Динамика научно-философских размышлений VI-V вв. показывает, как античная мысль последовательно продвигалась в своих попытках рационального объяснения устройства мира, справляясь на своём пути с возникающими новыми сложностями. Но наибольшая интенсивность научно-философских изысканий характерна для т.н. классического периода античного мышления, связываемого с именами Сократа, Платона, Аристотеля.
К началу VI в. до н.э. весьма активной была деятельность школ софистов. Софистов без преувеличения можно назвать родоначальниками гуманитарных наук. Благодаря софистам в центр научно-философских изысканий была поставлена гуманитарная проблематика — проблемы человека и культуры. Тем самым от абстрактных космологических поисков античные мыслители обратились к насущным социально-культурным вопросам. Софисты развивали идеи, относящиеся к языкознанию, риторике, этике, правоведению, педагогике. Сократ (469-399 гг. до н.э.) многому научился у софистов. Однако к тому времени софистика стала вырождаться в бесплодную, а порой и явно ангажированную игру ума. Сократ занял решительную позицию, направленную на сохранение лучших достижений античной мысли. Его учение и трагическая судьба вошли в историю как пример верности нравственным принципам и неустанного поиска истины. Для дальнейшего развития научного мышления важную роль сыграл особый метод Сократа, состоявший в диалогическом поиске ответа на тот или иной вопрос. Последовательно отбрасывая неудачные решения, Сократ пытался выйти к наиболее разумному представлению о том или ином качестве, свойстве, явлении. Аристотель позже назвал Сократа первооткрывателем понятия. Действительно, поиски Сократа концентрировались вокруг вопроса о сущности того или иного изучаемого предмета или вокруг способа, каким можно составить понятие о том или ином предмете.
|
|
Величайший мыслитель Античности, ученик Сократа — Платон (427-347 гг. до н.э.). Учение Платона, охватывающее темы и внутреннего мира человека, и космологических начал, и методологии познания, и социально-политического устройства общества, оказалось первой в истории философии универсальной системой представлений. Но его работы сложны для изучения: в них используются диалогические формы, поэтически-мифологические конструкции. Платон ищет абсолютные ориентиры истинного знания, нравственности, принципов государственно-политического правления. Следуя за Сократом (который становится персонажем многих его произведений), он считает необходимым постичь сущность изучаемого предмета. С именем Платона связано философское открытие сферы идеального. Он решительно отстраняется от мира чувственно воспринимаемых феноменов. Платон, продолжая ценимого им Парменида, создаёт представление об особой реальности, которая может быть постигнута только умом. Её содержание — идеи. Это не мысли, а то, что является их объективным коррелятом. К сфере умопостигаемого относятся идеальные сущности, например абстракции числа, материальной точки, геометрической линии, а также идеи справедливости, красоты и т.п. Истинное познание, по представлениям Платона, работает в абстрактном, отвлечённом режиме, двигаясь от идеи к идее.
|
|
В 387 г. до н.э. Платон создаёт собственную научную школу — Академию, которую, пожалуй, можно назвать первой институционализированной научной структурой, с собственным помещением и продуманной системой преподавательской и научной деятельности. Академия стала примером для последующих научных объединений.
Так называемая платоновская традиция сыграла огромную роль в дальнейшем развитии науки. Выход научного мышления в сферу идеальных предметов следует расценить как его решающее достижение. Например, становление точного естествознания в начале Нового времени является, прежде всего, своеобразным возвращением к платоновской традиции (А. Койре). Выход новейшей фундаментальной физики к первоначалам мира как математическим гармониям тоже во многом есть современная трактовка платоновско-пифагорейской темы (В. Гейзенберг и др.).
Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — всеобъемлющий ум Античности, учитель последующих мыслителей. Его работоспособность, широта интересов и тщательность исследований поражают воображение. За время своей научной деятельности Аристотель либо способствовал активному развитию, либо вообще стал основоположником целого ряда дисциплин — логики, психологии, риторики, политической науки, истории, географии. Но особенно велик был его интерес к биологии: в огромном корпусе его трудов около трети занимают биологические изыскания.
Так, некоторые биологические наблюдения и открытия Аристотеля, пережив века осмеяния, были блестяще подтверждены лишь в XIX-XX вв.
Фундаментально-философские взгляды Аристотеля, дошедшие до нас в виде суммы фрагментов под названием «Метафизика», критически осмысливают идейное наследие Платона. Аристотель в своём исследовании предельных причин сущего развивает тончайшую понятийную сеть. Его стиль резко отличается от платоновского — это уже не поэзия в понятиях, а тщательная разработка терминологии, строгость формулировок, подробная аргументация. Огромное количество научных понятий («возможность» и «актуальность», «форма» и «субстрат», «роды» и «виды», «цель» и др.) вошло в арсенал учёных и философов благодаря Аристотелю. В частных науках Аристотель был последовательным эмпиристом. Одним из важных достижений Аристотеля явилось создание первого универсального физического учения; это была качественная физика, отталкивающаяся от представлений о круговом характере всякого движения, наличии у каждой вещи её естественного места и т.п. Натурфилософская система Аристотеля в целом господствовала весь период Средневековья (более тысячелетия), став фундаментом т.н. аристотелевско-схоластического мировоззрения. Вплоть до начала Нового времени идейное наследие Аристотеля было скреплено его непререкаемым авторитетом. Как известно, новоевропейская наука начала свой разбег с критики аристотелевской онтологии. Но не следует забывать и о том, сколь многим обязаны европейские народы своему учителю — Аристотелю. Его научное и вообще культурное влияние неизмеримо.