Истоки научных знаний уходят в далёкую древность. Известно, что множество различных сведений и знаний было накоплено в традиционных культурах. С точки зрения межкультурного обмена наиболее важными явились знания в странах, территориально близких к Древней Греции, особенно в Египте и Вавилоне. Предполагают, что немаловажную роль в появлении греческого чуда, которым называют необыкновенный расцвет древнегреческой культуры (и науки в т. ч.), сыграла существенная
культурная прививка со стороны восточных обществ. Так, историки доказывают, что корнями многие философские, религиозные, научные, технологические представления и идеи древних греков уходят на Восток.
Египет, Вавилон и другие общества присредиземноморского и ближневосточного регионов обладали разнообразными и весьма серьёзными познаниями в области медицины, математики, механики, судостроения и мореплавания, астрономии, географии и т.п. Накопленные сведения позволяли им решать различные теоретические вопросы, связанные с прикладными задачами (нахождение площади и объёма фигур, решение уравнений, тригонометрические задачи и др.).
Однако имеющиеся знания не развивались и не систематизировались сколь-нибудь последовательно. Сам характер научных сведений был сугубо практическим. Они формулировались в виде предписаний, алгоритмов, научно-практических приёмов. Кроме того, они были существенно связаны с сакрально-мифологическими составляющими общественной жизни. Служители религиозных культов — жрецы — выступали носителями и хранителями знаний. Поэтому протонаучная компонента их деятельности находилась в подчинённом положении по отношению к ритуально-мифологическим, сакральным структурам жизнедеятельности традиционных культур.