Экологическая политика в СССР до 60-х годов

Октябрьская революция 1917 года принесла радикальную перестройку социально-экономической системы и внесла новые принципы в управление природопользованием и ох­раной окружающей среды. Вся земля, недра и другие природные богатства были переданы в ведение государства, и государство приняло на себя ответственность за их рациональное ис­пользование, воспроизводство и охрану.

С первых дней Советской власти охрана природы рассматривалась как важнейшая го­сударственная задача и как дело всего народа. Уже в 1918 году в своих выступлениях В. И. Ленин выдвигал тезисы о необходимости организации научно обоснованной эксплуатации природных ресурсов, обеспечения их охраны. "Для того, чтобы сохранить источники нашего сырья, мы должны добиться выполнения и соблюдения научно-технических правил" - гово­рил В. И. Ленин, выступая перед коммунистической фракцией ВЦСПС в апреле 1921 года. Только при жизни В. И. Ленина было опубликовано 234 декрета и других документов природоохранительного содержания, из которых 94 были подписаны лично В. И. Лениным. Для реализации декларируемых законов и постановлений создавалась структура государственно­го управления природоохранной деятельностью.

В начале 20-х годов стало развиваться правовое регулирование охраны природы. В мае 1918 года был подписан "Основной закон о лесах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", который объявлял все леса общенародным достоянием РСФСР и определял порядок пользования и распоряжения лесами, права и обязанности граждан и государства, роль местных органов. По инициативе и под руководством В. И. Ленина было разработано большое количество природоохранных документов. В 1919 году им под­писан декрет "О сроках охоты и праве на охотничье оружие" и декрет "О лечебных местностях общегосударственного значения", в 1920 году выходят декреты "Об охране зеленой площади (садов, парков, пригородных лесов и других зеленых насаждений)" и "О регулиро­вании рыбного промысла", в 1921 году выходит очень важный декрет "Об охране памятни­ков природы, садов и парков" и декрет "Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море". К подготовке проектов В. И. Ленин всегда привлекал крупных специалистов. Например, в разработке проекта декрета "Об охране памятников природы, садов и парков" принимали участие академики Н. М. Книпович, Н. М. Кулагин, А. Е. Ферсман, профессора московского университета С. А. Бутурлин, Б. М. Житков и другие.

В 1924 году Наркомпрос издал тиражом 3 тысячи экземпляров основные нормативные документы, в том числе декрет ВЦИК СНК от 7 января 1924 года "Об учете и охране памят­ников искусства, старины и природы", а также инструкцию Наркомпроса, возлагающую обязанности по охране заповедников, отдельных видов растений и животных на местные со­ветские органы. В этот период создается ряд новых государственных заповедников - Астраханский (1919), Ильменский (1920), Кубанский (1920). Всего за период с 1917 по 1925 гг. в стране было организовано 19, с 1926 по 1930 г. - 17 и с 1931 по 1935 г. - 20 запо­ведников [4].

Созданный в 1919 году Госкомитет по охране природы (см. гл. 2) при Главнауке зани­мался вопросами заповедников, контролировал любые действия пользователей ресурсов с точки зрения интересов охраны природы, проводил собственные экспертизы и на их основа­нии выносил решения об изменении характера природопользования, когда считал это необ­ходимым. Госкомитет формировал общую политику в области охраны природы и охраняе­мых территорий и направлял соответствующие рекомендации в высшие органы Советской власти. Таким образом, с первых лет Советской власти охрана природы строилась на прин­ципиально иной основе, чем до революции. Этот период можно назвать Ленинским этапом в охране природы России.

В России была сформулирована идея проведения экологической экспертизы отчетов, материалов и бухгалтерских документов любых ведомств, разрабатывающих проекты, затра­гивающие интересы природы. Предложение законодательно установить, что ни одно реше­ние правительства не должно претворяться в жизнь без оценки последствий его осуществле­ния для природной среды, прозвучало впервые в мировой практике на 1 Всероссийском съезде по охране природы, состоявшемся в 1929 году.

Высокую оценку природоохранной политике в первые десятилетия Советской власти дает современный американский исследователь Д. Вайнер [20]. Он пишет: "Для многих бу­дет удивительно, что еще в 20-х годах и в начале 30-х Советский Союз был на переднем крае развития теории и практики охраны природы. Русские первыми предложили выделять специально охраняемые территории для изучения экологических сообществ, и Советское правительство было первым, кто выполнил эту идею. Более того, русские были первыми, кто понял, что планирование регионального землепользования и восстановления разрушенных ландшафтов должно строиться на основе экологических исследований. В настоящее время этими идеями и концепциями руководствуются, разрабатывая политику в области охраняе­мых территорий не только в Советском Союзе, но и во многих других странах. Эти же идеи получили международное воплощение в программе биосферных заповедников ЮНЕП".

В конце 20-х – начале 30-х годов, с началом пятилеток, стали обозначаться различные подходы к экологическим и природоохранным проблемам. С одной стороны, видные ученые предупреждали о губительных последствиях недооценки задач охраны природы и пренебрежения ими, с другой стороны, утверждали, что СССР – огромная страна с неисчерпаемыми ресурсами и эти ресурсы должны быть максимально использованы для социалистического хо­зяйственного строительства. Точку в дискуссии о концепции взаимодействия общества и природы поставил И. В. Сталин в работе "О диалектическом и историческом материализме", сформулировав тезис о неисчерпаемости природных ресурсов и таким образом одобрив неограниченную их эксплуатацию. Сталинская модель социализма по всем основным критериям разошлась с ленинским пониманием сущности социалистического общества.

В 30-е годы природоохранная политика Советского правительства претерпевает суще­ственные изменения в связи с начавшейся индустриализацией и коллективизацией. В эти го­ды начинает преобладать точка зрения, что природа должна существовать для того, чтобы приносить пользу социалистическому строительству. Вовлечение в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов стало характерной чертой советской экономической системы. Появляются призывы к великому преобразованию природы, а идеи "охраны природы ради самой природы" подвергаются жестокой критике. Во второй половине 30-х годов была раз­решена прямая хозяйственная эксплуатация государственных заповедников. Произошли из­менения и в структуре системы управления природопользованием. В феврале 1930 года руководство лесным хозяйством и эксплуатация лесных ресурсов были переданы от Наркомзема Высшему совету народного хозяйства РСФСР, охотничье хозяйство, включая охотничьи заповедники, было передано в систему Наркомснаба РСФСР.

Великая Отечественная война кардинально изменила положение дел в охране природы России на долгие годы. Чрезвычайные обстоятельства войны потребовали мобилизации всех сил и средств на отражение фашистской агрессии. Это вызвало чрезмерную эксплуатацию ресурсов, особенно лесов. Военные действия нанесли огромный ущерб природе. Только в первые два года были построены военные укрепления длиной 25 тысяч километров, поля сражений были нашпигованы металлом, лесозаготовки велись в районах, близких к промыш­ленным центрам, включая и заповедные зоны. На оккупированных территориях началось хищническое разграбление природных богатств. Естественно, была ослаблена природоохранительная деятельность.

После окончания войны правительство приняло энергичные меры по восстановлению разрушенного хозяйства и природных ресурсов. На развертывание природоохранительных работ были направлены принятое в 1946 году постановление Совета Министров РСФСР "Об охране природы на территории РСФСР" и принятое в 1948 году постановление Совета Ми­нистров СССР и Центрального комитета ВКП(б) "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР".

Большим достижением были принятые с 1957 по 1963 г. Верховными Советами всех союзных республик специальные законы по охране природы, которые взяли под государст­венную защиту от расхищения и бесхозяйственного использования все природные ресурсы страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: