аудиторских приложений, базо­вый инструментальный комплекс (платформа), поддерживающий все этапы аудиторского процесса — планирование, выполнение и отчет­ность. Программный продукт сочетает в себе возможности тексто­вого, табличного редакторов и программы для составления оборот- но-сальдовой ведомости. Он позволяет осуществлять комплексную подготовку рабочей документации и отчетности, а также проведе­ние консолидации. В состав Audit System/2 входит одно из ключе­вых приложений — Smart Audit Support (интеллектуальные аудитор­ские средства обеспечения). Smart Audit Support оказывает аудитору помощь в процессе оценки риска и разработки аудиторского плана, усиливая индивидуальный профессиональный опыт аудитора, а также поддерживает целостность, совместимость информации и ди­намически модифицирует процесс планирования аудита.

К ПО аудита массового тиражирования относятся программы «Эффект Аудитор» (компании «ГАРАНТ Интернэшнл» и «Метро­ном Аудит», Санкт-Петербург), «Ассистент аудитора» «Ассистент внутреннего аудитора» (ЗАО «Аудиторская фирма "Сервис-Аудит"», Москва), «Помощник аудитора» (фирмы «ДИЦ» и «Гольдберг Аудит», Москва), «ЭкспрессАудит: ПРОФ» (консалтинговая группа «ТЕРМИКА», Москва и аудитор Н.П. Барышников).

Программный продукт «Эффект Аудитор», разработанный в марте 1998 г., предназначен для использования на всех стадиях ауди­торской проверки, начиная с планирования аудита и заканчивая на­писанием аудиторского заключения.

Актуализация информации, используемой в работе, осуществля­ется двумя путями: обновлением правовой базы и добавлением и обновлением методических материалов. Информационное наполне­ние программы «Эффект Аудитор» включает в себя правила и стан­дарты, внутрифирменные нормативы, методики и тестовые бланки аудиторской деятельности; шаблоны аудиторского заключения, его аналитической части, договоров и писем; справочную информацию Аудиторской палаты Санкт-Петербурга; расчет уровня существен­ности; аудит финансового состояния клиента.

«Ассистент аудитора» — профессиональная информационно- справочная система, интегрированная в СПС «Кодекс»; предна­значена для аудиторских фирм, частнопрактикующих аудиторов, а также фирм и предприятий, стремящихся повысить эффектив­ность работы служб внутреннего аудита и финансово-экономичес­ких служб.

«Ассистент аудитора» позволяет систематизировать выполнение практически всех аудиторских процедур — от предварительного изучения клиента и до оформления аудиторского заключения, сфор­мировать рабочие документы, необходимые для проведения аудита, обеспечить пользователя справочным материалом по широкому кругу вопросов бухгалтерского учета, налогообложения и финансо­вого анализа. Эти свойства также позволяют осуществлять эффек­тивный контроль качества аудиторских проверок.

«Ассистент аудитора» состоит из четырех основных тематических разделов, являющихся условно независимыми.

1. Раздел «Планы и программы аудита» содержит бланки до­кументов, формируемые до подписания договора на проведение аудита; образцы договоров на различные виды аудиторских услуг; бланки и образцы документов, формируемых на этапе планирова­ния аудиторской проверки и составления программы аудита; ме­тодические материалы, которые могут использоваться для разра­ботки внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы. Анкеты- вопросники, входящие в этот раздел, помогут службе внутреннего аудита или финансово-экономической службе предприятия про­вести тестирование системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета.

2. Раздел «Рабочие документы аудитора» содержит анкеты-воп­росники по различным участкам бухгалтерского учета, используемые как аудиторами в выполнении аудиторских процедур, так и специа­листами финансово-экономических служб в тестировании отдель­ных разделов бухгалтерского учета на предприятии; методические материалы для подготовки и оформления аудиторского заключения по итогам аудиторской проверки.

3. Раздел «Консультант аудитора» содержит справочные таблицы по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансового анализа деятельности предприятий; нормативы, ставки, индексы, используемые для расчетов показателей отдельных хозяйственных операций, сумм налогов, оформленные в виде таблиц.

4. Раздел «Основные нормативные документы» имеет справочный характер и включает основные законодательные и нормативные ве­домственные акты, регулирующие аудиторскую деятельность и по­рядок ведения бухгалтерского учета.

Информационно-справочная система «Ассистент внутреннего аудитора», также интегрированная в СПС «Кодекс», состоит из че­тырех основных разделов, которые в свою очередь подразделяются на более конкретизированные подразделы.

1. Специфика работы службы внутреннего аудита по отраслям — аренда, гостиничный бизнес, производство, газовая промышленность, нефтяная промышленность, текстильная промышленность, химиче­ская промышленность, цветная металлургия, черная металлургия, шерстяная промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт, туризм, услуги.

2. Служба внутреннего аудита. Раздел содержит материалы, свя­занные с деятельностью службы внутреннего аудита, — должност­ные инструкции, задачи, функции и принципы деятельности, права и обязанности работников службы внутреннего аудита, права и обя­занности администрации проверяемого филиала, сравнительная ха­рактеристика внутреннего и внешнего аудита, структура службы внутреннего аудита.

3. Анализ возможных направлений работы службы внутреннего аудита и его проведение. Раздел содержит анализ хозяйственной дея­тельности и прогнозирование; ведение (сопровождение) бухгалтер­ского учета службой внутреннего аудита и составление отчетности; восстановление бухгалтерского учета службой внутреннего аудита; информационное обеспечение; консультирование и разработку во­просов службой внутреннего аудита (договора, акты, консультаци­онные карты); оценку и экспертизу имущества и обязательств; про­ведение проверки службой внутреннего аудита.

4. Консультант внутреннего аудитора. Раздел содержит справочно- нормативную информацию и консультации по основным вопросам внутреннего аудита.

«Помощник аудитора» (московские фирмы «ДИЦ» и «Гольдберг Аудит») — это первая в отечественной практике комплексная про­грамма общего аудита для аудиторских фирм. Она обеспечивает ав­томатизацию ввода и обработки информации на всех этапах прове­дения общего аудита, реализует переход к стандартизации всех на­правлений аудиторской деятельности.

Программа предназначена в первую очередь для средних и не­больших аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов. Данный продукт предлагает оригинальную методику проведения аудита и содержит набор документов, тестов и процедур, используемых при общем аудите, соответствующих действующим аудиторским стан­дартам. Процедуры аудита реализуются с помощью специально раз­работанных текстовых, расчетных бланков, бланков-тестов, блан­ков-процедур, а также итоговых документов, позволяющих автома­тически формировать заключения по разделам аудита.

Программный комплекс «ЭкспрессАудит: ПРОФ» создан разра­ботчиками консалтинговой группы «ТЕРМИКА» (Москва) и извест­ным практикующим аудитором Н.П. Барышниковым. Последний является автором оригинальной методики проведения общего аудита с помощью приведенных вопросов и ответов (их более двух тысяч), а также документов, используемых при общем аудите и соответст­вующих действующим аудиторским стандартам.

Комплекс «ЭкспрессАудит: ПРОФ» представляет собой систему автоматизации деятельности аудиторской фирмы и предназначен для решения полного цикла задач по проведению аудиторских про­верок финансово-хозяйственной деятельности коммерческих пред­приятий и организаций от этапа подготовки и планирования аудита до этапа формирования аудиторского заключения. Комплекс состо­ит из двух частей:

• центр планирования и проведения аудита (ЦППА);

• мобильное рабочее место аудитора (МРМА).

Функции ЦППА следующие: подготовка и планирование ауди­та; разработка программы аудита; распределение объектов аудита по исполнителям; выгрузка персональных заданий исполнителям на миниатюрный носитель данных (USB-Drive) для проведения аудита на выезде; сбор, систематизация и обработка результатов аудитор­ской проверки; генерация отчетной документации в формате редак­тора Microsoft Word; хранение результатов аудиторских проверок.

К функциям МРМА относятся: загрузка персональной про­граммы проверки по выделенным объектам аудита; проведение ау­дита по выделенным объектам аудита в соответствии с персональ­ной программой проверки; систематизация и обработка результатов аудиторской проверки в рамках выделенных объектов аудита; хра­нение результатов проверки; передача результатов проведенной проверки объектов аудита в ЦППА.

Таким образом, в программном комплексе автоматизированы и стандартизированы основные базовые функции аудита: проведение аудиторских процедур при ответах на специально разработанные во­просы и составление итоговых документов, позволяющих формиро­вать заключения по разделам аудита. Причем предусмотрена автома­тическая генерация аудиторской документации: бланков, программ аудита, официальных писем и другой письменной информации по подготовке к аудиту и по результатам аудита, вариантов аудитор­ских заключений, в которых содержатся все необходимые реквизи­ты, рекомендованные стандартами аудиторской деятельности.

Ко всем шаблонам, бланкам и другой документации приведены подробные инструкции по их заполнению. Все формы рабочих доку­ментов предполагают их использование в виде распечатанного текста или в виде файлов, сохраненных в формате редактора Microsoft Word.

Аудиторская организация вправе самостоятельно определять требо­вания к формам составления и оформления рабочих документов ау­дитора, представленным в разработанной программе аудита. По же­ланию могут быть заведены любые формы бланков, разработанные аудиторской компанией — пользователем данного программного комплекса.

Комплекс также позволяет обеспечивать внутрифирменный контроль качества аудита с помощью тестов, разработанных в соответ­ствии с аудиторскими стандартами. Материалы проверок докумен­тально оформляются справками о результатах проверки правильно­сти применения Правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Таким образом, комплекс «ЭкспрессАудит: ПРОФ» в соответст­вии с Правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации может использоваться аудиторскими организациями для разработки общего плана и программы аудита; создания рабочей документации аудита; изучения и оценки систем бухгалтерского уче­та и внутреннего контроля проверяемых экономических субъектов; получения аудиторских доказательств о достоверности бухгалтерской отчетности; получения достоверного представления о соблюдении экономическим субъектом требований нормативных актов; организа­ции внутрифирменного контроля качества аудита; проведения пер­вичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтер­ской отчетности; подготовки письменной информации аудитора и аудиторского заключения по результатам аудита, а также может рас­сматриваться в качестве необходимого и квалифицированного по­мощника на каждом этапе выполнения различных аудиторских про­цедур, начиная с момента оформления договора на оказание ауди­торских услуг и заканчивая непосредственно аудиторской проверкой.

Помимо основного блока в программном комплексе имеются дополнительные отраслевые разделы — «Торговля» (входит в базовый вариант), «Строительство», «Наука», «Особенности аудита унитарных предприятий». Предусматривается информационная поддержка про­дукта, которая заключается в непрерывной актуализации данных в соответствии с изменениями российского законодательства, а также в пополнении комплекса новыми авторскими вопросами.

Выводы

• При проведении аудита в системе компьютерной обработки дан­ных сохраняются цель и основные элементы методологии аудита, однако изменяются требования к задачам аудиторской деятель­ности и появляются новые задачи.

• В практике проектирования компьютерной информационной сис­темы аудиторской деятельности прослеживаются два принципи­ально различающихся подхода к их созданию: использование на­бора тестов (рабочих таблиц) и ориентирование на первичную

информацию клиента; в рамках второго подхода создаются сис­темы компьютеризации аудита по этапам и системы компьюте­ризации аудита по комплексам задач.

• КИС АД используют современные технологии обработки ин­формации (на локальных рабочих местах, технологию «файл- сервер», технологию «клиент-сервер», полностью централизован­ную обработку), каждая из которых предполагает свои формы использования компьютеров, формы организации и ведения ин­формационной базы учета и интеграцию учетных данных для со­ставления отчетности.

• Выделяются три этапа технологии работы аудитора в условиях КИС АД: подготовительный этап, проведение проверки и завер­шающий этап.

• Машино-ориентированные процедуры аудиторской проверки ис­пользуют методы тестирования системы КОД, арифметической проверки, т.е. независимого выборочного пересчета точности ис­точников документов и бухгалтерских записей, а также методы контроля, основанные на анализе программ.

• В аудиторской деятельности используются офисные программы, справочно-правовые системы, бухгалтерские программы, програм­мы финансового анализа, специальное программное обеспечение.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи необходимо решить аудитору при проведения ауди­та системы КОД хозяйствующего субъекта?

2. Каковы цели и задачи аудита, определенные стандартом аудитор­ской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных»?

3. Каковы цели и задачи аудита, определенные стандартом аудитор­ской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров»?

4. Охарактеризуйте системы автоматизации аудита по этапам.

5. Что представляют собой системы автоматизации аудита по ком­плексам задач?

6. Каким нормативным документом следует руководствоваться при планировании аудита в системе КОД? В чем заключаются осо­бенности этапа планирования аудита в системе КОД?

7. Каким нормативным документом следует руководствоваться при получении аудиторских доказательств в системе КОД? Перечис­лите особенности получения аудиторских доказательств в систе­ме КОД.

8. Дайте характеристику четырем видам технологий аудиторской деятельности.

9. Чем технология многопользовательской системы «файл-сервер» отличается от технологии «клиент-сервер»?

10. Перечислите и охарактеризуйте машинно-ориентированные про­цедуры аудиторской проверки системы КОД.

11.Какие задачи решает бухгалтер и аудитор при работе со справоч- но-правовыми системами?

12.По каким' основным группам можно классифицировать про­граммное обеспечение финансового анализа?

13. Рассмотрите системы автоматизации финансового анализа.

14.Дайте характеристику средствам автоматизации внутреннего ана­лиза хозяйственной деятельности.

15.В чем состоят возможности программы «Ассистент аудитора»? Какие разделы содержит программа?

16. Охарактеризуйте возможности программы «Помощник аудитора».

Тесты к гл. 8

1. В каких случаях эффективность аудиторских процедур может быть повышена благодаря использованию компьютеров при проведении аудита?

а) когда проверяемый экономический субъект использует специфи­ческую систему оформления бухгалтерских операций;

б) когда у проверяемого экономического субъекта присутствует большое количество типовых операций и шаблонов учета хозяй­ственных операций;

в) когда проверке подвергаются большие однородные массивы дан­ных по участкам и операциям бухгалтерского учета.

2. Бухгалтер переносит данные с одного компьютера на свой компь­ютер по каналу сети. Сетевое программное обеспечение занято только передачей данных от одного компьютера другому, независимо от того, нужна вся информация или только ее часть. Отбор необходимых для решения задач данных осуществляется прикладной программой, запро­сившей данные с другого компьютера. О каком виде технологии мно­гопользовательских систем идет речь?

а) локальное функционирование рабочих мест;

б) технология «файл-сервер»;

в) технология «клиент-сервер»;

г) модель полностью централизованной обработки.

3. Информационное обеспечение аудита с применением компьюте­ров включает в себя следующий источник:

а) средства сбора, регистрации, обработки и передачи информации;

б) программное обеспечение по бухгалтерскому учету;

в) обслуживающий персонал;

г) данные бухгалтерского учета экономического субъекта.

4. На предприятии имеется специальный отдел, отвечающий за безопасность информации в системе КОД. Это говорит о:

а) ненадежности системы внутреннего аудита;

б) правильности ведения учета на компьютере;

в) снижении риска аудитора.

5. Контроль за вводом информации в системе КОД состоит из того,

что:

а) операции хранятся в специальных архивах;

б) результаты операции предоставляются авторизированным поль­зователям;

в) вся информация, вводимая в систему, предварительно визируется.

6. Какой факт говорит о том, что выдаваемая системой КОД отчет­ность является недостоверной:

а) в системе КОД имеются хозяйственные операции, а первичных документов по ним нет;

б) в системе КОД отсутствует программа финансового анализа;

в) в системе КОД отсутствуют данные по некоторым классификато­рам.

7. Система КОД оказывает существенное воздействие на следую­щий аспект аудита:

а) планирование аудита;

б) организацию последующего ревизионного контроля;

в) заключительный этап аудита.

8. Организация аудита в системе КОД по хозяйственным операциям не отличается от общего аудита по следующему принципу:

а) по способу обработки данных;

б) по целям аудита;

в) по способу хранения данных бухгалтерского учета.

9. Справочно-правовую систему (СПС) «Эталон» можно отнести к следующей группе СПС:

а) негосударственные СПС массового тиражирования;

б) малотиражные негосударственные СПС;

в) государственные СПС.

10. Справочно-правовые системы могут содержать:

а) поисковую систему;

б) суммирование арифметических показателей;

в) формирование заполненной бухгалтерской отчетности.

11. Интеллектуальные аналитические системы:

а) представляют собой систему автоматизации бухгалтерского учета;

б) являются наиболее распространенными и востребованными;

в) используются только небольшим числом крупных фирм.

12. К какой системе компьютеризации аудита можно отнести про­граммное обеспечение «Помощник аудитора»:

а) к системе компьютеризации аудита, использующей набор тестов;

б) к системе компьютеризации аудита по этапам;

в) к системе компьютеризации аудита по комплексам задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: