Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:
- цзин;
- ци;
- шэнь.
Цзин - энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма.
Выделяются два вида данной психофизической энергии:
- «семя Прежнего Неба» - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
- «семя Последующего Неба» - то, что человек накапливает в течение жизни.
Ци - материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения).
Энергия ци подразделяется на:
- вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;
- духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци — основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый - «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци.
|
|
Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два первоначала (энергии):
- ян - мужская энергия;
- инь - женская энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, к активному мужскому началу ян относятся Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луна, Земля, равнина, ночь, влага).
В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:
- не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях, как человека, так и иных явлений);
|
|
- начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
- не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью, - «шэн») остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан - в зависимости от поведения его потомков;
- выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце;
- воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
- призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Главными условиями долголетия в Китае считаются:
- поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими «грязной», нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;
- работа над своим телом и душой - «син чун» - окультуривание себя;
- работа над судьбой, принесение пользы обществу - «мин чун»;
- соблюдение общественных порядков;
- употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
- проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.
Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:
- великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
- зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего (Первочеловека) - гиганта Пань-Гу;
- выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
- образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
- 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
- смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов и т.д.;
- возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов.
Старинное философское произведение «ИЦзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.
Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма.