В VI в. до н.э. в греческих колониях на малоазийском побережье возникает т.н. Милетская школа натурфилософов; к ней относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес Милетский, наблюдая за явлениями природы и пытаясь изыскать естественные причины происходящего, выдвигает положение о том, что исходным правеществом является вода (или, скорее, некое жидкостное состояние единой материальной субстанции). Анаксимандр называет это правещество беспредельным (апейроном). Анаксимен пытается описать естественные процессы, которые создают многообразие вещей и их взаимопереходы. Признавая первоначалом воздух, он утверждает, что динамика первоначала сводится к процессам сгущения и разрежения.
Примерно в это же время работает Пифагорейская школа. Пифагор из Самоса основывает в Южной Италии религиозно-философское братство; помимо прочего, деятельность пифагорейцев замечательна их вкладом в развитие математической науки, особенно теории чисел. Пифагорейцы формулируют важнейшее положение о том, что мир управляется числовыми соотношениями и может быть поэтому познан и описан с помощью математических методов.
|
|
Элейская школа, основателем которой принято считать Ксенофана, в своих космологических исследованиях пытается предельно абстрагироваться от чувственных качеств материи. Согласно Пармениду предметом истинного познания является бытие. Оно актуально, т.е. присутствует полностью в настоящем времени, неделимо, неподвижно, неизменно. Бытие не эмпирический феномен, а умопостигаемый (или, говоря современным языком, абстрактный) объект. Лишь то познание обладает истиной, которое приводит нас к абсолютному упомостигаемому бытию. Учение Парменида продолжил Зенон Элейский, прославившийся также своими знаменитыми задачами-парадоксами (апориями) о движении и множественности.
Если элеаты акцентировали момент устойчивости мира, то их современник Гераклит Эфесский (примерно 535-470 гг. до н.э.) утверждает, что, наоборот, изначальным состоянием мира является само становление, изменение. Оно-то и есть всеобщий мировой принцип. Гераклит подчёркивает, что сущностью мировых процессов является огонь: в современной трактовке под этим можно понимать непрерывное энергетическое брожение, неравновесность, возбуждённость.
Среди последующих мыслителей V в. до н.э. выделяются Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Эмпедокл (492-432 гг. до н.э.) развивает учение о четырёх стихиях (огне, воздухе, воде, земле), которое являлось в античной традиции весьма влиятельным. Естественные процессы, по Эмпедоклу, сводятся к сочетанию и разделению этих материальных носителей. Анаксагор (499-428 гг. до н.э.) вместо конечного числа эмпедокловых
|
|
стихий вводит бесконечное число разнородных первоэлементов (позже названных гомеомериями). Из исходного хаотического состояния первоэлементы выделяются и упорядочиваются в макроструктуры неким естественным упорядочивающим началом (его называют «Нус»). Демокрит (460-370 гг. до н.э.) (идейным предшественником которого был Левкипп) пошёл по пути максимального упрощения теоретической модели: мир состоит лишь из атомов и пустоты. Атомы — это мельчайшие неделимые, качественно однородные элементы, отличающиеся между собой лишь геометрической формой. Двигаясь в пустоте, атомы вступают в комбинации друг с другом, что и порождает все многообразие чувственных качеств. Атомизм Демокрита, т. о., интегрирует представления и о неизменности свойств первовещества, и о его движении, а также о многообразии первоэлементов и одновременно об их качественном единстве.