Подводя итог достижениям античной мысли, следует ещё раз подчеркнуть, что именно Античности мы обязаны самим познавательным рационалистическим проектом. Идеи теоретической науки, доказательного знания, универсальных логических и общенаучных понятий, абстрактных
объектов, а также множество блестящих эмпирических наблюдений, находок и открытий есть результат работы пытливых и неутомимых умов Античности. Трудно сказать, во что бы претворилась александрийская наука, будь её плодотворный период благополучно продолжен. Но объективности ради следует признать, что становление античной науки в современном понимании (т.е. прежде всего в виде точного математического естествознания) было в некотором смысле заблокировано. Несколько огрубление можно сказать, что рационалистический проект Античности оказался раздробленным. В античной философии сложилось известное противопоставление сферы чувственного мира и сферы сверхчувственного мира идей. Это отразилось в раздельном существовании наук эмпирических, ориентированных на накопление описательных, сугубо качественных знаний (биология, география и т.п.), и дедуктивной науки математики, занимающейся чистыми идеями и по определению неприложимой к опытному познанию. Фундаментальное теоретизирование носило предельно созерцательный, умозрительный характер. Эмпирические исследования были ориентированы преимущественно на наблюдение. Экспериментирование имело несистематический характер; идеи научного эксперимента как полноценной методологической структуры Античность не знала.
|
|
Требовалось решительное преодоление разрыва между созерцательным абстрактным теоретизированием (образцом которого выступали математика и метафизика) и эмпирическим поиском, ещё не оформившимся в последовательный экспериментальный замысел.
8.2. Средневековье
Совершенно новые мировоззренческие горизонты были открыты с приходом христианства; свет христианской веры радикальным образом трансформировал культурные установки Античности. В контексте христианского вероучения произошла ассимиляция идей Платона, Аристотеля и других мыслителей. Бытие в целом предстало как сотворённое, спланированное по совершенному проекту Божественного разума, иерархически организованное. Средневековое мировосприятие — созерцательно, символично, аллегорично.
Влияние Аристотеля и Платона на средневековое мышление
Определяющую роль для становления средневекового европейского мышления сыграли две концептуальные линии — наследие Аристотеля; идущее через блаженного Августина христианское осмысление Платона.
|
|
Влияние Аристотеля, ставшего известным Средневековью по своим логическим трудам, оформилось (примерно с XI в.) в особую концептуальную программу, позже названную схоластикой. Сейчас слово «схоластика» является синонимом бесплодного умствования. Однако не следует забывать о том, что схоластика была рационалистическим, интеллектуальным предприятием. Она опиралась на собственные стандарты доказательного, достоверного познания. Её задачей было максимальное расширение несомненных знаний. Она опиралась как на истины откровения, так и на логические положения. Говоря о её недостатках (оторванности от опыта, перегруженности умозрительными схемами), следует помнить и о том, что она достигла виртуозного мастерства в логике (предвосхитив ряд тем современной логики), способствовала разработке утончённой средневековой онтологии.
На заре Средневековья блаженный Аврелий Августин (354-430 н.э.) воспринял и христиански переосмыслил платоновскую традицию. С его именем связано средневековое течение христианского платонизма (или августинианства). Его влияние на западную культуру колоссально. Им был создан огромный массив работ по самым разным вопросам — теологии, психологии, этике, эстетике, социальным и политическим вопросам. В своих трудах он развивает сразу множество тем, концепций, высказывает массу тонких соображений. Но, пожалуй, одно из главных достижений Августина — открытие для европейского сознания самого понятия уникальной человеческой личности.