double arrow

Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей


На всех этапах развития ребенка в семье как на него само­го, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровля­ют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.

Познание факторов, порождающих эти проблемы, позво­ляет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду. Среди таких факто­ров Торохтий В. С. выделяет следующие:

1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает социально-пси­хологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особен­ности.

□ Во-первых, вся система ценностей, установок, потреб­ностей и мотивов семьи ориентирована на реальные воз­можности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни.

□ Во-вторых, сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней жизни, влияющих на психику каждого ее члена.

□ В-третьих, готовность к различного рода жизненным изме­нениям, профессиональной деятельности обоих супругов.




2. «Образ общения» семьи. Этот фактор также отражает соци­ально-психологический аспект образа жизни семьи. У него есть свои особенности:

□ Во-первых, особая межличностная коммуникативность, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения.

□ Во-вторых, открытость семейной коммуникации соци­альной среде обитания, выраженность собственных се­мейных интересов.

□ В-третьих, неформальность отношений между членами семьи.

□ В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия.

□ В-пятых, особая значимость отношений с родителями.

3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор не­однозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а по­рой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности реше­ния сложных жизненных задач, а в других — неуверенность в себе, своих родителях.

4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. В такой стране, как Россия, где проживает свыше 100 националь­ностей, членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка, наречий различных наций и народностей. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценно­стях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают от­части духовные ценности национальной социальной среды.



5. Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нор­мы и правила поведения выступают одним из средств формиро­вания у детей высоких нравственных качеств.

6. Интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в которой учится ребенок. Этот фактор неоднозначен, и диапа­зон его проявления довольно широк. От него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных вели­чинах, а всегда оценивается с помощью сравнения.

Познание рассмотренных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье. Исследования показывают, что конструктивность воспита­тельного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие:

□ Представления родителей об эталоне воспитанной лич­ности. С эталоном воспитанной личности многие роди­тели связывают не столько цельный образ — разносто­ронний профиль личности, сколько различные обобще­ния определенных качеств. Причем предпочтение отда­ется группе нравственных качеств. Имея общее представ­ление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рожде­ния ребенка. В таком случае эталон воспитанной личнос­ти представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания.

□ Расположенность к полу ребенка в семье. В семье суще­ствует определенная специфика отношений к полу ре­бенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери — дочь.



□ Педагогическая культура общения родителей. Она пред­полагает усвоение системы знаний и навыков тактично­го поведения в различных ситуациях, наличие у людей знания о психологических последствиях для другого че­ловека той или иной формы поведения.

□ Мотивы рождения ребенка. Каждая нормальная семья рано или поздно стремится осуществить важнейшее свое предназначение — рождение и воспитание одного или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными многообразны­ми мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспи­тание наследника как цель жизни; желание не выделять­ся среди других; стремление обеспечить себе беззабот­ную старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому.

Доминирующая мотивация рождения ребенка опре­деляет последующее отношение родителей к воспитанию.

□ Установки супругов на воспитание детей.

Представляя своего рода готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из суп­ругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и пред­принимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловли­вающим определенные (нравственные, этические, фи­зические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.

□ Уровень притязаний родителей по отношению к ребенку. Под этим понимается уровень сложности воспитатель­ных задач, выбранных супругами, на осуществление ко­торых они претендуют. Это конкретный результат, кото­рый родители собираются получить, приступая к воспи­танию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей. Кроме вышеназванных частных факторов воспитания, су­ществуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей*.

* Владиславский В. Все начинается с детства. Минск, 1989.







Сейчас читают про: