Уровни каналов распределения

Уровень канала распределения – это каждый тип посредника, выполняющий те или иные действия по приближению товара к конечному потребителю (Рис. 9).

В зависимости от длины канала распределения (длина канала (число, имеющихся в нем промежуточных уровней) - определяется количеством посредников, участвующих в распределении товара и передаче права собственности на него от изготовителя к потребителю), выделяют:

1) Канал нулевого уровня или «прямой канал». Такой канал организуются для перемещения товаров и услуг без участия посреднических организаций, т.е. производитель сам занимается доведением своих товаров до потребителей (например, торговля вразнос (продажа продукции домохозяйствам), по почте, через фирменные магазины).

2) Если в распространении товара задействован хотя бы один посредник, говорят о «косвенном» канале распределения. Такие каналы могут быть «одноуровневыми», «двухуровневыми» и т.д. Например, производитель сельскохозяйственной техники реализует свою продукцию оптовым организациям, а те – конечным потребителям (одноуровневый канал). Производитель же товаров широкого потребления (продукты питания, бытовая техника, обувь, одежда) выбирает обычно многоуровневую схему – оптового, мелкооптового, розничного посредника.

3) Если предприятие использует одновременно два и ли более путей сбыта товара конечному потребителю, говорят о «смешанном» канале распределения (сочетание перечисленных выше вариантов).

Рисунок 9 - Уровни каналов распределения потребительских товаров

В зависимости от ширины канала распределения ( под шириной канала понимается число посредников на одном уровне канала распределения ), различают:

1) интенсивное распределение. В данном случае производитель стремится распространять свой товар через всех посредников, желающих принять товар в свой ассортимент, и не делает каких-либо принципиальных различий между ними. Почти все товары массового спроса предлагаются именно таким образом, поскольку успешность их реализации зависит от удобства их приобретения конечными потребителями (Пример, сигареты, основные продукты питания, канцтовары и т.п.).

2) Эксклюзивное (исключительное) распределение. Это выбор какого-то одного посредника в определенном географическом регионе, которому, как правило, предоставляется исключительное право на реализацию продукта. Посредник становится уполномоченным дилером компании-изготовителя (Пример, престижные марки автомобилей, новинки в области крупной электробытовой техники).

3) Селективное распределение. Это когда изготовитель вступает в соглашение с двумя или более посредниками, которым предоставляется исключительное право реализовывать продукцию компании в регионе. И эти предприятия также получают статус уполномоченных дилеров. Этот вариант распределения – своеобразное промежуточное состояние между первыми двумя, однако вполне самостоятельно существующее, и в случае успешности даже весьма длительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: