Прежде чем говорить о легитимации науки, следует обрисовать более общую ситуацию, которая была отражена в известной работе Ж. -Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» (1979). В последние десятилетия XX в. стала весьма распространённой тема кризиса легитимации. Под этим термином понимают снижение общественного доверия к правомерности тех притязаний, которые выдвигаются различными социальными сферами — политикой, всевозможными идеологиями и общественными движениями, наукой, образо-
1Так, И.Т. Фролов указывает на следующие функции науки: культурно-мировоззренческие; наука как непосредственная производительная сила; при решении многообразных проблем, возникающих в ходе исторического развития (Фролов И. Т. Социальные функции науки и альтернативы современного научно-технического прогресса: Научные революции в динамике культуры / В. С. Степин, И. Т. Фролов, В.А. Лекторский и др. Минск: изд-во БГУ, 1987. С. 10-27; Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1986. С. 36-59). Б.Г. Юдин указывает на образовательные, мировоззренческие, прикладные аспекты функционирования науки в культуре (Юдин Б.Г. Научное знание как культурный объект // Наука и культура. М., 1984). На разных исторических этапах преобладающие функции науки могут быть различными. Так, Л.С. Косарева отмечает, что на ранних этапах становления науки Нового времени преобладал мировоззренческий контекст научных идей (Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки Нового времени. М, 1989. С. 9).
|
|
: Юревич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки // Вопросы философии. 1998. №1. С. 17-29.
ванием, масс-медиа и др. Это серьёзная проблема современной культуры и социальной жизни. Кризис легитимации — это массовое разочарование. Общество вообще не верит сегодня красивым историям о всеобщей эмансипации человечества, о прогрессе, о высоких истинах и целях.
Что же касается легитимации науки, то, вообще говоря, для оправдания научного предприятия возможны различные системы аргументов. Они меняются с ходом времени. Так, согласно Г. Даниэлсу в XIX в. наука в Америке «продавалась» обществу с помощью тех заявлений, что она вносит свой вклад в главные американские ценности — демократические, религиозные, утилитаристские. В 1870-е гг. идеологи науки стали добиваться эмансипации науки от внешних ценностей и разрабатывать идею науки для науки. Позже были выработаны достаточно стандартные аргументы в легитимации научного предприятия (в частности, пропагандисты науки стали опираться на то, что наука объективна и беспристрастна). Это придавало ей привлекательные черты и создавало возможность оправдания науки в более широком социально-политическом контексте. Например, в 20-30-е гг. XX в. в США влиятельное научное лобби стремилось убедить правительство и широкие круги общественности в том, что «американская демократия есть политический вариант научного метода»1.
|
|
Но сегодня отношение общества к науке, конечно, не осталось в стороне от кризиса легитимации, от всеобщего процесса разочарования. Проблематичность легитимации науки выражается в том, что смысл всего научного предприятия сегодня неочевиден. Возвышенная риторика о беспристрастности науки, её самоценности и её вкладе в прогресс человечества перестала действовать на общество. Наоборот, науке приходится теперь реагировать на многочисленные обвинения, предъявляемые ей различными социальными силами.
В дискуссиях на обобщённом уровне обсуждения науку обвиняют прежде всего в том, что проблемы, которые приносит с собой научно-техническая модернизация (особенно глобальные, § 6.4), ставят под вопрос даже те безусловные достижения, которыми мы обязаны науке. При обсуждении более конкретных тем проблема стоит, пожалуй, ещё более остро. Она выражается в нежелании общества и власти финансировать далеко идущие долгосрочные и дорогостоящие исследования, расширять материально-техническую базу науки и увеличивать быстро растущий штат учёных (которые, разумеется, требуют оплаты труда и новых рабочих мест). Общество склонно финансировать лишь быстроокупающиеся, краткосрочные разработки прикладного характера, т.е. то, что с точки зрения высокой науки является мелочью. В этих условиях науке прихо-
1 Малкей М. Наука и социология знания. С. 196.
дится постоянно доказывать, что она занимается общественно полезным делом и что её притязания в виде подлежащих финансированию проектов действительно правомерны. Разумеется, аргументами первой очереди выступают уже упомянутые первичные социальные функции науки — укрепление национальной безопасности, повышение уровня жизни и т.п.
Все это означает, что сегодня наука не может позволить себе существовать в виде привилегированной области. Период накопления относительно дешёвых научных данных давно прошёл. Учёным при утверждении проектов сегодня приходится сообразовываться с реальными потребностями общества, ожидаемыми социальными выгодами и материальными возможностями. По всей видимости, те проекты, которые требуют значительных финансовых затрат, и те проекты, которые весьма неопределённы относительно сроков выполнения, а также относительно своей практической пользы, вряд ли сегодня могут быть признаны легитимными (например, запуски мощных технических комплексов в сверхдальние космические путешествия и т.п.), и с этим учёным придётся мириться.
Но у науки есть и свои внутренние задачи. Существует неустранимая конфликтность между внутренней логикой науки и ожиданиями общества. В этой связи можно сказать, что научное познание обладает в некотором роде самолегитимностью. Например, интересные и теоретически перспективные научные проекты легко легитимируются в собственном контексте науки. Следует согласиться с Ж.-Ф. Лиотаром, который формулирует суть научной прагматики следующим образом: «любое высказывание нужно удерживать только тогда, когда оно содержит отличие от известного ранее и поддаётся аргументации и доказательству», а выдвижение научной идеи значимо тогда, когда «это даёт возможность производить новые идеи», т.к. наука — система, открытая для постоянного производства новаций, «антимодель устойчивой системы»1. Однако многие интересные с научной точки зрения проекты оказываются необоснованными в своих притязаниях с точки зрения внешнего окружения науки.