double arrow

Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности


Некоторые авторы (Э. Эриксон, Фреш) полагают, что при­рода возникновения внутренних конфликтов лежит в особенно­стях переживаний ребенком стадий созревания своего «Я». Так, неспособность выработать навыки самостоятельности и инициа­тивности на второй и третьей стадиях развития «Я» приводит к страху независимости и самостоятельности.

И очень важно, сумел ли ребенок в соответствующий мо­мент своего личностного развития правильно реализовать свои психологические потребности — в любви, доверии, самостоя­тельности, в предприимчивости и признании и какую роль в данный период играли родители.

Итак, первая стадия: доверие-недоверие — охватывает пер­вый год жизни ребенка. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный полюс которого — доверие, а отрицательный — недоверие.

Что поможет ребенку доверять родителям? Основой явля­ется ощущение безопасности и доверия, которое испытывает ребенок. Психологической задачей для родителей выступает фор­мирование условий для возникновения доверия, которое бази­руется в первую очередь на привязанности к матери. Следует подчеркнуть, что привязанность и зависимость — не синонимы. Нервный, неуверенный ребенок может неправильно считаться более привязанным, чем уверенный, спокойный, который мо­жет исследовать окружающую обстановку, используя мать как защиту.




Вторая стадия: самостоятельность и нерешительность — наступает на втором и третьем годах жизни ребенка. В этот пе­риод у ребенка развивается самостоятельность на основе его моторных и интеллектуальных способностей. Если родители не ограничивают активность, то у него появляется самостоятель­ность.

Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей — от­деление и индивидуализация ребенка, которая выполняется бла­годаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя «большим». Помощь ребенку должна стать нормой поведе­ния для родителей.

Третья стадия: предприимчивость и чувство вины — прихо­дится на возраст от 4 до 5 лет. К этому возрасту ребенок приоб­рел множество навыков и создал психологическую базу для раз­вития изобретательности. Если родители показывают ребенку, что его игры вредны и утомительны, что вопросы назойливы, а фантазии бестолковы, то он начинает чувствовать себя винова­тым.

Задача родителей в этом периоде заключается в развитии навыков самообслуживания ребенка, насыщении его информа­цией, поддержке развития детской игры. Для детей этого возра­ста мир — очень страшное место. Они часто задают вопросы, на которые знают ответы. Главным образом затем, чтобы прове­рить, какая информация правильная, а какая — нет. Их самый серьезный страх — остаться одним. Усилия родителей сосредото­чены на развитии личности ребенка и его независимости.



Четвертая стадия: умелость-неполноценность — занимает годы от 6 до 11 лет. Когда детей поощряют мастерить что угодно и хвалят за результаты, то у ребенка вырабатывается умелость и творческое отношение к миру.

Главным образом, усилия ребенка направлены на то, что­бы справиться с проблемами, которые существуют вне семьи. Родителям предстоит объяснить ребенку то, что ребенок должен делать, а не то, что родитель не хочет видеть в его поведении.

Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных вза­имосвязанных элементов (идентификаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения — биологические или соци­альные, — необходимы интегрирующая работа эго и переструк­турирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанному с этим негативному состоянию. Развитие и обогащение образа Я в про­цессе личностного развития тесно связано с процессами реф­лексии на собственные эмоциональные переживания и жела­ния, различения собственных игровых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т. д. И хотя такое развитие соответству­ющим образом меняет структуру эго-идентичности, оно сопро­вождается тем не менее «субъективным чувством непрерывно­сти самотождественности».



Э. Эриксон понимал развитие идентичности как взаимо­действие трех процессов: биологических, социальных и эго-процессов, причем это ответственно за интеграцию первых и вто­рых. Результатом эго-синтеза является некоторая конфигурация элементов идентичности, которая строится в течение всего дет­ства. Эта гипотетическая конфигурация обеспечивает пережива­ние чувства идентичности.

В подростковом возрасте происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других. Эрик­сон отмечает, что процесс формирования идентичности не за­канчивается в юношеском возрасте. Развитие идентичности не­линейно, оно проходит через так называемые кризисы идентич­ности, когда возникает конфликт между сложившейся к данно­му моменту конфигурацией элементов идентичности с соответ­ствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существо­вания индивида.

М. В. Заковоротная утверждает, что в становлении инди­видуальной идентичности первичным является интерперсональ­ный аспект идентичности. За ним следует развитие внутреннего потенциала. Позже у индивида возникает потребность в сравне­нии с другими. Доминирующим в развитии человека является социальный аспект. У индивида много возможностей иденти­фицировать себя, ориентируясь на реальных и идеальных лю­дей, на их привычки, черты, идеи. Каждая историческая эпо­ха предлагает ограниченный набор таких работающих моде­лей, но неизменной остается одна — модель своей собствен­ной семьи.







Сейчас читают про: