Методика подготовки руководителя к занятиям

Одной из форм пожарно-тактичес­кой подготовки являются классно-груПпОВЫе занятия, проведению ко­торых предшествует тщательная под­готовка руководителя.

В нее входит:

ознакомление с темой занятия по расписанию, разрабатываемому в час­ти;

изучение содержания темы по Программе подготовки личного сос­тава частей и подразделений пожар­ной охраны;

определение цели занятия;

подбор и изучение основной лите-


ратуры (руководящих документов, информационных писем и обзоров, учебников и учебных пособий);

выбор технических средств обуче­ния и подбор наглядных пособий;

определение схемы (плана заня­тия), т. е. определение метода проведения занятия основных узло­вых вопросов;

составление плана-конспекта для проведения занятия. Для начинающе­го преподавателя рекомендуется пол­ное написание конспекта. Опытному руководителю достаточно будет раз­вернутого плана.

Возможная схема занятия с карау­лом в классе:

опрос (беседа с личным составом) по изученному материалу с обяза­тельной оценкой знаний опрошенных и выводом о степени подготовлен­ности по данному материалу;

изложение нового материала с использованием наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО), с анализом возможных оши­бок и последствий, к которым они могут привести, с обобщающими выводами и т. д.;

закрепление изученного материала с помощью контрольных вопросов, не похожих на сформулированные в пла­не занятия;

ориентация на самостоятельное, более глубокое изучение материала по литературе, имеющейся в пожар­ной части и доступной для каждого пожарного.

Форма плана-конспекта произволь­ная. Однако практика показывает, что в нем должны быть отражены следующие положения:

контингент учащихся;

тема и цель занятия;

время занятия (по пожарно-такти­ческой подготовке, как правило, два академических часа) и место его про­ведения;

материально-техническое обеспе­чение (плакаты, ТСО, натурные образцы и т. п.);

план занятия (урока) с формули­ровкой изучаемых вопросов;

раскрытие содержания материала.


По ходу изложения материала в плане-конспекте должны быть методи­ческие указания (на полях) о том,где, например, показать плакат, привести тот или и"ной пример, обратить вни­мание личного состава на соблюде­ние правил техники безопасности и т. п. План-конспект подписывается руководителем занятия.

Изложение материала должно быть проблемным, с постановкой воп­росов для активизации аудитории, общественной жизнью района, города, области и всей страны, с достиже­ниями пожарной охраны, науки, тех­ники и т. д., в соответствии с требо­ваниями руководящих документов МВД СССР.

В заключение занятия руководи­тель должен оставить время для ответа на вопросы.

Подготовка руководителя к прак­тическим занятиям на объекте во мно­гом отличается от подготовки руково­дителя занятий в классе. Руководи­телю нужно выбрать характерный объект для полного раскрытия осо­бенностей боевой работы и изучить его в оперативно-тактическом отно­шении;

разработать пожарно-тактический замысел для решения пожарно-такти­ческой задачи; составить план-кон­спект на проведение практического занятия по решению пожарно-такти­ческой задачи (ПТЗ) на объекте.

Перед практическими занятиями можно поставить цель:

ознакомить, показать, напри­мер, при внедрении в практику по­жаротушения новых огнетушащих средств или при проведении занятия на новом объекте и т. п.;

научить определенным навыкам и умениям;

тренировать личный состав для закрепления навыков и умений, полу­ченных на предыдущих занятиях и в процессе боевой работы на реальных пожарах;

проверить навыки и слаженность в работе в разнообразной обстанов­ке по тушению пожаров на различных объектах.


Выбор и изучение объекта для решения ПТЗ — очень важный этап в подготовке руководителя к занятиям.

Выбранный объект должен быть таким, чтобы на нем можно было воссоздать особенности условий для боевых действий подразделений, т. е. максимально усложненную обстанов­ку, которая ставила бы обучаемых перед необходимостью постоянного внимания, напряжения, проявления инициативы, творчества и самостоя­тельности в действиях на протяжении всего времени занятия.

Выбирая объект, руководитель должен учитывать:

место возможного возникновения пожара;

пути и скорости распространения огня;

возможные размеры зоны задым­ления и необходимость работы лич­ного состава в КИПах;

наличие условий для создания опасности людям, товарно-материаль­ным ценностям, угрозы взрыва обору­дования или технологических устано­вок, обрушения строительных конст­рукций, вскипания или выброса жид­костей из резервуаров и т. д.

Все это обеспечивает эффектив­ность обучения личного состава под­разделения.

Например, если необходимо отра­ботать действия по тушению пожаров в районах с неудовлетворительным водоснабжением, то и объект занятия нужно выбирать именно в данном районе.

Для обработки наступательных и защитных действий при тушении по­жаров в жилых зданиях наиболее выгодным объектом будет многоэтаж­ное здание, причем с перекрытиями и перегородками из трудногорючих материалов. Только на таком объекте можно воссоздать обстановку и отра­ботать все разнообразие эпизодов боевой работы. Действительно, при «пожаре» в любом из этажей (выше первого) для успешной борьбы с ним требуются активные защитные дейст­вия в выше- и нижерасположенных этажах, наступательные действия в


горящем этаже; возможность скрыто­го распространения огня; сильное за­дымление и необходимость борьбы с ним (работа в КИПах); вскрытие и разборка конструкций; спасание лю­дей и т. п. Здесь же достаточно хорошо можно отработать взаимодей­ствие подразделений, управление ими. После выбора объекта руководи­тель должен изучить его в оперативно-тактическом отношении. Все это при подготовке к занятиям даст ему воз­можность определить объем и последо­вательность отработки учебных вопро­сов по конкретной теме.

Очень важным этапом в подго­товке руководителя занятия является разработка пожарно-тактического замысла, т. е. воссоздание обстановки возможного пожара на данном объек­те и определение наиболее целесооб­разных средств, способов и приемов действий подразделений, которые они будут применять в реальных условиях. К разработке тактического замыс­ла относится: обоснование исходных данных; определение обстановки для действий обучаемых; расчет сил и средств для тушения условного пожа­ра; определение способов и приемов действий подразделений по тушению пожара и порядка их расстановки. Тактический замысел должен обеспечить на занятиях создание сложной обстановки, отражать осо­бенности развития пожара на объекте и содержание современного процесса его тушения.

Исходные данные — это возможное место возникновения по­жара, характер распространения огня, продолжительность свободного разви­тия пожара, наличие людей (живот­ных) и степень угрозы для их жизни, геометрические параметры (5„, 5Т, Р и Ф); состав и качество привлека­емых на занятия сил и средств и т. д. Обоснование места возможного по­жара осуществляется исходя из двух основных требований: реальной воз­можности возникновения пожара в данном месте объекта и создания наибольших трудностей для выполне­ния боевых действий подразделений


в максимально сложной обстановке (спасание людей, выпуск дыма, вскры­тие конструкций и т. п.).

Обосновывая характер распрост­ранения огня, следует учитывать на­личие на объекте возможных направ­лений его распространения. Необхо­димо помнить, что огонь при пожаре может распространяться не только по горизонтали, но и по вертикали; форма распространения его может быть круговой, прямоугольной и угловой. Характер распространения огня не учитывают, если по условиям занятия к прибытию подразделений огонь должен распространиться по площади на весь объект (например, горение жидкостей в резервуарах и пр.).

Продолжительность свободного развития пожара принимают, исходя из наличия, эффективности и надеж­ности средств связи на объекте, умения пользоваться ими рабочими, служащими, населением; удаленности и скорости следования первого и пос­ледующих подразделений к месту вы­зова; скорости боевого разверты­вания и пр.

Определение геометрических пара­метров пожара для расчета сил и средств производится по ранее изу­ченным формулам и методике. Следует лишь напомнить, что если горение происходит на нескольких этажах, то общая площадь тушения, периметр или фронт будут равны сумме этих показателей по всем уровням, и что время роста площади, периметра и фронта будет равно времени до мо­мента локализации пожара.

Обоснование количества привле­каемых сил и средств на занятия сводится к уточнению по оператив­ным планам пожаротушения, или исходя из наличных сил и средств на объекте и организационных форм обучения.

Как показывает практика прове­дения занятий на объектах, для ре­шения пожарно-тактической задачи с караулом привлекаются силы и сред­ства только караула, т. е. силы и средства по первому номеру вызова. '


Для проведения пожарно-такти-ческих учений, как формы практичес­кой подготовки подразделений, силы и средства привлекаются по вызовам выше первого, определенные оператив­ными планами тушения пожаров на конкретных объектах, и с обязатель­ным привлечением специальных служб и воинских подразделений (если это предусмотрено для реального тушения пожара).

Таким образом, количество прив­лекаемых сил и средств на занятия зависит от особенностей объекта, вида подготовки, целей и задач для данной формы обучения подразделения.

После обоснования исходных дан­ных для тактического замысла руко­водитель занятия определяет обстановку, возможную на объекте. При этом все ее эле­менты подразделяются на четыре эта­па:

к моменту прибытия первого под­разделения (обстановка по внешним признакам пожара и по результатам разведки внутри здания);

к прибытию дополнительно вызван­ных подразделений (если РТП объя­вил повышенный номер вызова); на момент локализации пожара; на момент ликвидации пожара. Обстановку к прибытию первого подразделения задают такой, из оцен­ки которой вытекала бы необходи­мость выбора способов, приемов и средств тушения, определения коли­чества требуемых сил и средств для ликвидации пожара.

Если тактический замысел предпо­лагает привлечение дополнительных сил и средств для ликвидации пожара, то к моменту их прибытия обста­новку усложняют с тем, чтобы РТП организовал работу оперативного штаба пожаротушения (при необхо­димости), тыла, разбил территорию на боевые участки, придал начальни­кам БУ необходимые силы и средства, поставил конкретные задачи и т. д. Обстановка на момент локализа­ции пожара должна вызывать необ­ходимость принятия решения о даль­нейшем осмотре места пожара и воз-


можном свертывании сил и средств тушения.

Завершающим этапом разработки пожарно-тактического замысла явля­ется определение порядка расстановки сил и средств, привлекаемых на тушение условного пожара, при этом продумывается очередность введения их на тушение. На основании выше проведенной работы руководителем занятия составляется план-конспект (методи­ческая разработка).

Это рабочий документ, в котором кратко излагается содержание заня­тия и последовательность отработки учебных вопросов, позволяющий руко­водителю уверенно вести занятие. Основное требование к нему — крат­кость, ясность и реальность.

Как правило, в нем указывают наименование темы, учебную цель, время (отведенное на занятие), метод проведения, материальное обеспече­ние и ход занятия, иллюстрируемый схемой развития условного пожара и расстановки сил и средств для его ликвидации в соответствии с разрабо­танным тактическим замыслом.

Данный документ подписывается руководителем занятия и утверждает­ся старшим оперативным начальни­ком.

Кроме руководителя, к занятиям готовится и личный состав. При этом изучаются вопросы теории данного материала, требования уставов и дру­гих руководящих документов.

При подготовке к занятиям руко­водитель должен проследить, чтобы пожарная техника была полностью укомплектована табельным вооруже­нием, продумать вопросы техники безопасности и назначить на каждом участке лиц, ответственных за их вы­полнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: