Структура цены. Факторы, влияющие на установление цены

Основными элементами цены являются себестоимость и прибыль.

Себестоимость – это затраты на производство и реализацию товара, выраженные в денежной форме.

Прибыль – это показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. Этот показатель определяется как разница между ценой и затратами на производство и/или реализацию товара (себестоимость).

Предприятие – изготовитель устанавливает изначальную цену на свою продукцию. Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю – она возрастает (табл.9).

Оптовая организация добавляет к цене свою оптовую надбавку, состоящую из двух элементов: издержек обращения и прибыли оптовых организаций.

При поступлении товара в розничную торговую сеть торговое предприятие добавляет торговую надбавку. Торговая надбавка применяется при формировании свободных розничных цен на товары народного потребления и состоит также из двух элементов: издержек обращения торговли и прибыли торговли.

Таким образом, товар обычно проходит три стадии: 1) предприятие – оптовая торговля; 2) оптовая торговля – розничная торговля; 3) розничная торговля – конечный потребитель. На каждой стадии формируются соответствующие виды цен: цены производителя, цены оптовых организаций и розничные цены. Исходным пунктом назначения цены, запрашиваемой любым участником товародвижения, являются затраты (себестоимость изготовления или издержки обращения). Показателем же коммерческой целесообразности работы с конкретным товаром выступает прибыль.

Таблица 9 – Структура цены

Себестоимость Прибыль Оптовая надбавка Торговая надбавка
    Издержки Прибыль Издержки Прибыль
Цена производителя        
         
цена оптовой организации    
Розничная цена 150
 
                 

Факторы, влияющие на принятие решения (организацией) в области ценообразования, относятся к двум категориям – внутренние и внешние ограничения и возможности.

Основными внутренними факторами являются:

· Особенности производственного процесса (мелкосерийное и индивидуальное производство или массовое).

· Специфика производимой продукции (степень ее обработки, уникальность, качество).

· Доступность необходимых для производства ресурсов (трудовых, материальных, финансовых).

· Организационный уровень, степень использования прогрессивных методов производства.

· Рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов)

Основные внешние факторы:

· Потребительские предпочтения относительно данного товара – благоприятные или неблагоприятные.

· Уровень доходов покупателей.

· Потребительские ожидания относительно будущего изменения цен и собственных доходов.

· Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняющие).

· Цены и неценовые стимулы конкурентов.

Ценовая политика продавца существенно зависит от того, на каком типе рынка продвигается товар. Выделяют четыре типа рынков: рынок чистой конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополия, чистая монополия, в каждом из которых есть свои особенности в области ценообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: