Основными элементами цены являются себестоимость и прибыль.
Себестоимость – это затраты на производство и реализацию товара, выраженные в денежной форме.
Прибыль – это показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. Этот показатель определяется как разница между ценой и затратами на производство и/или реализацию товара (себестоимость).
Предприятие – изготовитель устанавливает изначальную цену на свою продукцию. Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю – она возрастает (табл.9).
Оптовая организация добавляет к цене свою оптовую надбавку, состоящую из двух элементов: издержек обращения и прибыли оптовых организаций.
При поступлении товара в розничную торговую сеть торговое предприятие добавляет торговую надбавку. Торговая надбавка применяется при формировании свободных розничных цен на товары народного потребления и состоит также из двух элементов: издержек обращения торговли и прибыли торговли.
|
|
Таким образом, товар обычно проходит три стадии: 1) предприятие – оптовая торговля; 2) оптовая торговля – розничная торговля; 3) розничная торговля – конечный потребитель. На каждой стадии формируются соответствующие виды цен: цены производителя, цены оптовых организаций и розничные цены. Исходным пунктом назначения цены, запрашиваемой любым участником товародвижения, являются затраты (себестоимость изготовления или издержки обращения). Показателем же коммерческой целесообразности работы с конкретным товаром выступает прибыль.
Таблица 9 – Структура цены
Себестоимость | Прибыль | Оптовая надбавка | Торговая надбавка | |||||
Издержки | Прибыль | Издержки | Прибыль | |||||
Цена производителя | ||||||||
цена оптовой организации | ||||||||
Розничная цена 150 | ||||||||
Факторы, влияющие на принятие решения (организацией) в области ценообразования, относятся к двум категориям – внутренние и внешние ограничения и возможности.
Основными внутренними факторами являются:
· Особенности производственного процесса (мелкосерийное и индивидуальное производство или массовое).
· Специфика производимой продукции (степень ее обработки, уникальность, качество).
· Доступность необходимых для производства ресурсов (трудовых, материальных, финансовых).
· Организационный уровень, степень использования прогрессивных методов производства.
· Рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов)
|
|
Основные внешние факторы:
· Потребительские предпочтения относительно данного товара – благоприятные или неблагоприятные.
· Уровень доходов покупателей.
· Потребительские ожидания относительно будущего изменения цен и собственных доходов.
· Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняющие).
· Цены и неценовые стимулы конкурентов.
Ценовая политика продавца существенно зависит от того, на каком типе рынка продвигается товар. Выделяют четыре типа рынков: рынок чистой конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополия, чистая монополия, в каждом из которых есть свои особенности в области ценообразования.