Психологическая подготовка—это довольно сложный вид профессиональной подготовки, требующий высокого уровня научно-психологической подготовленности руководителей занятий, методического мастерства и материально-технического обеспечения.
Методика психологической подготовки, обладая общими основами с методикой других направлений про-
положительные стороны и недостатки в подготовке подразделений, организации службы и тушения пожаров, разрабатываются мероприятия по повышению боеготовности частей и гарнизонов пожарной охраны, улучшению организации и культуры тушения пожаров. Все это должно находить отражение в текущих и перспективных планах работы.
Результаты анализа обсуждаются на служебных совещаниях, разборах пожаров, а также используются УПО, ОПО при разработке обзоров, указаний и других документов по вопросам службы, подготовки и пожаротушения.
Контрольные вопросы
1. Цель и задачи пожарно-тактической
подготовки личного состава пожарных под
разделений.
|
|
2. Основные принципы, формы и методы
пожарно-тактической подготовки личного сос
тава пожарной охраны.
3. Сходство и различие в методике
подготовки руководителя и личного состава
караула к классно-групповому и практичес
ким занятиям на объекте.
4. Разработка тактического замысла.
5. Деятельность руководителя занятий на
каждом этапе подготовки.
фессиональной подготовки, имеет свои особенности.
Немалую роль в ней играют вопросы вооружения личного состава специальными знаниями, решающее значение принадлежит все же вопросам практического обучения, воспроизведению как внешних условий боевых действий, так и внутренних, психологических — тех, что характерны для деятельности по тушению пожаров.
Приближение условий на занятиях к реальным боевым по внешним характеристикам (оказывающим и соот-
ветствующее психологическое воздействие) достигается выбором места, времени и условий их проведения, имитацией факторов пожара, фактическим использованием средств тушения.
Внутренние психологические условия по тушению пожаров могут дополнительно наполнять занятия элементами внезапности, высокой скорости, быстрого изменения обстановки, нешаблонности, высокой ответственности и самостоятельности, противодействия стресс-факторам, интенсивности наращивания, сложности отрабатываемых задач, длительности воздействия больших нагрузок и т. п.
Необходимо подчеркнуть роль уверенности каждого пожарного в себе, в своих товарищах, в надежности боевой техники, в РТП. Надежные предпосылки ее формируются при проведении политико-воспитательной работы, политических занятий, при сплочении коллектива боевого расчета и возникновении в нем подлинно коллективистских отношений. Уверенность крепнет и вместе с повышением профессионального мастерства, боевого опыта. Ознакомление с различными сложными случаями тушения пожаров у молодых пожарных может порождать и определенную неуверенность. Нужно постоянно помнить о том, что у личного состава должно быть сформировано правильное понимание трудностей тушения пожаров, уважительное отношение к ним и в то же время уверенность в возможности их успешного преодоления на основе высокого профессионального мастерства, сплоченности коллектива подразделения и личной психологической, подготовленности. Приходится считаться также с возможностью возникновения самоуверенности. Психологи различают первичную беспечность и вторичную. Пренебрежение опасностью обычно возникает у новичков в связи с незнанием и непониманием, ее, но оно может возникнуть и у опытных бойцов, не раз смотревших в глаза смерти, проявиться как вторичная, неоправданная беспечность, самоуверенность.
|
|
Из общей статистики травматизма известно, что наибольший процент несчастных случаев связан именно с вторичной беспечностью, и этому нужно уделять внимание.
Специального внимания требует формирование у личного состава правильных представлений о всех факторах и вариантах боевой обстановки. Каждому пожарному нужно отчетливо представлять, что ждет его в боевой обстановке, с какими трудностями он встретится, как их преодолеет. Психологическая роль этих представлений очень важна: трудности становятся ожидаемыми, предвиденными, а это создает определенную психологическую готовность к встрече с ними, повышает психологическую устойчивость. В боевой обстановке отсутствие этих представлений приводит к восприятию ее факторов как внезапных, неожиданных, к повышению психологического воздействия на личный состав.
Если пожарному что-то неизвестно, то в боевой обстановке это становится дополнительным источником повышенного психологического напряжения, испуга и страха. Примитивные представления о том, как все будет происходить в боевой обстановке, особенно в начальный период тушения сложных пожаров,— глубокий психологический источник упрощенчества в обучении.
Формирование представлений о сложности обстановки на пожарах у личного состава происходит на занятиях по пожарно-тактической подготовке и т. п. На новичков такие занятия могут произвести неблагоприятное, устрашающее действие, породить мнение о неизбежности гибели или невозможности решать боевые задачи. Поэтому на занятиях важно показать реальные трудности (ведь в реальной обстановке пожарный обязательно столкнется с большими трудностями), но не запугивать молодых, не допускать возникновения у них чувства обреченности и бессилия. Для этого ознакомление с возможной пожарной обстановкой следует делать
постепенно и тактично. Нельзя сразу обрушивать на новичков лавину страхов, обязательно нужно раскрывать возможности успешных действий, например, на личном опыте убедить каждого в надежности защитных средств» пожарных.
Помимо разъяснений, при проведении психологической подготовки большое значение приобретает непосредственное ознакомление пожарных с факторами боевой обстановки, реальный показ опасных факторов. Каждому надо привыкнуть к «жару» огня, треску разрушающихся конструкций, виду бушующей стихии, разъедающему глаза дыму, крику жертв пожара и др. Все то, что пожарный никогда не видел, не слышал или не чувствовал лично, скорее всего станет причиной серьезных психологических нагрузок, которые возможно приведут к ошибкам и промахам. Вот почему необходима правдоподобная имитация или воспроизводство всех опасных факторов пожара в учебных условиях либо демонстрация их с помощью наглядных и технических средств.
|
|
Важнейшее значение имеют изобретательность и умелое применение различных методов и приемов моделирования внутренних, психологических трудностей мотивационного, познавательного, эмоционально-волевого и психофизиологического характера.
Опасность, риск, высокая ответственность, воспроизводимые в учебных условиях путем имитации тушения пожара с огнем, высокой температурой, задымленностью и загазованностью, в стесненных помещениях, в подвалах, на большой высоте, при отработке действий в средствах индивидуальной защиты, призваны развивать у личного состава смелость, самообладание, стойкость к опасным факторам пожара, умение выполнять профессиональные действия при большом внутреннем напряжении.
Достигается это не только комплексной и крупномасштабной имитацией пожара, но и созданием обстановки,
когда пожар не удается потушить обычными средствами, не сразу, не с первой попытки, когда возникают значительные помехи, повреждаются технические средства тушения, исчерпываются запасы воды или пены, выходит из строя часть личного состава.
Обстановка, требующая проявления самостоятельности и инициативы и способствующая развитию соответствующих качеств у пожарных, может быть создана условным выводом из строя средств связи или РТП и его заместителей, умышленной подачей меньшего числа команд и указаний и отдачей распоряжений типа «Действовать самостоятельно», «Решать на месте, по обстановке». Действия в условиях задымления, в стесненных и изолированных друг от друга помещениях, в индивидуальных средствах защиты также побуждают к проявлению самостоятельности.
Насыщенность обстановки занятий элементами новизны, необычности, неопределенности формирует стойкость к новому и неожиданному, готовность к гибким, учитывающим изменения обстановки действиям, побуждает к активному поиску новых способов действий, будит творческую мысль, развивает находчивость, умение сохранять самообладание, готовность к боевым действиям в любой момент. Она создается переменой мест занятий, отказом от шаблонного повторения условий при их проведении, введением в обстановку таких изменений, которые не дают возможности бездумно использовать ранее отработанные способы действий. Может быть применен такой методический прием, как намеренно резкое изменение предварительно обучаемых плана занятия.
|
|
Этим же целям служит внезапное объявление тревог с переходом к учебным действиям в обстановке, приближенной к боевой, проведение занятий в высоком темпе, постоянная смена обстановки и внезапное введение в действие средств имитации, резкие усложнения обстановки.
Условия больших нагрузок нужны
для развития выносливости, умения сохранять самообладание, высокое качество действий при усталости и даже изнуренности, развитие волевых качеств. Они создаются не только имитацией сложной обстановки, но и длительностью напряженных действий, многократным повторением без перерыва даже простых действий, увеличением времени для проведения занятий после тушения пожара, когда пожарные уже устали, или ночью.
Эти и другие приемы психологического моделирования реальной боевой обстановки могут и должны применяться не только в ходе специальных занятий по психологической подготовке, но и на всех пожарно-строевых и пожарно-тактических занятиях. По существу каждое действие должно быть отработано в условиях максимально приближенных к реальным, «закалено» психологическими трудностями.
Следует учитывать, что индивидуальная психологическая подготовленность не может достигнуть высшего уровня в условиях строго индивидуальной подготовки. Реально действовать каждому пожарному придется в составе группы, а это требует умения согласовывать свои действия с действиями других. Кроме того, в условиях групповых действий создаются условия, более близкие к реальным, боевым. Поэтому, хотя начинать надо с индивидуальной психологической подготовки, переход к отработке действий в составе группы не следует слишком затягивать: если индивидуальные действия в целом будут выполняться правильно, то автоматизацию их можно осуществлять уже в процессе отработки групповых действий. Если отрабатываются очень важные индивидуальные действия, где ошибки совершенно нетерпимы, переход к групповым действиям лучше осуществлять при более высоком уровне индивидуальной подготовки.
При психологической подготовке боевого расчета к действиям в сложных условиях последовательно проходят три этапа: отработка организа-
ции, тактической тренировки и формирование боевой готовности. В соответствии с ними ставятся психологические цели, создаются условия, подбираются трудности, осуществляются приемы моделирования.
Первый этап предполагает решение проблем и трудностей взаимодействия. При проведении занятий достигается слаженность действий, взаимопонимание в простой обстановке. На втором этапе отрабатываются типовые действия боевого расчета в условиях постоянного наращивания сложности боевой обстановки. Это основной этап групповой психологической подготовки, требующий значительного числа практических занятий на местности. Показателем его освоения служат грамотные и безошибочные действия боевого расчета в типичных вариантах тушения пожаров. При этом формируются навыки взаимопонимания и совместных действий. Третий этап преследует цель закалить коллектив подразделений в преодолении трудностей наивысшей профессиональной и психологической сложности, сформировать умение действовать гибко при любых вариантах боевой обстановки. Даже при тушении пожаров в самых неожиданных условиях боевой расчет должен обладать умением быстро и правильно решать творческие задачи, совместно находить новые и не заготовленные заранее решения. На этом высшем этапе все трудности тушения пожаров воспроизводятся в комплексе, создаются почти безвыходные ситуации, условно выводится из строя часть личного состава, техники и т. п.
В психологической подготовке необходимо всегда придерживаться общих методических правил последовательности: от простого — к сложному, от известного — к неизвестному. Сначала личный состав отрабатывает то или иное действие в обычных условиях, затем они постепенно усложняются и доводятся до максимально приближенных к боевым.
Наконец, важный вопрос общей методики психологической подготовки —
вопрос о количестве и периодичности занятий. Если учитывать, что психологическая подготовка должна проводиться в ходе занятий по пожар-но-строевой, пожарно-тактической и физической подготовке, то фактически речь должна идти о непрерывном ее проведении. Когда есть хоть малейшая возможность внести вклад в повышение психологической подготовленности личного состава, ее необходимо использовать.
Предпочтение целесообразно отдавать формам занятий, условиям и приемам, имеющим наибольшую психологическую эффективность.
При таком непрерывном проведении результаты психологической подготовки окажутся наиболее высокими.
Если же говорить о специальных формах и методах психологической подготовки (занятиях на психологической полосе, на полигонах и др.), то вопрос о периодичности остается еще не выясненным, нуждающимся в исследовании. Известно, что знания, навыки и умения, не подкрепляемые* на практических занятиях, постоянно ослабевают, разрушаются. Поэтому в практике профессиональной подготовки проводятся повторные занятия с целью поддержать и повысить уровень подготовленности.
Для опытных специалистов интервал между занятиями может быть и большим. Эти общие данные в основном имеют отношение к психологической подготовке пожарных и могут быть использованы в качестве общего ориентира для определения интервала между занятиями по их психологической подготовке.