Классический период. Динамика научно-философских размышлений VI-V вв

Динамика научно-философских размышлений VI-V вв. показывает, как античная мысль последовательно продвигалась в своих попытках рациональ­ного объяснения устройства мира, справляясь на своём пути с возникающи­ми новыми сложностями. Но наибольшая интенсивность научно-философ­ских изысканий характерна для т.н. классического периода античного мышления, связываемого с именами Сократа, Платона, Аристотеля.

К началу VI в. до н.э. весьма активной была деятельность школ софистов. Софистов без преувеличения можно назвать родоначальниками гумани­тарных наук. Благодаря софистам в центр научно-философских изысканий была поставлена гуманитарная проблематика — проблемы человека и культуры. Тем самым от абстрактных космологических поисков антич­ные мыслители обратились к насущным социально-культурным вопросам. Софисты развивали идеи, относящиеся к языкознанию, риторике, этике, правоведению, педагогике. Сократ (469-399 гг. до н.э.) многому научился у софистов. Однако к тому времени софистика стала вырождаться в бес­плодную, а порой и явно ангажированную игру ума. Сократ занял реши­тельную позицию, направленную на сохранение лучших достижений античной мысли. Его учение и трагическая судьба вошли в историю как пример верности нравственным принципам и неустанного поиска истины. Для дальнейшего развития научного мышления важную роль сыграл осо­бый метод Сократа, состоявший в диалогическом поиске ответа на тот или иной вопрос. Последовательно отбрасывая неудачные решения, Сок­рат пытался выйти к наиболее разумному представлению о том или ином качестве, свойстве, явлении. Аристотель позже назвал Сократа первоотк­рывателем понятия. Действительно, поиски Сократа концентрировались вокруг вопроса о сущности того или иного изучаемого предмета или во­круг способа, каким можно составить понятие о том или ином предмете.


Величайший мыслитель Античности, ученик Сократа — Платон (427-347 гг. до н.э.). Учение Платона, охватывающее темы и внутреннего мира человека, и космологических начал, и методологии познания, и со­циально-политического устройства общества, оказалось первой в исто­рии философии универсальной системой представлений. Но его работы сложны для изучения: в них используются диалогические формы, поэти­чески-мифологические конструкции. Платон ищет абсолютные ориентиры истинного знания, нравственности, принципов государственно-политиче­ского правления. Следуя за Сократом (который становится персонажем многих его произведений), он считает необходимым постичь сущность изучаемого предмета. С именем Платона связано философское открытие сферы идеального. Он решительно отстраняется от мира чувственно вос­принимаемых феноменов. Платон, продолжая ценимого им Парменида, создаёт представление об особой реальности, которая может быть постиг­нута только умом. Её содержание — идеи. Это не мысли, а то, что является их объективным коррелятом. К сфере умопостигаемого относятся идеаль­ные сущности, например абстракции числа, материальной точки, геомет­рической линии, а также идеи справедливости, красоты и т.п. Истинное познание, по представлениям Платона, работает в абстрактном, отвлечён­ном режиме, двигаясь от идеи к идее.

В 387 г. до н.э. Платон создаёт собственную научную школу — Акаде­мию, которую, пожалуй, можно назвать первой институционализирован­ной научной структурой, с собственным помещением и продуманной системой преподавательской и научной деятельности. Академия стала примером для последующих научных объединений.

Так называемая платоновская традиция сыграла огромную роль в даль­нейшем развитии науки. Выход научного мышления в сферу идеальных предметов следует расценить как его решающее достижение. Например, ста­новление точного естествознания в начале Нового времени является, преж­де всего, своеобразным возвращением к платоновской традиции (А. Койре). Выход новейшей фундаментальной физики к первоначалам мира как математическим гармониям тоже во многом есть современная трактовка платоновско-пифагорейской темы (В. Гейзенберг и др.).

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — всеобъемлющий ум Античности, учитель последующих мыслителей. Его работоспособ­ность, широта интересов и тщательность исследований поражают вообра­жение. За время своей научной деятельности Аристотель либо способство­вал активному развитию, либо вообще стал основоположником целого ряда дисциплин — логики, психологии, риторики, политической науки, истории, географии. Но особенно велик был его интерес к биологии: в огром­ном корпусе его трудов около трети занимают биологические изыскания.


Так, некоторые биологические наблюдения и открытия Аристотеля, пере­жив века осмеяния, были блестяще подтверждены лишь в XIX-XX вв.

Фундаментально-философские взгляды Аристотеля, дошедшие до нас в виде суммы фрагментов под названием «Метафизика», критически осмысливают идейное наследие Платона. Аристотель в своём исследовании предельных причин сущего развивает тончайшую понятийную сеть. Его стиль резко отличается от платоновского — это уже не поэзия в понятиях, а тщательная разработка терминологии, строгость формулировок, подробная аргументация. Огромное количество научных понятий («возможность» и «актуальность», «форма» и «субстрат», «роды» и «виды», «цель» и др.) вошло в арсенал учёных и философов благодаря Аристотелю. В частных науках Аристотель был последовательным эмпиристом. Одним из важных достижений Аристотеля явилось создание первого универсального физиче­ского учения; это была качественная физика, отталкивающаяся от представ­лений о круговом характере всякого движения, наличии у каждой вещи её естественного места и т.п. Натурфилософская система Аристотеля в целом господствовала весь период Средневековья (более тысячелетия), став фун­даментом т.н. аристотелевско-схоластического мировоззрения. Вплоть до начала Нового времени идейное наследие Аристотеля было скреплено его непререкаемым авторитетом. Как известно, новоевропейская наука начала свой разбег с критики аристотелевской онтологии. Но не следует забывать и о том, сколь многим обязаны европейские народы своему учителю — Арис­тотелю. Его научное и вообще культурное влияние неизмеримо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: