double arrow

Дошкольник в семье


Рождение личности. Личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нрав­ственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жиз­ни (В. С. Мухина).

Когда малыш появляется на свет, первая забота родителей — его физическое и психическое здоровье. И только потом — значи­тельно позже — они начинают задумываться о том, каким чело­веком он станет. С этого и начинается формирование личности ребенка.

Малыш постепенно овладевает общими свойственными че­ловеку формами поведения среди людей и развивается как ин­дивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими — условие, при котором лич­ность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отноше­ние со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Жела­ние заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких — один из важнейших источников чувств малыша. По­хвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает прояв­ляться такое важное образование, как самоуважение. Притяза­ние на признание — одна из самых значимых человеческих по­требностей. Она основана на стремлении получить высокую оцен­ку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребен­ка, делает его совершеннее.




Личность рождается постепенно — в развивающемся ре­бенке появляются такие образования, которые позволяют на­звать его личностью. К определяющим личность образованиям можно отнести: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чув­ство собственного достоинства, он гордится своими достижени­ями и стремится в чем-то быть лучше.

После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок.

Лишение ребенка перспективы, обесценивание его лично­сти в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только роди­тельская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хоро­шим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.

Ребенок 5—6 лет уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями, помыслами, однако сфера при­менения этой способности достаточно ограничена. Родители не должны пропускать победы ребенка над самим собой. Заметить его борьбу с самим собой, поддержать малыша — значит при­дать ему силы для самого трудного — строить самого себя, опи­раясь на свои внутренние стремления и поступки.



Привязанность к родителям — важнейший компонент эмоци­онального развития дошкольника. Привязанность к родителям — это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким ли­цом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке с мате­рью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет*. Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроиз­вольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и свое­го настроения. Эти матери испытывают страх одиночества, изжи­вая его чрезмерной заботой о ребенке. Подобная невротическая привязанность создаст инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспи­тывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного под­чинения своим непомерно высоким требованиям и наказываю­щего физически при малейшем непослушании. Эти отцы относят­ся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребно­сти в нежности и ласке. Почти всегда в таких семьях существуют конфликты по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем уступая ребенку и окружая его избыточной заботой. Подобные крайности родительского отношения не проходят бесследно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отлича­ются капризностью, неустойчивостью поведения и повышенной возбудимостью.



* Популярная психология для родителей. / Под ред. А. С. Спиваковской. СПб., 1997.

Другая крайность отношения родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы — их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабушкам, дедушкам или другим родственникам.

Чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональ­ности и непосредственности тем, что часто приходят в возбуж­денное состояние, кричат, плачут, клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, не приласкают. Вместо изменения поведе­ния родители только «закручивают» гайки, продолжая не обра­щать внимания на ухудшающееся эмоциональное состояние де­тей. Опасность данной ситуации, если она продолжительна, — в компенсаторном развитии самолюбия детей, когда они одно­сторонне начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делиться с кем-либо своими радостями и печалями*.

* Там же.

Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта де­тей с родителями, в том числе привязанности, относится к та­кой высшей человеческой ценности, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви в семье.

Если ребенок не удовлетворен чувством любви, причину нужно искать прежде всего в родителях.

Как видим, чувства и установки родителей, семейные от­ношения и чувства детей могут быть очень тесно связаны. Не­трудно догадаться, что в самой неблагоприятной, драматичес­кой обстановке оказывается ребенок. Особенно трагично это положение для дошкольника.

Но возвратимся к нормальным особенностям развития де­тей. На фоне выраженной привязанности и любви к матери од­новременно происходит и процесс отождествления себя с роди­телем того же пола. Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании.

К 6 годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на дошкольника проявляет­ся в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих началах в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети 6 лет: 1) естественно проходят фазы своего развития и реша­ют закономерные возрастные проблемы; 2) испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чув­ства родителей; 3) реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц; 4) обладают устойчивым чувством «я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и воз­можностей; 5) способны к сопереживанию; 6) не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям; 7) контактны и общитель­ны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.

Все эти приобретения личности ребенка — результат поло­жительного влияния семьи на личностное развитие ребенка, итог разумного воспитания и любви к детям.

Основные показатели воспитательного влияния семьи на ре­бенка-дошкольника. Как показывают данные исследований, на­чало активного этапа воспитания в семье приходится на возраст ребенка, составляющий в среднем 5—7 лет*. Этот период благоприятен для формирования готовности самого родителя осуще­ствлять различные виды воспитания. Характерной ошибкой пос­ледних является то, что, включившись в воспитание ребенка того или иного возраста, они не учитывают различные параметры его развития, не различают виды воспитания (нравственное, фи­зическое, половое, трудовое и др.) и никак не оценивают соб­ственно воспитательный процесс. При таком подходе весьма зат­руднительно дать оценку родительским усилиям.

* Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

Разумеется, изучению и оценке необходимо подвергать си­стему «ребенок—родитель» в целом. Итак, основными показате­лями при оценке воспитательного процесса дошкольника (3—7 лет) в семье могут быть:

а) для ребенка — характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и воз­можные дефекты; способность к игре; уровень внушае­мости; тенденции развития половой идентичности; ха­рактер проявления доминирующих способностей; спо­собность к подражанию; предрасположенности в игре; реакции на принятые нормы поведения; характер про­явления детской ответственности и т. п.

б) для родителя — мотивация воспитания; уровень знания особенностей ребенка этого возрастного периода; уме­ние формировать целевые и смысловые установки; по­нимание особенностей различных видов воспитания; понимание характера и силы собственных психогенных отклонений для этого периода и т. п.

Таким образом, возможность родителей оценивать собствен­ные воспитательные способности предоставляет им широкие ус­ловия их реализации и коррекции, а значит, устранения возни­кающих проблем в жизнедеятельности семьи.







Сейчас читают про: