Введение в концепцию kaizen

С 1986 года, года выхода в свет книги о концепции Kaizen (Ключ к успеху японской конкурентоспособности), термин kaizen стал восприниматься в качестве одного из клю­чевых понятий в менеджменте.

В 1993 году в издание нового словаря английского языка (the New Shorter Oxford English Dictionary) вошло слово kaizen. * (В этом словаре термин Kaizen трактуется как постоянное усовершенствование работы на практике, повышение эффективности ра­боты, и т.д., и как философия бизнеса). Таким образом, понятие kaizen наконец полу­чило признание в английском словаре. Читатели, не знакомые с kaizen могут начать чтение данной книги с небольшого словаря терминов, имеющих отношение к концеп­ции kaizen. Для тех же, кто уже знаком с понятием kaizen, данная глава будет носить скорее обзорный характер.

Японское слово kaizen означает постоянное усовершенствование. Речь идёт о про­цессе усовершенствования, в котором участвуют все - и управленцы, и рабочие - и на это уходит относительно немного средств. Философия kaizen заключается в том, что наш образ жизни, - будь то работа, общественная деятельность, дом, - должен сосре­дотачиваться на постоянных усилиях к усовершенствованию. Данное понятие являет­ся настолько естественным и очевидным для большинства японцев, что они даже не осознают, что владеют подобным знанием! По моему мнению, концепция kaizen сыг­рала важную роль в успехе японской конкурентоспособности.

Хотя улучшения, достигаемые путём реализации концепции kaizen, проходят мед­ленно и малозаметны, спустя какое-то время это приводит к весьма значительным ре­зультатам.

Необходимо заметить, что институт (Kaizen Institute AG), а так же его филиалы и получившие лицензию обладают эксклюзивными правами использовать торговые марки ® as well as gemba kaizen,® в качестве зарегистрированных торговых марок в крупнейших странах мира.

Понятие kaizen служит объяснением тому, почему в Японии компании не могут оставаться неизменными в течение долгого времени. Между тем, западный менедж­мент поклоняется нововведениям: важным изменениям в научно-технических дости­жениях; недавним свежим идеям по поводу понятий менеджмента и техник производ­ства. Нововведение драматично, и требует большого внимания. Концепция же Kaizen, с одной стороны, не представляет собой ничего драматичного; это процесс тонкий. В то время как нововведение подобно выстрелу, и результаты его сомнительны, процесс kaizen основывается на здравом смысле, на его реализацию не требуется много средств; процесс этот обеспечивает медленно нарастающий прогресс, который в конце концов окупается. Kaizen так же является подходом с минимальными рисками. Управленцы всегда могут вернуться на прежний путь, не произведя крупных затрат.

Большинство уникальных практических понятий менеджмента, таких как пол­ный контроль качества, или контроль качества на уровне компании, рабочие группы по качеству, и наш стиль отношений на работе можно свести к одному слову: kaizen. Когда термин kaizen употребляется в контексте таких нашумевших понятий, как производи­тельность, полный контроль качества (TQC), эффект зеро (ZD), система работы строго по рабочему графику (ЛТ), система подсказок, вырисовывается ясная картина, что же происходит в японской промышленности.

Подобно зонтику, что собирает вместе тех, кого дождь застал врасплох, концепция Kaizen объединяет все практические навыки. Однако, спешу отметить, что вовсе необязательным является применение всех этих практических навыков в японском менеджменте, и их следует рассматривать скорее в качестве принципов, основанных на здравом смысле, применяемых управленцами повсюду.

Следуя правильным шагам и правильно выполняя различные процессы, любая компания, не зависимо от национальной принадлежности, неоспоримо получит пользу от реализации концепции Kaizen.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: