Природоохранная политика России с началом проведения экономических реформ не претерпела каких-либо кардинальных изменений, которые привели бы к существенному улучшению экологической обстановки в стране. Тем не менее следует остановить внимание на трех моментах: 1 - отметить как позитивное изменение значительное усиление законотворческой деятельности государственных органов в области охраны окружающей среды; 2 - отметить недостаточное финансирование природоохранной деятельности в силу тяжелой экономической ситуации в стране; 3 - отметить слабость исполнительной власти в части реализации природоохранного законодательства.
Законодательная, нормативная правовая база охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности с начала 90-х годов разрабатывалась в соответствии с требованиями и нормами, установленными международными соглашениями, подписанными правительствами Советского Союза и России. Практически во всех принятых законодательных актах на первом плане стоят права человека и их обеспечение. Надо однозначно сказать, что практически создана новая природоохранная законодательная база Российской Федерации.
|
|
Основным нормативным актом, определяющим экологические права и свободы человека и гражданина России, является Конституция России (1993), устанавливающая право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на возмещение ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды (ст. 43), определяющая обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам (ст. 58).
Среди относящихся к экологическому праву законов России можно отметить такие, как закон "Об охране окружающей природной среды" (1991), Земельный (1991), Водный (1995), Лесной (1997) кодексы, закон "Об охране атмосферного воздуха" (1996), закон "О недрах" (1995) и др. В целях предупреждения вреда окружающей среде на стадиях планирования, проектирования и ведения хозяйственной и иной деятельности был принят закон "Об экологической экспертизе" (1995).
В настоящее время в сфере охраны окружающей среды ведущее место принадлежит закону РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями и дополнениями от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г.). В части, касающейся применения атомной энергии, этот закон указывает на государственное регулирование вопросов обеспечения экологической и радиационной безопасности.
Учитывая очень тяжелые последствия Чернобыльской аварии и огромное количество проблем, связанных с другими радиационными авариями, последствиями испытания ядерного оружия, ядерной энергетикой и накоплением радиоактивных отходов, начиная с 1991 года разработан и введен в действие целый комплекс законов и других правовых и нормативных документов, обеспечивающих радиационную безопасность населения.
|
|
Законодательство в области применения атомной энергии, по существу, является отраслевым, однако в силу огромного влияния радиации на природные системы и здоровье людей и особенно широких масштабов техногенного радиационного воздействия, оно находится в рамках государственного регулирования.
Сразу следует обратить внимание на даты принятия всех законов, связанных с радиационной безопасностью - они все приняты после 1991 года, то есть спустя 5-10 лет после Чернобыльской аварии.
Основным является Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изм. и доп. от 10 февраля 1997 г.). Этот закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.
Статья 2 Закона определяет принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии, которые состоят в следующем:
- обеспечение безопасности при использовании атомной энергии - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности;
- доступность информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
- участие граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (далее - организации), иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также в практической деятельности в области использования атомной энергии;
- возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием; предоставление работникам объектов использования атомной энергии социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска; обеспечение социальной защиты граждан, проживающих и (или) осуществляющих трудовую деятельность в районах расположения этих объектов.
Согласно положению о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. № 392, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, является Министерство Российской Федерации по атомной энергии.
Этот закон определил жесткие требования к должностным лицам и персоналу ядерных объектов и установил ответственность за правонарушения в этой области, что должно привести к снижению аварийности ядерных установок и источников ионизирующего излучения и в итоге к оздоровлению радиоэкологической обстановки на территории России.
Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" урегулировал права и обязанности компетентных органов и должностных лиц в области обеспечения радиационной безопасности, вопросы осуществления надзора за радиационной безопасностью, ответственность за нарушение норм и правил безопасности.
Федеральный закон от 3 апреля 1996 № 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов" установил источники финансирования при осуществлении всех проектов, связанных с разработкой и использованием атомной энергии и источников ионизирующих излучений.
|
|
На уровне глав правительств СНГ были приняты документы о социальной защите граждан, подвергшихся облучению:
- решение Совета глав правительств СНГ от 9 сентября 1994 г. "О реализации Соглашения о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний";
- межправительственное соглашение государств - участников СНГ от 9 сентября 1994 г. «О социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний».
В силу мощного общественного и международного давления был принят ряд законов, направленных на обеспечение социальной защиты граждан, пострадавших в результате ядерных испытаний и радиационных аварий:
Закон РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г.);
Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
Федеральный закон от 19 августа 1995 г. № 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В условиях современной России основным источником экологического права являются подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации и др.
Основным видом подзаконных актов являются указы Президента и Постановления правительства, поскольку они обеспечивают согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяют основные направления государственной политики в области использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности и социальной защищенности населения. Таких актов достаточно много, поэтому здесь мы упомянем лишь некоторые из них.
|
|
Постановление Правительства РФ от 23 октября 1995 г. № 1030 "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" непосредственно направлено на обеспечение экологической безопасности и формирование качества окружающей среды, улучшение условий проживания населения и его здоровья. Оно предусматривает безопасное для окружающей среды и человека обращение с радиоактивными отходами во всех сферах человеческой деятельности, где они образуются, транспортируются, перерабатываются, хранятся и захораниваются.
Указ Президента РФ от 20 апреля 1995 г. № 389 "О дополнительных мерах по усилению контроля за выполнением требований экологической безопасности при переработке отработавшего ядерного топлива" (с изм. и доп. от 1 марта 1996 г.).
Распоряжение Президента РФ от 5 июня 1992 г. № 283-рп "Об утверждении Положения о Государственном комитете по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте Российской Федерации" (с изм. и доп. от 16 сентября 1993 г., 26 июля 1995 г.)
Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Постановление Правительства РФ от 11 октября 1997 г. № 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов".
Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 306 "О Правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения".
Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1205 «О Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов».
Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 688 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения (генерирующими)" (с изм. и доп. от 5 апреля 1999 г.).
Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изм. и доп. от 22 апреля 1997 г.).
Постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1085 "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 29 июля 1995 г. № 773 "Об утверждении Порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов" (с изм. и доп. от 10 июля 1998 г.).
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 670 "О первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением".
Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 238 "Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий" (с изм. и доп. от 13 октября 1995 г., 27 июля 1996 г.).
Постановление Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. № 121 "О создании Межведомственной комиссии по радиационному мониторингу окружающей природной среды" (с изм. и доп. от 7 марта 1997 г.).
Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1263 "О порядке предоставления компенсаций и льгот гражданам Российской Федерации, проживавшим в 1949-1963 годах за пределами Российской Федерации и подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (с изм. и доп. от 4 декабря 1995 г.).
Постановление СМ РФ от 8 октября 1993 г. № 1005 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Постановление СМ РФ от 14 августа 1993 г. № 824 "О первоочередных работах в области обращения с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами".
Постановление СМ РФ от 28 апреля 1993 г. № 375 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по проблеме геологического обеспечения безопасного захоронения радиоактивных отходов и ее персонального состава".
Постановление СМ РФ от 30 марта 1993 г. № 253 "О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий" (с изм. и доп. от 21 марта 1996 г.).
Постановление Правительства РФ от 20 августа 1992 г. № 600 "О единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. № 1008 "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изм. и доп. от 21 марта 1996 г.).
Распоряжение Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. № 1871-р "Об определении границ зон радиоактивного загрязнения территории Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Это далеко не полный перечень правовых и нормативных документов, направленных на охрану окружающей среды от радиоактивного загрязнения и защиту населения от радиационного воздействия.
Была значительно усилена ответственность организаций и отдельных лиц за нарушения, связанные с загрязнением окружающей среды, нанесением ущерба и вреда гражданам, в том числе и связанным с обращением радиоактивных веществ и использованием ионизирующих излучений.
Ответственность за экологические правонарушения и правонарушения в области радиационной безопасности определена Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, принятым Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобренным Советом Федерации 5 июня 1996 года.
В этом законе экологическим правонарушениям посвящена глава 26, в которой имеются такие статьи, как: Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; Статья 250. Загрязнение вод; Статья 251. Загрязнение атмосферы; Статья 252. Загрязнение морской среды; Статья 254. Порча земли.
Глава 24 посвящена преступлениям против общественной безопасности, в том числе и связанным с незаконным обращением с ядерными материалами или радиоактивными веществами (Ст.220), хищению либо вымогательству ядерных материалов или радиоактивных веществ (Ст. 221), ненадлежащему исполнению обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (Ст. 225), хищению либо вымогательству оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (Ст. 226).
В зависимости от вида преступления и обстоятельств предусмотрены наказания в виде больших штрафов и лишения свободы на срок до 15 лет. Предусмотрена также компенсация ущерба.
Важнейшим средством реализации экологической политики государства являются целевые федеральные и межгосударственные программы и программы социально-экономического развития [24]. Только в 1995 году Минприроды России осуществляло организацию разработки и контроль за реализацией более 20 федеральных целевых программ, в числе которых можно упомянуть такие, как:
1 - Федеральная целевая программа «Обращение с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами, их утилизация и захоронение»;
2 - Федеральная целевая программа государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков;
3 - Федеральная целевая программа "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации";
4 - Федеральная целевая программа "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы";
5 - Федеральная целевая программа "Оздоровление окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области на период до 2000 года" и другие.
На протяжении длительного периода времени работает федеральная целевая программа "Отходы". Выполнялись и продолжают выполняться работы по программе "Первоочередные меры по выполнению Российской Федерацией обязательств по охране озонового слоя", проводящиеся в рамках выполнения Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, работы по программе "Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря", работы по программе "Возрождение Волги" и многие, многие другие.
Проведение природоохранной политики в жизнь требует значительных финансовых и материальных затрат. В период перехода к рыночным отношениям произошло снижение государственных капитальных вложений в природоохранную деятельность. С другой стороны, повышается износ основных фондов как природоохранного назначения, так и основного технологического, что делает невозможным осуществление технического перевооружения в необходимой степени. Поэтому в целом, несмотря на снижение объемов производства в последние годы, экологическая ситуация продолжает ухудшаться. Это также объясняется и недостаточным финансированием природоохранных мероприятий. Данные о финансовых затратах приведены в табл. 2.
Таблица 2
Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов России
Структура затрат | Распределение капиталовложений по годам, млн. руб. | |||||
Капиталовложения на природоохранные мероприятия | 193880 0 | 2998.6 | 52901.0 | 592806.0 | 2368325.2 | |
в том числе: охрана и рациональное использование природных ресурсов | 127490 0 | 2031.8 | 32887.6 | 346152.2 | 1326026.4 | |
охрана атмосферного воздуха | 405.9 | 9243.2 | 114407.5 | 423395.2 | ||
охрана и рациональное использование земель | 390.1 | 7055.6 | 103381.3 | 455540.8 |
Следует отметить, что даже выделенные средства практически использовались не более чем на 80-85%, что говорит о слабости исполнительной власти на местах, где собственно и проводится в жизнь государственная природоохранная политика.