double arrow

Семейная жизнь и воспитательные функции родителей


Анализ условий для решения конкретной воспитательной задачи зачастую упрощается. Словно в природе существует опре­деленный набор заклинаний или вербальных схем, имеющих лечебное свойство для определенных проблемных ситуаций вос­питания ребенка. На практике поиск подобного «универсально­го средства» вызывает только разочарование, так как в боль­шинстве случаев обстоятельства весьма различны. А попытки лю­бого обобщения даже самых эффективных приемов легко опро­вергаются многочисленными исключениями*.

* Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. М., 1972.

В действительности ребенок находится в постоянно изме­няющихся условиях, реакция его психики на происходящее тоже изменчива.

Условия, возникающие как результат взаимодействия зна­чимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или си­туация, оказавшись в которых человек ведет себя так, а не ина­че. Родитель, применяя знания закономерностей психики на ситуацию, формирует ее, используя уже существующие воспи­тательные факторы, в том числе собственные. Внешне они мо­гут выглядеть как речевое воздействие или мимика и жесты, как организующее действие или отношение к чему-либо, как личное поведение или настроение, психическое состояние ро­дителей.




С чего бы следовало начинать воспитание ребенка дошколь­ного возраста, даже при наличии общей подготовленности в этом вопросе? В широком смысле слова — с сотворения себя, так как ребенок на превый взгляд — это копия своих родителей с учетом некоторых изменений от воздействия ситуативных факторов его жизнедеятельности. «Творящий человеческую душу и характер прежде всего и обязательно должен сотворить самого себя» (Васильев-Гангус).

Перед родителями стоит множество задач, которые реша­ются при рассмотрении вопросов семейного воспитания, напри­мер: развитие педагогически оправданного взаимовлияния ро­дителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания ее членов и т. п.

Рост сознательности родителей означает развитие способ­ности критически относиться к себе как к члену семьи и воспи­тателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется в возрас­тании педагогического уровня родителей, что сказывается на развитии и поведении ребенка*.

* Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М., 1993.

Главная задача семьи — выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жиз­ни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родите­лей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоот­ношения в семье и негативно влияют на развитие личности ре­бенка.



Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает со­здание таких условий, при которых его физиологические, эмо­циональные и интеллектуальные потребности будут удовлет­воряться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания — здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь*.

* Воспитание с любовью и логикой. М., 1995.

Условно можно выделить несколько уровней развития со­знания родителей: 1) воспитание через уход за ребенком; 2) ин­туитивный подход к воспитанию (минимальное количество осоз­нанных принципов воспитания у родителей); 3) воспитание у детей привычек и навыков; 4) воспитание, основанное на общих прин­ципах (родители опираются на усвоенные ими принципы вос­питания).

Представления родителей о воспитании могут быть опреде­лены следующим образом (Хирсярви С.): 1) неделимое представ­ление; 2) властолюбивое представление (родители подчеркивают свой авторитет и стремятся подчинить детей себе); 3) норматив­ное представление (родители стремятся привить ребенку следова­ние правилам или нормам общежития); 4) представление о необ­ходимости общего руководства воспитанием детей (основными методами воспитания родители считают беседы и советы с деть­ми)*.



* См.: Хямяляйен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы М., 1993.

Связь между родителями и детьми является наиболее проч­ной из всех видов связей, которые устанавливаются между людьми. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оста­ваться в тесной зависимости or материнского организма. Чело­век принадлежит к наиболее сложным биологическим организ­мам, поэтому никогда не станет полностью независимым, он не может черпать жизненные силы только из самого себя. Челове­ческая жизнь, как говорил выдающийся психолог А. Н. Леонтьев, это разъятое, разделенное существование, главным призна­ком которого является потребность сближения с другим челове­ческим существом.

Уже Аристотель обратил внимание на особые чувства, свя­зывающие детей и родителей. Идея сводится к тому, что разру­шение единства семьи влечет за собой и разрушение архиваж­ных для развития детской личности чувственных связей, микро­среды развития.

Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребен­ка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенно­сти и одновременно стимулирует и направляет его развитие.







Сейчас читают про: