Словарь

AQL: Acceptable Quality Level- допустимый уровень качества - взаимодействие между потребителем и поставщиком, которое позволяет поставщикам доставлять не­который процент бракованных изделий с помощью уплаты штрафов.

Ask why five times: Задайте вопрос почему? пять раз. Принцип на основе здра­вого смысла, позволяющий определить основную причину той или иной проблемы.

Check gembutsu - Проверьте gembutsu (материальные объекты) - обследуйте мате­риальные объекты на рабочем месте (gemba) в попытке определить основную причину какой-либо проблемы.

Conformance: Соответствие - положительный показатель или суждение о том, что продукт или услуга соответствует требованиями контракта, важных технических условий, или предписаний.

Control chart: Контрольная диаграмма -Диаграмма (график), отражающий вер­хний и нижний уровень контрольных ограничений, на которых изображены значения некоторых статистических единиц для серии образцов или подгрупп. Часто на графи­ке содержится основная линия, при помощи которой обнаруживаются значения, отно­сящиеся к любому контрольному ограничению.

Cost: Стоимость: Термин «Стоимость», употребляемый в контексте понятия (Quality, Cost, Delivery): качество, цена, доставка, имеет отношение к понятию cost management - управление стоимостью, а вовсе не к снижению затрат (cost cutting).

Управление стоимостью имеет отношение к надлежащему управлению различными ресурсами при сокращении всех видов расходов (muda) таким образом, что общая сто­имость снижается.

Cross-functional management: Перекрёстный функциональный менеджмент:

управление, основанное на взаимодействии отделов предприятия для осуществления принципов QCD (Quality, Cost, Delivery).

Cycle time: Время цикла: Фактическое время, затраченное оператором на изго­товление продукта. (См. takt time).

Delivery: Доставка: Термин, употребляемый в контексте QCD, имеет отношение как к поставкам, так и к объёму требований потребителя.

Don't get it, don't make it, don't send it; He берите это, не делайте этого, не

внедряйте это; Слоган, который должен внедряться на рабочем месте (gemba), кото­

рый формирует мнение о том, что качество является первым приоритетом в любой

программе QCD, например, не принимайте за основу самое низкое качество предыдущего процесса, не допускайте выпуска товаров низкого качества, не внедряйте это сознательно в следующий процесс.

Failure Tree Analysis: Анализ «Древо ошибок»: применяется для того, чтобы анализировать и избегать в дальнейшем любые проблемы, связанные с безопасностью или надёжностью, определяя причинно-следственные связи и вероятность возникно­вения проблем при помощи древовидной диаграммы.

Five golden rules of gemba management: Пять золотых правил gemba менеджмента: Совокупность наиболее практических напоминаний во внедрении системы решения проблем (kaizen) на рабочем месте (gemba):

  1. Ищите корень проблемы на рабочем месте (gemba). Иными словами, воз­ никла проблема? - Идите на рабочее место.
  2. Проверьте материальные объекты (gembutsu);
  3. Принимайте временные меры прямо на месте;
  4. Вскройте основную причину проблемы и устраните эту причину;
  5. Пусть станет нормой предупреждение повторения подобных проблем.

Пять «М» (Five M's): метод управления ресурсами в gemba менеджменте -особенно часто упоминается «5М» - человеческие ресурсы, машина, материал, метод и мера (измерение).

Five S's (5S): Пять «С»: Контрольная таблица для рационального ведения хозяй­ства, позволяющая достигнуть максимально возможного порядка, эффективности, дис­циплины на рабочем месте. Образовано от японских слов, начинающихся на букву «S» - seiri, seiton, seiso, seiketsu, и shituke и адаптировано к английским эквивалентам sort, straighten, scrub, systematize, and standardize. В некоторых компаниях трактуется как clear out, configure, clean & check, conform, and custom & practice.

Flow production: Поточное (непрерывное) производство: Один из основных принципов в системе работы производства строго по рабочему графику. В поточном производстве машины отлажены и настроены таким образом, что обрабатываемое из­делие проходит различные стадии обработки без перерывов и остановок.

FMEA: Метод ошибок и анализа результатов: аналитический механизм, кото­рый применяется для определения и устранения заранее любого возможного внешнего дефекта в новом продукте путём проведения анализа следствий дефектов в запасных частях готового продукта. Метод FMEA применяется для деятельности по рассмотре­нию дизайна нового производственного оборудования, (так называемый процесс FMEA).

Gemba: Рабочее место: Слово японского происхождения, означающее «настоя­щее место» - в настоящее время применяется в терминологии менеджмента и обозна­чает «рабочее место» или то место, где добавляется стоимость. В производстве чаще всего относится к площади цеха завода.

Gembutsu: Материальные объекты, находящиеся на рабочем месте {gemba), та­кие как обрабатываемая деталь, бракованное изделие, сборочные приспособления и инструменты, машины.

Go to gemba: Ищите корень проблемы на рабочем месте gemba: Основной прин­цип концепции gemba kaizen. Это напоминание о том, что когда случается что-либо отклоняющееся от нормы, либо когда менеджер хочет знать текущее состояние дел, он или она должны пойти на рабочее место, ибо оно является источником любой инфор­мации.

Heinrich's Law:

Закон Хайнриха - принцип, отражающий отношение несчастных случаев к по­вреждениям. Хайнрих определил данную пропорцию следующим образом:

Серьёзное повреждение.малое повреждение:нет повреждений = 1:29:300.

Данное уравнение отражает закон, что если вы видите одного человека с серьёз­ными повреждениями в результате аварии, то в результате той же самой аварии могут пострадать в лёгкой форме ещё 29 чел. В то же самое время 300 человек могут нахо­диться в зоне того же несчастного случая и не пострадать.

Hivari KYT (kiken-yochi training): Тренинг kiken-yochi: практические занятия, направленные на предвосхищение опасностей и разработку мер по их преодолению.

Hiyari report Тревожный рапорт: пишется рабочим своему начальнику и содер­жит информацию о событиях, которые могут привести к проблемам, связанным с каче­ством и/или происшествию.

Ishikawa (fishbone) diagram: Диаграмма причинно-следственных связей, раз­работанная профессором Каори Ишикава, отражающая причины (процесс) и эффект (результат).

Диаграмма применяется для определения реальных причин возникающих проблем и является одним из семи основных способов решения проблем.

Серия Стандартов ISO 9000: свод международных стандартов по управлению

качеством и обеспечению качества, разработанных с целью помочь компаниям офор­мить документально элементы системы качества для их внедрения, чтобы обеспечить соответствие товара или услуги требуемой спецификации.

Jidhoka (autonomation): Устройство, останавливающее машину при производстве бракованного изделия. Данное устройство является главным в процессе внедрения ЛТ (системы работы строго по рабочему графику).

Jishuken gemba kaizen: В начале 60-х годов jisnhuken (независимая команда изуче­ния ЛТ) начала внедрять деятельность ЛТ в gemba в компаниях группы Toyota

JIT (just-in-time): точно в срок: Система, разработанная для достижения лучшего возможного качества, оптимальной стоимости и наиболее безопасной доставки товаров и услуг путём устранения всех видов muda (бесполезных видов деятельности) во внут­ренних процессах компаний, а так же доставка товаров строго по графику для того, чтобы соответствовать требованиям потребителей.

JK (jishu kanri): Jishu kanri по-японски означает независимое управление.

Имеет отношение к участию рабочих в деятельности по решению проблем {kaizen) является частью их каждодневной деятельности под руководством линейного управ­ляющего; оно отличается от деятельности рабочих групп по качеству, которая является обровольной и проводится по собственному желанию рабочих.

Концепция Kaizen: Основные понятия, которые необходимо осознать и внедрить в практическое применение в ходе внедрения концепции kaizen.

  1. Kaizen и менеджмент;
  2. Процесс в сравнении с результатом;
  3. Следование циклам PDCA/SDCA

(планирование-выполнение-проверка-действие)/

стандартизация-выполнение-проверка-действие;

4. Качество - на первом месте;

  1. Говорить, оперируя данными;
  2. Трактовать следующий процесс с точки зрения потребителя.

Kaizen Story История Kaizen: - стандартная процедура решения проблем, которая используется на всех уровнях организации. Суть концепции можно изложить при помощи восьми этапов:

  1. выбрать проект;
  2. понять текущую ситуацию и определить цели;
  3. проанализировать данные, чтобы определить основные причины возник­новения проблемы;
  4. определить контрмеры;
  5. внедрить контрмеры;
  6. подтвердить результат;
  7. создать стандарт;
  8. рассмотреть предыдущий процесс и работать над последующими шага­ми.

Система Kaizen: Главная система, которая должна внедряться в компании для приобретения статуса международного уровня.

Total Quality Control (Total Quality Managentent)Cистема общего контроля каче ства

• Just-in-time production system

Система производства строго по рабочему графику; система выполнения работ точно в срок

• Total productive maintenance

Общий контроль за износом оборудования и повреждениями.

Policy deployment

• Развёртывание политики

Suggestion system

• Система подсказок

Small-group activities

Деятельность малых групп

Kanban: Система общения в системе работы строго по рабочему графику, ис­пользуемая всякий раз, когда внедряется серийный продукт.

Kanban означает по-японски «вывеска». Присваивается определённому числу за­пасных частей или товаров на производственной линии, и является инструкцией по доставке данного количества. Когда запасные части заканчиваются, kanban возвраща­ется в первоначальное положение, и используется там, где возникает необходимость производить большее количество товаров.

Kosu: Производственные операции можно разделить на часы работы машин и часы работы людей. Kosu относится к специфическим часам работы людей, ко времени, которое затрачивается на производство одной единицы товара в отдельно взятом про­цессе и вычисляется путём умножения числа рабочих, вовлечённых в процесс на ре­ально затраченное на завершение процесса время, и деления на количество произве­дённых единиц продукции. Сокращение часов работы {Kosu) является одной из клю­чевых мер по улучшению производительности труда на рабочем месте (gemba).

Morning market: Утренний рынок: ежедневная установленная процедура в системе управления на рабочем месте (gemba), которая включает в себя обследование бракованных изделий, произведённых накануне. Работа ведётся таким образом, что контрмеры принимаются как можно быстрее на основе принципов gemba-gembutsu. Такая работа проделывается в ходе встречи и является первым утренним мероприяти­ем. В ней принимают участие люди с рабочего места gemba (gemba people) (но не персонал).

Muda: На японском языке слово "Muda" означает «отходы», «отбросы».

Употребляемое по отношению к управлению рабочим местом, относится к широ­кому ряду не имеющих ценности, ненужных видов деятельности. На рабочем месте (gemba) существуют только два вида деятельности: имеющие ценность и бесполезные. В концепции gemba kaizen все усилия направляются на то, чтобы избежать бесполез­ных видов деятельности. Устранение бесполезных видов деятельности (muda) приве­дёт к значительному улучшению QCD (качества, ценового предложения и условий до­ставки) в следующих сферах: перепроизводство, инвентарь, бракованные изделия, дви­жение, переработка продуктов, ожидание, транспорт, и время.

Устранение бесполезных действий Muda кратко излагает концепцию доступного малозатратного подхода к усовершенствованию.

Мига: На японском языке слово означает «нерегулярность» или «изменчивость». Muri: в переводе с японского языка - «напряжение» и «трудности».

One-piece flow: Только одна обрабатываемая деталь должна перемещаться из одного процесса в другой для того, чтобы сократить до минимума бесполезные виды деятельности {muda) в системе производства продукции строго по рабочему графику.

График ПАРЕТО: Графический механизм ранжирования причин от наиболее значимых к наименее значимым. Он основывается на принципе Парето, разработан­ном впервые Дж. М. Джуран. (J. M. Juran). Этот принцип 80 к 20 состоит в том, что 80 % результатов происходят от 20 % возможных причин. График Парето является одним из семи основных механизмов решения проблем.

PDCA: Планирование - Выполнение- Проверка - Действие - основные шаги в деле постоянного усовершенствования (kaizen).

Pull production: Тянущее производство: Одно из основных требований в систе­ме производства продукции строго по рабочему графику. В ходе предыдущего процес­са производится только такое количество продуктов, которое потребляется в предыду­щем процессе.

Push production: Толкающее производство: Понятие противоположное терми­ну «Тянущее производство».

В ходе предыдущего процесса производится столько продуктов сколько это воз­можно, не взирая на реальные требования следующего процесса, продукты пересыла­ются в следующий процесс в зависимости от того, есть ли в этом потребность или нет.

QA Best-Line Certification: Сертификация лучшей линии для обеспечения качества: система сертификации внутри предприятия для сертификации уровня ми­рового класса по обеспечению качества в отдельном производственном процессе.

QC Circles: См. Quality Circles.

QCD (Quality, Cost, Delivery): качество, цена, доставка - данные понятия рас­сматриваются как конечная максимальная цель в управлении. Когда управление ус­пешно в достижении QCD, удаётся достигнуть сразу двух целей - удовлетворение по­требителя и корпоративный успех.

QCDMS: В gemba, часто M(morale) - моральное состояние and S(safety) - безо­пасность - данные понятия добавляются к понятиям качество, цена, доставка - и явля­ются целями для достижения.

QFD (Quality Function Deployment): Развёртывание функций качества - Под­ход в менеджменте, направленный на то, чтобы вначале определить требования потре­бителя, затем производить работы над дизайном, инжиниринговыми операциями, про­изводственными процессами, продажами, и послепродажным обслуживанием.

QS 9000: Американская версия стандарта ISO 9000 предложенная поставщикам Тройкой крупнейших автомобильных компаний как сравнение с общим описанием требований к ISO 9000. QS 9000 - стандарт качества, освещающий дополнительные требования, в частности, потребность в постоянном усовершенствовании стандартов и осуществлению корректирующих действий.

Quality: Качество: В контексте QCD, качество относится к качеству товаров и услуг, предоставляемых потребителю. В этом случае, качество имеет отношение к при­нятию технических требований и требований потребителя. В более широком смысле, качество относится к качеству работы над дизайном, производством, доставкой, пос­лепродажным обслуживанием товаров и услуг.

Quality circles: Рабочие группы по повышению качества - повышение качества или самосовершенствование групп обучения, состоящих из малого количества служа­щих (10 или менее). Рабочие группы по повышению качества появились в Японии и носят название рабочих групп по контролю качества. Рабочие группы на доброволь­ной основе занимаются усовершенствованием деятельности на рабочем месте. Работа подобная проводится постоянно и является частью общей программы компании по обмену опытом и обучению, контролю качества, саморазвитием, улучшению произво­дительности труда.

Scare report: См. Hiyari report.

SDCA: Стандартизация - Выполнение - Проверка - Действие - основные шаги по поддержанию текущего статуса.

Simultaneous realization of QCD: Одновременная реализация QCD: Высшее руководство должно быть уверено в том, что все уровни компании работают над дости­жением надлежащего уровня качества, оптимальной цены, оптимальных условий дос­тавки. Единственная и самая важная цель - добиться реализации всех трёх вышепере­численных показателей одновременно, но, прежде всего, необходимо приоритетным считать качество.

Small-group activity: Деятельность небольших групп: Деятельность работников магазинов по разрешению проблем, появляющихся на рабочем месте. Группы обычно состоят из 5-10 сотрудников магазина. Их деятельность аналогична деятельности рабо­чих групп по работе над повышением качества. Однако, деятельность небольших групп внедряется не только в такие виды деятельности как повышение качества, уменьшение стоимости, ТРМ (общий контроль за износом оборудования и поломками), увеличение производительности труда, и другие общественные виды деятельности.

Standardization: Стандартизация: - один из трёх основных видов деятельности в gemba kaizen и означает документальное оформление лучшего способа сделать ту или иную работу.

Standardized work: Стандартизованная работа: оптимальное сочетание челове­ческих ресурсов, машин, материалов. Три элемента стандартизованной работы пред­ставляют собой так называемое takt time (время takt), последовательность выполнения работ, а так же стандарт работы в незавершённом производстве.

Standards: Стандарты: Лучший способ сделать ту или иную работу, а именно, свод политических установок, правил, директив, и процедур, установленных управлен­ческим аппаратом для всех главных операций, которые служат инструкцией для работ­ников компании для достижения наилучших результатов.

Statistical process control (SPC): Статистический контроль процесса: Примене­ние статистических методов контроля над процессом. Часто термин «статистический контроль качества» чередуется с термином «статистический контроль процесса".

Statistical quality control (SQC): Статистический контроль качества - приме­нение статистических методов контроля качества. Часто заменяется термином «статис­тический контроль процесса», но представляет собой понятие более широкое, включа­ющее в себя принятие во внимание образцов, а так же статистический контроль про­цесса.

Store room: Склад: место, где хранятся обрабатываемые детали и запасы на рабо­чем месте {gemba). Отличается от обычного склада тем, что в нём хранится лишь стан­дартизованный инвентарь.

Suggestion system: Система подсказок - в Японии - высокоинтегрированная часть индивидуально ориентированной концепции решения проблем {kaizen). Японская сис­тема поддержки включает в себя моральные выгоды и позитивное участие сотрудников в экономической и финансовой инициативах, которые активно подчёркиваются в сис­теме западного образа жизни.

Takt time: Время Takt: теоретический отрезок времени, необходимый для произ­водства части продукта, заказанного потребителем - вычисляется путём деления обще­го времени производства на число производимых единиц продукта.

Three K's (3K): Три К - Японские слова, относящиеся к традиционному восприя­тию рабочего места gemba - kiken (опасный), kitanai (грязный), and kitsui (причиняю­щий стресс)—контрастирует напрямую с понятием gemba, которое является местом,

где добавляется реальная ценность и представляет собой источник идей по достиже­нию QCD.

Three M's (ЗМ): Muda (отходы), тига (нерегулярность), and muri (напряжение). Эти три слова употребляются в качестве контрольных точек для того, чтобы помочь работникам и управленцам определить области, сферы, в которых необходимо вести работу по усовершенствованию.

Total productive maintenance (TPM): Общий контроль за износом оборудова­ния и поломками. Имеет целью максимально увеличить эффективность работы обо­рудования во время всего срока существования оного. Относится ко всем отделам пред­приятия на всех уровнях, мотивирует людей следить за оборудованием завода в ходе деятельности небольших рабочих групп сотрудников и самостоятельно каждым ра­ботником. Включает в себя такие основные элементы, как развитие системы поддерж­ки, обучение рациональному ведению хозяйства, навыки решения проблем, деятель­ность, направленная на сведению к нулю поломок и несчастных случаев на рабочем месте gemba. Самостоятельная деятельность рабочих по уходу за оборудованием яв­ляется одним из важнейших элементов ТРМ. Начальными этапами в деле ухода за оборудованием (ТРМ) являются 5С.

Total quality control (TQC): Полный контроль качества -

Организованный вид деятельности по обеспечению качества в концепции реше­ния проблем kaizen. В процесс вовлечены все - и рабочие, и управленцы - это одно всеобщее усилие к решению проблем в концепции kaizen на всех уровнях. В результате - все эти виды деятельности приводят к увеличению удовлетворённости потребителя и успеху в бизнесе. В Японии термин «управление при помощи полного контроля качества» (TQM) становится всё более популярным и практически вытеснил термин «полный контроль качества» (TQC).

Two-day gemba kaizen: Два дня gemba kaizen: Концепция Gemba kaizen внедря­лась на практике в компании «Ниссан Мотор Кампани» (Nissan Motor Company) и у его поставщиков. Был выбран отдельный процесс, отобрана группа консультантов по кон­цепции kaizen, состоящая из сотрудников компании, инженеров, линейных управляю­щих, которые провели два дня по системе gemba с использованием производства стро­го по рабочему графику и других связанных с этой концепцией

проверочных списков для достижения целей.

Value analysis (VA): Анализ ценности: метод, применяемый для уменьшения стоимости, введён Л.Д. Майлз в «Дженерал Электрик» (General Electric) в 1947 году. Имеет целью сократить расход материала и стоимость запасных частей на начальных стадиях разработки и работу над дизайном, включая в себя перекрёстное функцио­нальное взаимодействие дизайна продукта, деятельности по обеспечению качества инженерного производства, и производства в целом, и пр. Применяется так же для достижения конкурентоспособного уровня.

Value engineering (VE): Разработка цены: - метод и практика для уменьшения цены, разработанные Министерством обороны Соединённых Штатов в 1954 году. В Японии, как VA, так и VE используются практически для одних и тех же целей.

Visual management: Визуальное управление, визуальный менеджмент: эффек­тивный метод управления для предоставления информации и материальных объектов (gembutsu) ясным понятным способом, как рабочим, так и управленцам так, чтобы те­кущее состояние дел и целей в деле решения проблем kaizen было понятно каждому.

Так же этот метод помогает людям быстро заметить отклоняющиеся от нормы явления и процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: