Экологическое и природоохранное воспитание и образование являются неотъемлемой частью экологической политики.
Известно, что с первых лет Советской власти велась большая идеологическая работа, направленная на внедрение в сознание широких масс политических идей коммунистической партии, которые касались также и сферы природопользования. Центральные органы, руководившие развитием различных сфер природопользования, включали в свою работу проведение специальных мероприятий по охране природы, чтение лекций, издание наглядных пособий и соответствующей литературы.
Состояние лесного хозяйства, которому в годы гражданской войны был нанесен огромный ущерб, вызывало особую тревогу у специалистов. Поэтому в первые годы советской власти большое внимание уделялось различным формам воспитательной работы в связи с реализацией планов восстановления лесов. С этой целью специалисты Центрального управления лесами вели широкую агитационно-пропагандистскую работу среди населения, участвовали в агропоездах, читали лекции, печатали статьи в ежедневной и периодической печати, издавали брошюры, листовки и наглядные материалы по охране лесов от пожаров, вредителей, по борьбе с засухой, обмелением рек и т. п. Надо сказать, что природоохранные идеи часто встречали непонимание и даже враждебность среди большей части населения, поскольку обширная, громадная природа представлялась ему бездонной всенародной кладовой, из которой можно черпать бесконечно все, что она имеет. Сельское население часто было не только не знакомо с сущностью и духом советского лесного законодательства, на зачастую даже не знало о существовании Лесного кодекса. Поэтому наряду с усилением охраны лесов, подготовкой специалистов по лесному делу велась большая работа по лесоохранной пропаганде. Эту работу выполняли представители обкомов и райкомов ВКП(б), обкомов РКСМ,
облоно, союза Всеработземлеса и лесных отделов. В обязанности областного бюро входил широкий круг задач, связанных с природоохранной пропагандой:
|
|
- общее руководство и наблюдение за работой юродских комиссий и волостных бюро по лесопропаганде;
- учет работы всех лесопропагандистских организаций, составление операционного плана и сметы расходов;
- снабжение литературой на местах, оборудование «уголков леса», организация лесокрестьянских конференций и проведение ежегодно «Дня леса»;
- лесопропаганда в областных органах печати. Такая же работа велась на уровне волостных (районных) бюро.
Наряду с пропагандистской работой развивалось музейное дело, краеведение. Центральными задачами краеведения была воспитательная работа по привлечению трудящихся к овладению знаниями о родном крае, о природе. Под влиянием большой пропагандистской работы постепенно происходит изменение в сознании масс, и в стране начинает расти общественное движение охраны природы, развернулись массовые работы по озеленению городов и восстановлению лесов. Эти работы продолжались и в 30-е годы и широко проводились после Великой Отечественной войны.
|
|
Осознание руководством страны важности экологических проблем и изменение природоохранной политики с начала 60-х годов постепенно изменило и отношение государства к проблеме экологического воспитания и образования. Решение экологических и природоохранных проблем потребовало развернуть систему образования для подготовки большого количества специалистов, способных решать эти проблемы.
Проблема экологического образования была впервые выдвинута в 70-е годы ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды. Стокгольмская конференция по охране окружающей среды (1972) приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды.
Летом 1972 года в г. Минске была проведена 1 Всесоюзная конференция по образованию в области охраны окружающей среды. На конференции работали три секции: 1 - высшее и среднее образование, подготовка кадров и повышение квалификации специалистов; 2 -дошкольное, школьное и профессионально-техническое образование, повышение квалификации учителей и воспитателей; 3 - пропаганда охраны природы, деятельность общественных организаций и средств массовой информации.
Международная конференция по образованию в области охраны окружающей среды (Тбилиси, 1977) подвела итоги пятилетней деятельности в этой области. Проблемам экологического и природоохранного образования были посвящены российские национальные конференции (Иваново, 1984; Казань, 1990) и международная конференция (Москва, 1987) "Тбилиси+10". Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) определила три важнейших направления в области экологического образования и воспитания:
- переориентация просвещения на проблемы устойчивого развития,
- расширение информированности населения,
- создание профессиональной подготовки.
Экологическое образование должно стать всеобщим и непрерывным процессом, затрагивающим и детей, и взрослых, опирающимся на принципы системности, преемственности, целостности, комплексности и учитывающим специфику региональных и местных проблем.
Многоотраслевой характер проблематики экологии и охраны окружающей среды требует подготовки весьма разнообразных типов специалистов отраслевой направленности и специалистов нового типа, содержание образования которых учитывает межотраслевой характер указанной проблематики.
Имеется две концепции подготовки экспертов по экологии и защите окружающей среды. Первая состоит в следующем: студент получает базовое образование в определенной отрасли (машиностроение, химия, строительство, транспорт и т. д.). Затем он получает необходимую сумму знаний по экологии и охране окружающей среды в данной отрасли. Вторая состоит в том, что для подготовки специалиста по экологии и охране окружающей среды необходимо дать базовое экологическое образование. Затем дать специальную подготовку в определенной отрасли производства или науки.
В Советском Союзе экологическое образование было введено с 1988 года. Для всех специальностей была введена дисциплина "Охрана окружающей среды" в объеме 100 часов.
Первая специальность была открыта в Московском химико-технологическом институте им. Менделеева в 1989 году. Она называлась "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов". По этой специальности готовят экологов для химической промышленности в соответствии с первой концепцией.
|
|
В настоящее время природоохранное и экологическое образование ведется на основе правовой и нормативной базы, созданной в последнее десятилетие под влиянием общественного и научного мнения. Правительственные и законодательные органы Российской Федерации приняли ряд законов и указов, направленных на создание правовой базы для формирования системы экологического образования и воспитания. Названия этих документов и даты их принятия приведены в табл.3.
Таблица 3
Правовая база формирования системы экологического образованияв России
Название документа | Год выхода |
Закон "Об охране окружающей природной среды" | |
Закон "Об образовании" | |
Конституция Российской Федерации | |
Указ президента РФ "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" | |
Постановления Правительства РФ "О мерах по улучшению экологического образования населения" | |
"Об утверждении Положения о Межведомственной Комиссии по экологическому образованию населения и ее персональный состав" | |
Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" |
Приоритетность и законодательная основа экологического образования и просвещения населения определена Конституцией Российской Федерации в части прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, приносимого их здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (Статья 42), а также поощрения деятельности, способствующей экологическому благополучию (Статья 41).
В статье 7 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" с целью повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания. Эта система предусматривает экологическое просвещение населения через средства массовой информации и обязательное преподавание экологических знаний во всех учебных заведениях.
|
|
К настоящему времени в России разработан и утвержден кадастр экологических и природоохранных специальностей, который постепенно расширяется.
В Российском университете дружбы народов (РУДН) в 1992 году был создан экологический факультет, где использовали вторую концепцию подготовки специалистов по экологии. Студенты получают базовое экологическое образование в течение 4 лет и затем специальную подготовку в определенной отрасли производства или науки в течение 2 лет.
Факультет решает следующие основные задачи:
- экологическая подготовка в специализированных классах средней школы;
- экологически ориентированное образование на всех факультетах университета;
- подготовка бакалавров и магистров по направлению 511100 - "Экология и природопользование";
- подготовка кандидатов и докторов наук по специальностям "Экология", "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов".
В соответствии с принятой концепцией разработан учебный план по направлению 511100 - "Экология и природопользование", программы курсов специальных дисциплин, а также сформулированы требования ко всем курсам общеобразовательной и фундаментальной подготовки. Этот план соответствует государственному стандарту.
План подготовки бакалавров содержит 4 цикла дисциплин: гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие естественно-научные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, профилирующие дисциплины. Студенты выполняют 6 курсовых проектов и работ по основным предметам, проходят 4 практики. Заканчивается обучение написанием и защитой дипломной работы.
Обучение в магистратуре длится 2 года. Магистры выбирают направление своей деятельности и специализируются по избранному профилю. На факультете имеется 5 кафедр: Системной экологии, Радиоэкологии, Экологического мониторинга и прогнозирования, Экологии человека, Инженерной экологии и 2 самостоятельных курса: Геоэкологии и Экологической математики.
В Московском государственном социальном университете создан факультет социальной экологии и кафедры социальной экологии и промышленной экологии и природопользования, на которых осуществляется подготовка дипломированных специалистов по экологии.