Психологические особенности деятельности и подготовки РТП

На современном этапе в гарнизо­нах пожарной охраны решается слож­ная задача повышения эффективности деятельности всех оперативных работников по организации и обеспе­чению тушения пожаров в населен­ных пунктах и на объектах народ­ного хозяйства. Одним из путей ре­шения этой задачи является дальней­шее совершенствование психологичес­кой подготовленности начальствую­щего состава пожарной охраны.

Целью подготовки начальствующе­го состава гарнизона пожарной охра-


ны является обеспечение его психо­логической подготовленности к руко­водству тушением пожаров в экстре­мальных условиях.

Основными направлениями психо­логической подготовки РТП можно считать следующее:

- вооружение начальствующего сос­тава гарнизонов пожарной охраны необходимыми теоретическими знани­ями в области основ психологии лично­го состава подразделений при тушении пожаров;

формирование у начальствующего состава функциональной эмоциональ­но-волевой устойчивости к воздейст­вию стресс-факторов и их сочетаний при руководстве боевыми действиями подразделений пожарной охраны;

предупреждение возможных отри­цательных изменений в психологичес­ких состояниях и ошибочных дей­ствий РТП при тушении пожаров;

выработка постоянной внутренней готовности к руководству боевыми действиями подразделений в любое время и в любых условиях обста­новки.

Задачи и формы психологической подготовки РТП представляют собой модель этой подготовки (рис. 9.2).

Рассматривая модель, можно уви­деть как бы две формы подготовки РТП:

в аудиторных условиях (на теоре­тических занятиях и в процессе трени­ровок РТП на специальных тренаже­рах);

на учебно-тренировочных психоло­гических комплексах (психологичес­кая полоса, термодымокамера и т. п.) и в полигонных условиях.

Весьма сложным моментом психо­логической подготовки РТП в ауди­торных условиях является создание стрессовых ситуаций для обучаемых на занятиях, такие возможности к настоящему времени имеются, психо­логами разработаны различные тре­нажеры для проверки таких качеств личности, как способность к риску и др.

Однако в арсенале средств созда­ния стрессовых ситуаций при обучении


в аудиторных условиях имеется сейчас весьма ограниченный запас — в этом основная сложность и трудность дея­тельности РТП в аудиторных усло­виях.

Однако эта сложность ни в коем случае не освобождает руководителя занятий от его творческой деятель­ности по созданию усложненных, стрессовых условий для тренировки воли начальствующего состава, высту­пающего в роли РТП.

На занятиях по тактической и психологической подготовке началь­ствующего состава гарнизонов пожар­ной охраны должны, как правило, создаваться сложные проблемные, стрессовые ситуации с тем, чтобы обу­чаемые решали задачи, в которых недостаточно исходных данных для выводов, что, несомненно, будет вызы­вать у обучаемых отрицательные пси­хологические реакции — в этом основа подготовки руководителя к занятиям по психологической подготовке РТП и методики их проведения.

Основным качеством мыслитель­ной, творческой деятельности любого РТП является его способность вос­приятия всех элементов обстановки, в которой осуществляется его боевая деятельность, при этом немалую роль играет интуиция РТП.

Проявления любого стресса всегда индивидуальны, они зависят от реак­тивности организма, от его исходного состояния и функциональных резер­вов.

Эмоциональные стрессы могут ускорять пульс до 160 ударов в минуту, как после "быстрого бега. Поэтому создание элементов стрессовых ситуа­ций — задача не только сложная, но и ответственная (даже опасная), так как эти ситуации могут вызвать у обучаемых нежелательные эмо­циональные стрессы.

Ученые считают, что при эмоцио­нальном стрессе у человека могут возникать неоправданно большие отклонения в сердечно-сосудистой системе, что и является причиной сердечных и других заболеваний. Успешно устранить или снизить неже-


лательную реакцию сердечно-сосудис­той системы на стрессовую ситуацию пока что практически не удается. Поэтому на занятиях нужно осторож­но выбирать элементы (именно эле­менты) стрессовых ситуаций, которые бы вызывали у обучаемых повышен­ное эмоционально-волевое напряже­ние и не вызывали бы нежелательных реакций типа инфаркта или других ему подобных явлений.

Систематическая физическая рабо­та, высокий уровень физической под­готовленности человека снижают опасность отрицательного влияния эмоциональных стрессов на сер­дечно-сосудистую систему. Поэтому при выборе элементов стрессовых си­туаций для занятий необходимо учи­тывать не только общую подготовку обучаемых, но и их индивидуальную, возраст и роль, которую будет выпол­нять то или иное лицо на занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: