На современном этапе в гарнизонах пожарной охраны решается сложная задача повышения эффективности деятельности всех оперативных работников по организации и обеспечению тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства. Одним из путей решения этой задачи является дальнейшее совершенствование психологической подготовленности начальствующего состава пожарной охраны.
Целью подготовки начальствующего состава гарнизона пожарной охра-
ны является обеспечение его психологической подготовленности к руководству тушением пожаров в экстремальных условиях.
Основными направлениями психологической подготовки РТП можно считать следующее:
- вооружение начальствующего состава гарнизонов пожарной охраны необходимыми теоретическими знаниями в области основ психологии личного состава подразделений при тушении пожаров;
формирование у начальствующего состава функциональной эмоционально-волевой устойчивости к воздействию стресс-факторов и их сочетаний при руководстве боевыми действиями подразделений пожарной охраны;
предупреждение возможных отрицательных изменений в психологических состояниях и ошибочных действий РТП при тушении пожаров;
выработка постоянной внутренней готовности к руководству боевыми действиями подразделений в любое время и в любых условиях обстановки.
Задачи и формы психологической подготовки РТП представляют собой модель этой подготовки (рис. 9.2).
Рассматривая модель, можно увидеть как бы две формы подготовки РТП:
в аудиторных условиях (на теоретических занятиях и в процессе тренировок РТП на специальных тренажерах);
на учебно-тренировочных психологических комплексах (психологическая полоса, термодымокамера и т. п.) и в полигонных условиях.
Весьма сложным моментом психологической подготовки РТП в аудиторных условиях является создание стрессовых ситуаций для обучаемых на занятиях, такие возможности к настоящему времени имеются, психологами разработаны различные тренажеры для проверки таких качеств личности, как способность к риску и др.
Однако в арсенале средств создания стрессовых ситуаций при обучении
в аудиторных условиях имеется сейчас весьма ограниченный запас — в этом основная сложность и трудность деятельности РТП в аудиторных условиях.
Однако эта сложность ни в коем случае не освобождает руководителя занятий от его творческой деятельности по созданию усложненных, стрессовых условий для тренировки воли начальствующего состава, выступающего в роли РТП.
На занятиях по тактической и психологической подготовке начальствующего состава гарнизонов пожарной охраны должны, как правило, создаваться сложные проблемные, стрессовые ситуации с тем, чтобы обучаемые решали задачи, в которых недостаточно исходных данных для выводов, что, несомненно, будет вызывать у обучаемых отрицательные психологические реакции — в этом основа подготовки руководителя к занятиям по психологической подготовке РТП и методики их проведения.
Основным качеством мыслительной, творческой деятельности любого РТП является его способность восприятия всех элементов обстановки, в которой осуществляется его боевая деятельность, при этом немалую роль играет интуиция РТП.
Проявления любого стресса всегда индивидуальны, они зависят от реактивности организма, от его исходного состояния и функциональных резервов.
Эмоциональные стрессы могут ускорять пульс до 160 ударов в минуту, как после "быстрого бега. Поэтому создание элементов стрессовых ситуаций — задача не только сложная, но и ответственная (даже опасная), так как эти ситуации могут вызвать у обучаемых нежелательные эмоциональные стрессы.
Ученые считают, что при эмоциональном стрессе у человека могут возникать неоправданно большие отклонения в сердечно-сосудистой системе, что и является причиной сердечных и других заболеваний. Успешно устранить или снизить неже-
лательную реакцию сердечно-сосудистой системы на стрессовую ситуацию пока что практически не удается. Поэтому на занятиях нужно осторожно выбирать элементы (именно элементы) стрессовых ситуаций, которые бы вызывали у обучаемых повышенное эмоционально-волевое напряжение и не вызывали бы нежелательных реакций типа инфаркта или других ему подобных явлений.
Систематическая физическая работа, высокий уровень физической подготовленности человека снижают опасность отрицательного влияния эмоциональных стрессов на сердечно-сосудистую систему. Поэтому при выборе элементов стрессовых ситуаций для занятий необходимо учитывать не только общую подготовку обучаемых, но и их индивидуальную, возраст и роль, которую будет выполнять то или иное лицо на занятиях.