вых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;
наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных железнодорожных составов;
наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;
недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения.
Железнодорожные станции по своему назначению и характеру работы подразделяются на пассажирские, грузовые, сортировочные, участковые и промежуточные. В зависимости от объема пассажирских, грузовых, технических операций и сложности работы железнодорожные станции подразделяются на внеклассные, I, II, III, IV и V классов.
Крупные железнодорожные станции состоят из комплекса зданий и сооружений различного назначения, включающие в себя предприятия по обслуживанию и ремонту подвижного состава, открытые и закрытые склады, вокзалы, посты электрической централизации и др. В их состав входят также приемо-отправочные и сортировочные парки с большим количеством железнодорожных путей. Площадь станций достигает 150 га, а общая протяженность 16 км, количество путей до 80. Крупные станции могут иметь 6—8 рабочих парков. На станции может одновременно находиться до 3 тыс. выгонов с различными грузами. Организация и порядок работы станции устанавливаются тех-
|
|
юлогическим процессом и техническо-)аспорядительным актом (ТРА). К ГРА прилагается схематический план гганции и необходимые инструкции, зыписки из которых должны нахо-;иться в помещениях дежурного по гганции, маневрового диспетчера, хежурных по паркам и сортировоч-«лм горкам. В них определена ответ-ггвенность работников за безопасность движения поездов и производства маневровых работ.
Наиболее опасными в противопожарном отношении являются сортировочные парки, где происходит накопление вагонов. Пожарная опасность увеличивается при нарушении технологического процесса расформирования и формирования составов. Соединение вагонов с превышением установленных скоростей приводит к повреждению грузов, аварийному розливу и истечению огнеопасных жидкостей и газов.
В настоящее время для наружного противопожарного водоснабжения на железнодорожных станциях используют пожарные гидранты, устанавливаемые на тупиковых водопроводных сетях диаметром 100 мм и водоемы вместимостью 50 м3. В рабочих парках у крайних железнодорожных путей устанавливают пожарные гидранты. При необходимости для целей пожаротушения используют водоисточники городской водопроводной сети и соседних объектов. В резервуарах водонапорных башен на железнодорожных станциях постоянно содержится неприкосновенный запас воды для целей пожаротушения. В рабочих парках оборудуют площадки для тушения пожаров подвижного состава с постами, на которых хранится оборудование.
|
|
Большинство железнодорожных станций имеет прямую телефонную связь с ЦППС гарнизонов пожарной охраны.
Охраняют объекты железнодорожного транспорта пожарные поезда (команды). Пожарные поезда подразделяются на три категории: универсальный, первой и второй ка-
тегории. Пожарный поезд второй категории состоит из двух цистерн с водой вместимостью по 50 м3 и насосной станции, где размещаются личный состав, пожарно-техническое оборудование, две мотопомпы МП-1600, бак с пенообразователем вместимостью 2—4 т, переносная мотопомпа МП-600, электростанция и запас рукавов суммарной длиной 1,5 км. В универсальном и I категории пожарных поездах имеется еще крытый вагон-гараж с пожарной автоцистерной на шасси ЗИЛ-131 или ГАЗ-66. Обслуживает пожарный поезд объекты, расположенные на землях железной дороги с расчетом, чтобы время его прибытия на пожар не превышало 1,5 ч. К поезду локомотив должен быть подан в течение 10 мин после получения сообщения о пожаре.
Для целей пожаротушения в ве-сенне-осенний период года к пожарным поездам дополнительно прицепляются по 1—2 железнодорожной цистерны с водой. Такие цистерны устанавливают также в тупиках рабочих парков (в местах, согласованных с пожарной охраной).
Особенности развития пожаров. Наибольшую опасность для людей представляют пассажирские вагоны. Скорость распространения пламени в пассажирских вагонах по коридору — 5, по купе — 2,5 м/мин. В течение 15—20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 950 °С, а температура пламени достигает более 1000 °С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5—2 мин до блокирования основных выходов. Плотность теплового потока на расстоянии 9—10 м достигает 10 кВт/м2, что приводит к загоранию подвижного состава и воспламенению твердых горючих материалов (ТГМ) в полувагонах и на платформах, расположенных на соседних путях в течение 10 мин.
При горении в грузовом подвижном составе ТГМ время распространения огня по всему грузовому
вагону составляет не более 20 мин. Через 30—40 мин пол в вагоне прогорает и горящие материалы выпадают на железнодорожные пути. В результате этого температура на поверхности ходовой части вагонов и рельсов повышается в среднем на 12—15 градусов в минуту и через 15—20 мин происходит деформация путей, что приводит к невозможности эвакуации подвижного состава. Высота пламени при горении ТГМ равна 8—10 м, а в отдельных случаях достигает 20 м, плотность теплового потока на расстоянии 9—10 м достигает 35—40 кВт/м2, температура факела пламени более 1000 °С. Скорость распространения огня при горении ТГМ вдоль подвижного состава в среднем составляет 1,4, по подвижному составу на соседних путях 0,4 м/мин. Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горен-ия подвижного состава достигает 3,1-4-4, а в последующие 10— 50 мин 7-г8 м2/мин.
Воздействие открытого пламени и высокой температуры на железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ГЖ приводит к вспышке промасленного слоя на их поверхности. Наличие неплотностей и неисправностей запорной арматуры на цистернах с ЛВЖ и сжиженными углеводородными газами приводит к вспышке паров жидкости над герловинами* цистерн, а также газов над "избыточными клапанами.
|
|
Взрыв железнодорожных цистерн с нефтепродуктами происходит, как правило, через 16—24 мин после начала воздействия на них открытого факела пламени. Высота факела пламени при взрыве ЛВЖ и ГЖ в цистернах достигает 50 м. Взрыв одной железнодорожной цистерны способствует увеличению площади пожара до 1500 м2, в зависимости от состояния балласта железнодорожных путей и рельефа местности. Наиболее быстрое распространение огня происходит при розливе ЛВЖ и ГЖ из железно-Дорожных цистерн в результате аварий, столкновений или крушения по-
ездов. При этом цистерны повреждаются или опрокидываются, вследствие чего площадь пожара может достигать 10—35 тыс. м2. По разлитому нефтепродукту огонь распространяется не только на ближайшие поезда, но и на соседние складские, производственные здания,,а в некоторых случаях на постройки городской зоны. При попадании разлитого продукта в ливневую канализацию или сточные канавы огонь может распространиться на объекты, расположенные на расстоянии до 1 км от места происшествия. При пожаре на одной из железнодорожных станций Казахстана в сентябре 1985 года на момент обнаружения пожара площадь составляла 20 м2 разлитого бензина у одной из цистерн.
Из-за того, что пожарные подразделения были расположены на расстоянии 32 и 60 км от станции к моменту их прибытия через 50 мин на пожар, площадь пожара разлитого бензина в результате взрыва составляла 2500 м2. В огне оказалось 4 железнодорожные цистерны и 6 железнодорожных путей.
Через 15 мин с момента прибытия основных сил (1 ч от начала пожара) произошло еще два взрыва и площадь пожара увеличилась до 5000 м2. По истечении 3—4 ч произошло еще два взрыва, в результате чего площадь пожара увеличилась до 10 000 м2, пожар продолжался 18 ч.
Горение железнодорожных цистерн со сжиженными углеводородными газами может сопровождаться взрывами с выбросом факела пламени (огневого шара) на высоту до 120—150 м и последующим пламенным горением высотой до 50 м. Осколки взорвавшихся цистерн и емкостей разбрасываются на расстояние до 150 м, а в отдельных случаях до 450 м. Иногда взрыв срывает цистерну с железнодорожной платформы и отбрасывает ее на расстояние до 80 м. Все это приводит к возникновению новых очагов пожара, повторному воспламенению разлитых горючих жидкостей.
|
|
При пожарах также возможно повреждение цистерн и емкостей с ядовитыми газами и жидкостями, что приводит к загазованности территории и затруднению боевых действий по ликвидации пожаров, а также вызывает необходимость эвакуации населения из районов, прилегающих к месту происшествия.
На электрифицированных участках дорог от воздействия открытого пламени в течение 8—10 мин происходит обрыв электроконтактных проводов.
Время ликвидации крупных пожаров на железнодорожных станциях в основном составляет от 3 до 5 ч, но может достигать и 15—20 ч. Для ликвидации указанных пожаров требуется от 15 до 30 оперативных отделений численностью до 150—200 человек. Кроме того, привлекаются рабочие, военнослужащие и работники милиции общей численностью до 400 человек. Используются пожарные поезда, спецтехника, поливомоечные машины и бульдозеры. Расход воды составляет 60—120, а иногда 200—400 л/с.
Следует учесть, что оперативность привлечения пожарных поездов к тушению пожаров низка из-за специфики работы железнодорожного транспорта. Так, '/3 пожарных поездов выезжают по тревоге за время до 1,0 мин, Уз —за 10—20 мин и' '/3 за 20— 40 мин. Вследствие этого к месту пожара за время до 40 мин прибывает только каждый второй пожарный поезд и в течение 1—2 ч — каждый четвертый. В среднем время следования пожарных поездов к месту пожара составляет 55 мин, а расстояние, на которое они привлекаются,— 50 км.
22 марта 1987 г. в 17 ч 45 мин произошел пожар на железнодорожной станции в результате опрокидывания двух цистерн вместимостью 60 м3 каждая. Пожарным удалось потушить пеной разлитый бензин к 21 ч 50 мин, т. е. через 3 ч, и было открыто движение поездов, однако в 23 ч 40 мин произошла повторная вспышка бензина и огонь охватил сразу 6 цистерн с бензином, площадь пожара составила около 2000 м2.
В зоне пожара оказалось более 10 цистерн с бензином, две платформы с грузом и пожарный поезд.
Повторно начали сосредоточиваться силы и средства на пожар, который был локализован в 3 ч 40 мин, ликвидирован в 5 часов 23 марта
На пожаре было сосредоточено 16 оперативных отделений, 4 пожарных поезда, на тушение подано 10 водяных и 20 пенных стволов. Расстановка сил и средств показана на рис. 13.1.