Ведущим принципом легитимации научной деятельности сегодня стал утилитарный принцип. Те или иные сферы общественной жизни в лице определённых социальных групп хотели бы видеть науку служанкой своих интересов. Чистый поиск истины ради неё самой в наше время недостаточен для легитимации научных притязаний в структуре общественных предпочтений. Или, как метко замечает Ж.-Ф. Лиотар, «учёных, техников
1 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М, СПб., 1998. С. 152-154.
и аппаратуру покупают не для того, чтобы познать истину, но чтобы увеличить производительность»1.
Таким образом, внешняя зависимость науки от других социальных сфер имеет своей обратной стороной опасность утраты внутренней свободы учёного. Суть проблемы сводится к праву учёного выбирать и предмет, и средства исследования. Это право должно быть гарантировано научному сообществу. Разумеется, на это право накладываются ограничения — прежде всего этического и материально-финансового характера. Тем не менее, максимально достижимое в реальных условиях право на свободу выбора должно оставаться неотъемлемо присущим социальному институту науки.
Понятие свободы науки кажется самопонятным. Но на самом деле, изучая социальный институт науки, мы обнаруживаем комплекс сложных проблем — стратифицированностъ научного сообщества (§ 7.3), вовлеченность науки во вненаучные интересы, существование необозримой массы каналов давления на науку со стороны административных, политических, деловых и прочих кругов. Насколько реализована сегодня свобода науки? Ведь понятие свободы научных исследований является весьма обширным и многоплановым. Так, в литературе отмечается, что это понятие предполагает:2
1) предоставление свободы научных исследований для всех членов сообщества учёных (т.е. право на свободный выбор направления исследований и финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение);
2) рост численности специалистов на основе принципа профессионализма (свободное формирование элитарных структур, открытое для начинающих учёных);
3) свободу публикаций и преподавания (т.е. выполнение профессиональных обязанностей вне зависимости от административных регламентации);
4) самоуправление вузов и академических учреждений, максимально защищённое от внешнего административного давления.
Уже этот краткий перечень требований заставляет задуматься, действительно ли наука является в достаточной мере внутренне свободной и защищённой от административно-политической и прочей конъюнктуры. Социальное давление на науку связывает её массой обязательств, которые, вообще говоря, не являются корректными относительно собственных задач научного сообщества как такового.
Учёных обязывают служить национальным (а не универсальным) интересам, учитывать правительственные рекомендации, свободно выби-
1 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., СПб., 1998. С. 112.
2 Кулькин A.M. Научная деятельность в административно-бюрократической системе //
Вопросы философии. 1989. № 12. С. 9.
рать те проекты, которые должны принести достоверную и быструю практическую пользу (а не те, которые вытекают из внутренних законов познания), стремиться как можно скорее запатентовать полученные результаты (а не пускаться в размышления по поводу их научной обоснованности, этической приемлемости и т.п.), засекречивать результаты своих разработок из соображений государственной или коммерческой тайны (а не открыто публиковать их) и вообще выполнять разнообразные заказы (а не ставить теоретические цели) и т.п.
Проблема внешнего давления на науку сегодня столь серьёзна, что учёные говорят даже о необходимости особых нормативов международного права или кодекса научной этики и деонтологии с детальным изложением того, что является неприемлемым для научного сообщества. Вообще, можно сказать, что в этих условиях только совесть учёных является их единственным ориентиром в сложных социально-этических коллизиях.
Социальная зависимость и необходимость внутренней свободы — это извечная драма науки. Автономия и ответственность, бескорыстный поиск истины и требования практической отдачи суть полюса, создающие постоянное напряжение в самой науке и в её отношениях с обществом. И хотя каких-либо универсальных рецептов решения нет, текущие проблемы подобного рода нужно решать, ведь от этого зависит как дальнейшее продвижение науки, так и наша общая ситуация.
Глава 8. История науки
В этой главе мы очень сжато рассмотрим основные этапы истории науки. Принимая во внимание чрезвычайную обширность этой темы, мы можем рассматривать настоящий обзор лишь как краткий очерк.
8.1. Античная эпоха