Важным инструментом стратегического анализа является модель PIMS. В ней отражается влияние производственных и рыночных факторов успеха на конечные результаты деятельности фирмы (прибыль и рентабельность).
Модель разработана в 1960-х гг. для компании «Дженерал Электрик» американским Институтом стратегического планирования на основе многолетнего исследования причин успеха стратегий фирм различных отраслей.
Она позволила общие факторы (всего 37), оказывающие воздействие на показатель рентабельности инвестированного капитала любой хозяйственной организации независимо от вида, размеров и сферы деятельности. Главными факторами являются: рост рынка и относительная его доля, занимаемая данным продуктом (предприятием).
В комбинации с ними определенное воздействие также оказывают:
- относительное качество продукции (разность между долями оборота продукции, однозначно превосходящей продукцию других конкурентов и аналогичной или худшей, чем продукция конкурентов);
- вертикальная интеграция, степень которой характеризуется отношением объема чистой продукции (добавленной стоимости) к обороту (оказывает положительное влияние в условиях стабильного рынка);
- производительность (оборот на одного занятого), ее повышение особенно выгодно, если оно не связано с дополнительными инвестициями;
- частота заказов на поставку продукции;
- капиталоемкость производства, чей высокий уровень уменьшает прибыль и рентабельность в долгосрочной перспективе;
- конкурентная позиция (большая доля рынка обеспечивает высокую прибыль);
- изменение доли рынка (чем выше темпы ее роста, тем выше прибыль);
- инновационная деятельность, характеризуемая долей затрат на исследования и разработки в обороте (повышение активности в области НИОКР улучшает результаты);
- величина предприятия, характеризуемая объемом сбыта в абсолютном выражении;
- уровень затрат на единицу продукции и пр.
Считается, что основное влияние на прибыльность в комбинации с фактором роста рынка оказывает капиталоемкость и более высокое относительное качество продукта, чем у рыночных лидеров (главный фактор – производительность труда), а так же доля фирмы на рынке.
Компания с высокой долей рынка имеет возможность экономить на всем, привлекать более квалифицированный персонал. Но к доле рынка следует относиться осторожно и зачастую лучше ее сохранять неизменной (если она и так достаточно высока).
Зная уровень рентабельности при конкретных значениях факторов или их сочетаний, фирма может выбирать наиболее эффективные стратегии инвестирования или рыночного поведения.
Тесты по разделу
1. Изучение внутренней среды происходит с помощью
а) экономико-математических методов;
б) стратегического финансового анализа;
в) стратегического управленческого анализа;
г) анализа стратегических возможностей.
2. Основные факторы внешней среды во взаимодействии формируют
а) организационную структуру предприятия;
б) производственный потенциал предприятия;
в) рыночный потенциал предприятия;
г) стратегический потенциал предприятия.
3. Разность между рыночной и балансовой стоимостью фирмы образует
а) стоимость нематериальных активов фирмы, отражаемых в балансе;
б) стоимость нематериальных активов фирмы, не отражаемых в балансе;
в) прибыль фирмы.
4. Статистическая структура
а) отражает персонал в разрезе категорий и групп должностей;
б)рассматривается по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия;
в) отражает соотношение отдельных категорий работников.
5. В рамках бухгалтерского подхода стоимость фирмы можно определять:
а) как разность между активами и обязательствами;
б) как сумму денег, которую можно получить при распродаже активов;
в) как сумму активов и обязательств.
6. Стоимость заемного капитала равна
а) величине дивидендов (в процентах), приходящихся на одну акцию;
б) процентной ставке по кредитам или облигациям;
в) ставке рефинансирования.
7. Показателем эффективности использования ресурсов является:
а) затраты на рубль товарной продукции;
б) рентабельность реализованной продукции;
в) объем продаж продукции;
г) валовая прибыль.
8. Сравнительная эффективность рассчитывается
а) для тех вложений, которые осуществляются в материальные объекты;
б) для тех вложений, которые осуществляются в нематериальные объекты;
в) для тех вложений, которые осуществляются в материальные и нематериальные объекты.






