Тушение пожаров на объектах транспорта

вых станций складскими помещения­ми и заполнения подвижным соста­вом;

наличием на грузовых, сортиро­вочных, участковых станциях боль­шого количества различных типов параллельно стоящих на путях сфор­мированных железнодорожных сос­тавов;

наличием узких протяженных раз­рывов между составами, способст­вующих быстрому распространению огня на большую площадь;

развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняю­щими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;

недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного во­доснабжения.

Железнодорожные станции по сво­ему назначению и характеру работы подразделяются на пассажирские, грузовые, сортировочные, участковые и промежуточные. В зависимости от объема пассажирских, грузовых, тех­нических операций и сложности ра­боты железнодорожные станции под­разделяются на внеклассные, I, II, III, IV и V классов.

Крупные железнодорожные стан­ции состоят из комплекса зданий и сооружений различного назначения, включающие в себя предприятия по обслуживанию и ремонту подвижного состава, открытые и закрытые склады, вокзалы, посты электрической цен­трализации и др. В их состав входят также приемо-отправочные и сорти­ровочные парки с большим количе­ством железнодорожных путей. Пло­щадь станций достигает 150 га, а общая протяженность 16 км, количе­ство путей до 80. Крупные станции могут иметь 6—8 рабочих парков. На станции может одновременно нахо­диться до 3 тыс. выгонов с различны­ми грузами. Организация и порядок работы станции устанавливаются тех-


юлогическим процессом и техническо-)аспорядительным актом (ТРА). К ГРА прилагается схематический план гганции и необходимые инструкции, зыписки из которых должны нахо-;иться в помещениях дежурного по гганции, маневрового диспетчера, хежурных по паркам и сортировоч-«лм горкам. В них определена ответ-ггвенность работников за безопас­ность движения поездов и производ­ства маневровых работ.

Наиболее опасными в противопо­жарном отношении являются сорти­ровочные парки, где происходит на­копление вагонов. Пожарная опас­ность увеличивается при нарушении технологического процесса расформи­рования и формирования составов. Соединение вагонов с превышением установленных скоростей приводит к повреждению грузов, аварийному розливу и истечению огнеопасных жидкостей и газов.

В настоящее время для наружного противопожарного водоснабжения на железнодорожных станциях исполь­зуют пожарные гидранты, устанавли­ваемые на тупиковых водопроводных сетях диаметром 100 мм и водоемы вместимостью 50 м3. В рабочих пар­ках у крайних железнодорожных пу­тей устанавливают пожарные гидран­ты. При необходимости для целей пожаротушения используют водоис­точники городской водопроводной сети и соседних объектов. В резерву­арах водонапорных башен на желез­нодорожных станциях постоянно со­держится неприкосновенный запас воды для целей пожаротушения. В рабочих парках оборудуют площадки для тушения пожаров подвижного состава с постами, на которых хра­нится оборудование.

Большинство железнодорожных станций имеет прямую телефонную связь с ЦППС гарнизонов пожарной охраны.

Охраняют объекты железнодо­рожного транспорта пожарные поез­да (команды). Пожарные поезда подразделяются на три категории: универсальный, первой и второй ка-


тегории. Пожарный поезд второй ка­тегории состоит из двух цистерн с водой вместимостью по 50 м3 и насос­ной станции, где размещаются лич­ный состав, пожарно-техническое обо­рудование, две мотопомпы МП-1600, бак с пенообразователем вместимо­стью 2—4 т, переносная мотопомпа МП-600, электростанция и запас ру­кавов суммарной длиной 1,5 км. В уни­версальном и I категории пожарных поездах имеется еще крытый вагон-гараж с пожарной автоцистерной на шасси ЗИЛ-131 или ГАЗ-66. Обслу­живает пожарный поезд объекты, расположенные на землях железной дороги с расчетом, чтобы время его прибытия на пожар не превышало 1,5 ч. К поезду локомотив должен быть подан в течение 10 мин после получения сообщения о пожаре.

Для целей пожаротушения в ве-сенне-осенний период года к пожар­ным поездам дополнительно прицеп­ляются по 1—2 железнодорожной цистерны с водой. Такие цистерны устанавливают также в тупиках ра­бочих парков (в местах, согласован­ных с пожарной охраной).

Особенности развития пожаров. Наибольшую опасность для людей представляют пассажирские вагоны. Скорость распространения пламени в пассажирских вагонах по коридору — 5, по купе — 2,5 м/мин. В течение 15—20 мин огнем полностью охваты­вается весь вагон. Температура в ва­гоне повышается до 950 °С, а темпе­ратура пламени достигает более 1000 °С. Необходимое время эвакуа­ции пассажиров с учетом воздейст­вия опасных факторов пожара состав­ляет 1,5—2 мин до блокирования ос­новных выходов. Плотность теплового потока на расстоянии 9—10 м дости­гает 10 кВт/м2, что приводит к заго­ранию подвижного состава и вос­пламенению твердых горючих мате­риалов (ТГМ) в полувагонах и на платформах, расположенных на со­седних путях в течение 10 мин.

При горении в грузовом под­вижном составе ТГМ время распро­странения огня по всему грузовому


вагону составляет не более 20 мин. Через 30—40 мин пол в вагоне про­горает и горящие материалы выпа­дают на железнодорожные пути. В результате этого температура на поверхности ходовой части вагонов и рельсов повышается в среднем на 12—15 градусов в минуту и через 15—20 мин происходит деформация путей, что приводит к невозможно­сти эвакуации подвижного состава. Высота пламени при горении ТГМ равна 8—10 м, а в отдельных случаях достигает 20 м, плотность теплового потока на расстоянии 9—10 м дости­гает 35—40 кВт/м2, температура факела пламени более 1000 °С. Ско­рость распространения огня при горе­нии ТГМ вдоль подвижного состава в среднем составляет 1,4, по подвиж­ному составу на соседних путях 0,4 м/мин. Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горен-ия подвижного состава дости­гает 3,1-4-4, а в последующие 10— 50 мин 7-г8 м2/мин.

Воздействие открытого пламени и высокой температуры на железнодо­рожные цистерны с ЛВЖ и ГЖ при­водит к вспышке промасленного слоя на их поверхности. Наличие не­плотностей и неисправностей запор­ной арматуры на цистернах с ЛВЖ и сжиженными углеводородными га­зами приводит к вспышке паров жидкости над герловинами* цистерн, а также газов над "избыточными клапанами.

Взрыв железнодорожных цистерн с нефтепродуктами происходит, как правило, через 16—24 мин после нача­ла воздействия на них открытого факе­ла пламени. Высота факела пламени при взрыве ЛВЖ и ГЖ в цистернах достигает 50 м. Взрыв одной желез­нодорожной цистерны способствует увеличению площади пожара до 1500 м2, в зависимости от состояния балласта железнодорожных путей и рельефа местности. Наиболее быстрое распространение огня происходит при розливе ЛВЖ и ГЖ из железно-Дорожных цистерн в результате ава­рий, столкновений или крушения по-


ездов. При этом цистерны поврежда­ются или опрокидываются, вследствие чего площадь пожара может достигать 10—35 тыс. м2. По разлитому нефте­продукту огонь распространяется не только на ближайшие поезда, но и на соседние складские, производст­венные здания,,а в некоторых случаях на постройки городской зоны. При попадании разлитого продукта в лив­невую канализацию или сточные ка­навы огонь может распространиться на объекты, расположенные на рас­стоянии до 1 км от места происшест­вия. При пожаре на одной из желез­нодорожных станций Казахстана в сентябре 1985 года на момент обна­ружения пожара площадь составля­ла 20 м2 разлитого бензина у одной из цистерн.

Из-за того, что пожарные под­разделения были расположены на рас­стоянии 32 и 60 км от станции к мо­менту их прибытия через 50 мин на пожар, площадь пожара разлитого бензина в результате взрыва состав­ляла 2500 м2. В огне оказалось 4 же­лезнодорожные цистерны и 6 желез­нодорожных путей.

Через 15 мин с момента прибытия основных сил (1 ч от начала пожара) произошло еще два взрыва и площадь пожара увеличилась до 5000 м2. По истечении 3—4 ч произошло еще два взрыва, в результате чего площадь пожара увеличилась до 10 000 м2, пожар продолжался 18 ч.

Горение железнодорожных цис­терн со сжиженными углеводородны­ми газами может сопровождаться взрывами с выбросом факела пламе­ни (огневого шара) на высоту до 120—150 м и последующим пламен­ным горением высотой до 50 м. Оскол­ки взорвавшихся цистерн и емкостей разбрасываются на расстояние до 150 м, а в отдельных случаях до 450 м. Иногда взрыв срывает цистер­ну с железнодорожной платформы и отбрасывает ее на расстояние до 80 м. Все это приводит к возникновению новых очагов пожара, повторному воспламенению разлитых горючих жидкостей.



При пожарах также возможно по­вреждение цистерн и емкостей с ядо­витыми газами и жидкостями, что приводит к загазованности террито­рии и затруднению боевых действий по ликвидации пожаров, а также вы­зывает необходимость эвакуации на­селения из районов, прилегающих к месту происшествия.

На электрифицированных участках дорог от воздействия открытого пла­мени в течение 8—10 мин происхо­дит обрыв электроконтактных прово­дов.

Время ликвидации крупных пожа­ров на железнодорожных станциях в основном составляет от 3 до 5 ч, но может достигать и 15—20 ч. Для ли­квидации указанных пожаров требует­ся от 15 до 30 оперативных отделений численностью до 150—200 человек. Кроме того, привлекаются рабочие, военнослужащие и работники мили­ции общей численностью до 400 чело­век. Используются пожарные поезда, спецтехника, поливомоечные машины и бульдозеры. Расход воды составляет 60—120, а иногда 200—400 л/с.

Следует учесть, что оперативность привлечения пожарных поездов к ту­шению пожаров низка из-за специфи­ки работы железнодорожного транс­порта. Так, '/3 пожарных поездов вы­езжают по тревоге за время до 1,0 мин, Уз —за 10—20 мин и' '/3 за 20— 40 мин. Вследствие этого к месту по­жара за время до 40 мин прибывает только каждый второй пожарный поезд и в течение 1—2 ч — каждый четвертый. В среднем время следова­ния пожарных поездов к месту пожара составляет 55 мин, а расстояние, на которое они привлекаются,— 50 км.

22 марта 1987 г. в 17 ч 45 мин произошел пожар на железнодорожной станции в резуль­тате опрокидывания двух цистерн вместимо­стью 60 м3 каждая. Пожарным удалось по­тушить пеной разлитый бензин к 21 ч 50 мин, т. е. через 3 ч, и было открыто движение поездов, однако в 23 ч 40 мин произошла повторная вспышка бензина и огонь охватил сразу 6 цистерн с бензином, площадь пожара составила около 2000 м2.

В зоне пожара оказалось более 10 цис­терн с бензином, две платформы с грузом и пожарный поезд.


Повторно начали сосредоточиваться силы и средства на пожар, который был локализо­ван в 3 ч 40 мин, ликвидирован в 5 часов 23 марта

На пожаре было сосредоточено 16 опера­тивных отделений, 4 пожарных поезда, на ту­шение подано 10 водяных и 20 пенных стволов. Расстановка сил и средств показана на рис. 13.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: