Вопрос о единстве научного знания остаётся достаточно спорным. Если сравнивать гуманитарные и естественные науки пошагово по приписываемым им пунктам отличия, то окажется, что мы не сможем указать общепризнанного решающего критерия отличия. Мнения исследователей по поводу ведущего критерия расходятся, т.к. относительно каждого пункта можно указать на определённое сближение этих наук в новейшее время.
Так, касаясь специфики метода, мы увидим в гуманитарных науках достаточно противоречивую тенденцию — отстаивание собственной методологической автономии и одновременно продолжающееся усвоение уроков естественно-научной парадигмы.
Цель естественных и гуманитарных наук тоже не может быть сегодня окончательно определена как однозначно генерализирующая или индивидуализирующая. Многим гуманитарным дисциплинам свойственна приверженность в качестве идеала к обобщающим теориям, позволяющим провести далеко идущие генерализации, объяснить с единых позиций разнообразие феноменов. Естественные же науки в последний период; наоборот, интенсивно занимаются проблемой неповторимого, случайного, индивидуального. Они изучают необратимые события, в которых существенно задействован фактор асимметричного времени.
|
|
Что же касается предмета и функций научного знания в сравниваемых регионах науки, то следует отметить, что естественные, науки тоже стали заметно тяготеть в последние десятилетия к изучению объектов, отмеченных изначальным присутствием человека. Это касается в первую очередь исследований сверхсложных объектов (экологических, технических, информационных), предпринятых в рамках синергетического подхода. Усиливается и смысложизненная значимость естественно-научных исследований. Однако складывающаяся тенденция сближения естественно-научного и гуманитарного знания не должна вызывать у нас слишком радужных ожиданий и принятия желаемого за действительное. До провозглашаемого сегодня многими синтеза наук в реальности пока очень далеко.
Вероятно, есть необходимость бы говорить о различии гуманитарного и естественного знания, скорее по совокупности их традиционно сложившихся конкретных различий, чем исходя из какого-то решающего признака. Что же касается противоположного вопроса — вопроса о том, сходятся ли эти два региона на каком-то общем знаменателе — то наиболее правдоподобной является та идея, что общим знаменателем всех наук естественным образом является рациональность в широком смысле слова. Действительно, науки могут быть раздроблены и оторваны сколь угодно друг от друга, однако охватывающий их фундаментальный контекст рациональности, т.е. рационального изучения возникающих перед нами проблем, продолжает оставаться почвой универсального, хотя и не директивного единства. (Хотя, как мы говорили в § 4.5, сегодня сама тема рациональности остаётся для многих под вопросом; и пока это так, для них остаётся под вопросом и единство наук, да и само научное предприятие в целом.)
|
|
Дискуссии вокруг гуманитарных наук
Сложность гуманитарно-познавательного замысла обнаруживается в тех многочисленных дискуссиях, которые постоянно сотрясают сообщество гуманитариев. Споры касаются проблем самоопределения гуманитарной науки и размежевания с естествознанием, будущего социально-гуманитарных дисциплин, их познавательного идеала и смысла, роли гуманитарного познания в общественных процессах и т.п. Среди самых известных тем — дилемма понимания и объяснения и проблема ценностной нейтральности гуманитарных наук.
В самих по себе дискуссиях гуманитариев нет ничего плохого. Столкновения сторон лишь показывают, что гуманитарные науки продолжают развиваться, и вырастающие на их пути сложности как раз являются признаком поступательного движения. В научных дискуссиях часто не вырабатывается однозначного решения, но достигается обогащение познания, более ясное видение его проблем и особенностей.
Так, в 1961 г. был начат многолетний т.н. спор о позитивизме в немецкой социологии. Среди его участников с одной стороны были К. Поппер и X. Альберт, с другой — Т. Адорно и Ю. Хабермас. Попперианская позиция состояла в требовании научности, методологизма, критической рациональности в гуманитарных науках. Франкфуртцы же (Т. Адорно и К). Хабермас) обращали внимание на цели и возможности самого гуманитарного познания, подчёркивали ограниченную постижимость социальных феноменов и ограниченность чисто технологического подхода к обществу, когда лишь разрабатываются средства, но не обсуждаются нормы и цели, т.е. требовали расширенной и «деликатной» рациональности. Спор о по-
зитивизме послужил прояснению сложностей социальных исследований и способствовал дальнейшему ходу рационального развёртывания гуманитарных наук.
Итак, несмотря на часто встречающиеся преувеличенные утверждения о том, что гуманитарной науки не существует, следует отметить, что гуманитарное знание имеет уже достаточно длительные традиции, и его дискуссионность не столько признак незрелости, сколько показатель сверхсложности самого человека и области социально-гуманитарных явлений.