Каковы полезные эффекты, которые наука приносит обществу? Надо сказать, что эта тема поистине безбрежна. Влияние науки сказывается практически во всем. Ведь её огромная роль связана с самой сутью нашей культуры (§ 9.5). Без науки мы имели бы совсем другой тип культуры. Наш тип культуры порождает научный поиск, а наука и её достижения в свою очередь влияют на культуру, постоянно обновляя её, придавая ей постоянный модернизационный импульс.
Однако общественность, как правило, не вдаётся в эти тонкости. Общество требует от науки отчёта в виде некоей совокупности чётко определённых полезных эффектов, которые должны оправдать существование науки (и, конечно, оправдать её финансирование). Поэтому при обсуждении роли науки в обществе требуют конкретного ответа, зачем нужна наука.
Функции науки принято делить на когнитивные и социальные. Когнитивные (познавательные) функции науки являются её внутренними, или основными, функциями. Они связаны с её специфицированными целями (§ 0.5). Социальные же функции суть внешние для науки, они возникают как побочный результат исследовательского поиска. Общество же, наоборот, выносит оценку науке именно по её социальным проявлениям.
|
|
Тема социально-культурных функций науки достаточно обширна. Она неоднократно обсуждалась в отечественной литературе1.
Удобную классификационную схему для анализа функций науки предлагают А.В. Юревич и И.П. Цапенко2. Согласно этой схеме когнитивные функции делятся на функции фундаментальной науки (получение нового фундаментального знания) и прикладной науки (разработка новых практических приложений). Социальные же функции делятся на первичные (или явные) и вторичные (или скрытые).
Первичные функции — это как раз те, что бросаются в глаза заинтересованным социальным сферам. Это, прежде всего:
1) обеспечение общества научным мировоззрением (мировоззренческая, или идеологическая, функция);
2) развитие экономики (индустриально-экономическая функция);
3) поддержание внешнеполитического престижа, обеспечение обороноспособности государства и другие политические функции. Существует также ряд важных функций, которые, тем не менее, не столь заметны (т.е. являются вторичными). Среди них назовём поддержку наукой образовательной системы и интеллектуализацию общества в целом. Продуктивно работающая наука поддерживает интеллектуальный тонус как в системе образования, так и в общественной жизни как таковой.